Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы эмпирическое знание есть отражение явлений, а теоретическое – отражение сущности. Раскрытие сущности – вот, тот рубеж, который отделяет теоретическое знание от эмпирического и тем самым определяет его качественное своеобразие. Явления, выражаясь словами Гегеля, представляют собой как бы кору, или завесу, за которой скрывается сущность. Ее необходимо снять, чтобы раскрыть сущность. Когда же сущность еще не раскрыта, явления могут порождать видимость, которую порой принимают за истинное знание о предмете. Сущность – момент любого объективного предмета, однако в таком виде, как она вначале представлена в теоретическом знании, она не существует в действительности. Первоначально в теоретическом знании сущность представляет собой абстракцию от явлений, а следовательно – от действительности. Такое знание можно назвать абстрактно-теоретическим. В действительности сущность существует в неразрывном единстве с явлением. И задача науки состоит в открытии сущности в единстве с явлениями. Такое знание можно назвать конкретно-теоретическим. Таким образом во внутренней динамике теоретического мышления мы наблюдаем движение мысли от абстрактного к конкретному. Каждый из этапов этого движения сопровождается формой теоретического познаний, в число которых входят, проблема, идея, гипотеза, теория. Научная проблема. Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях: 1) когда наука располагает фактами, но еще нет их теоретического объяснения. Разумеется могут быть и такие ситуации, когда факты есть, но не ставится задача их теоретического объяснения. Таким образом, научная проблема появляется не только тогда, когда есть факты, но и есть задача их объяснения. 2) проблема возникает и тогда, когда теория уже существует, но стали известные новые факты, необъяснимые в ее рамках. В таких случаях также возникает необходимость их теоретического объяснения, что, возможно, будет сделано в рамках более общей в сравнении с настоящей теорией. Проблема – переходная форма в развитии знания от эмпирического к теоретическому. Ее образно называют знанием о незнании. Из фактов вырастает проблема, которая заключает в себе необходимость движения к теоретическому знанию. Постановка проблемы, намечающееся ее решение и, наконец, само решение проблемы – стадии в развитии знания. Намечающееся решение осуществляется в форме идеи и гипотезы, а решенная проблема предполагает наличие теории. Идея. Первым шагом на пути решения проблемы является идея как некоторая в общем, абстрактном виде догадка о сущности происходящих явлений. В этом смысле она – отражение сущности. В логическом плане идея является исходным понятием для систематизации знания и характеризует процесс построения теории. Идея – основополагающее понятие для всех других, составляющих вместе с ней теорию. Идея отличается от эмпирических понятий тем, что эмпирические понятия носят абстрактный характер и остаются таковыми, потому что они отражают только явления. Исходя из них, нельзя понять предмет во всей сложности его отношений. Логический механизм формирования идеи состоит из сравнения, абстрагирования, обобщения как моментов категориального синтеза. Категориальный синтез есть средство выведения из эмпирического знания идеи. В силу этих обстоятельств, идея, как понятие, хотя сохраняет абстрактно-теоретический характер, отражает сущность предмета и потому у нее есть возможность стать конкретно-теоретическим знанием. Идея становится конкретно-теоретическим знанием тогда, когда превращается в теорию. В этом случае из нее можно выводить эмпирические понятия, как и из сущности объяснять явления. Поскольку из идеи возможно вывести теорию, она представляет собой теоретическое знание, еще не ставшее теорией. В качестве примера такой научной идеи в последствие развитой в теорию служит идея атома. Она была высказана Левкиппом и Демокритом еще в 5 в. до н. э. В 19 в. она начала превращаться в атомарную теорию, с помощью которой стала объяснять различные химические и физические явления. Древнегреческий философ 5 в. до н. э. Эмпедокл высказал идею о четырех первоэлементах: огне, земле, воздухе и воде, как составных частей всех вещей. Эта идея в своем конкретном содержании утратила научное значение, но сама идея элементов получила развитие. Лавуазье (1743-1794) превратил эту идею в теорию. Он доказал, что воздух – не простое вещество, а состоит из азота и кислорода. Пристли Джозеф (1733-1804) и Кавендиш Генри (1731-1810) установили, что вода состоит из водорода и кислорода. Таким путем идея элемента стала приобретать подлинно научный смысл. Было дано определение элементу: элемент – это вещество, которое не может быть разложено на более простые формы путем химических реакций. Главное функциональное назначение идеи состоит в сведении многообразия эмпирических знаний к их теоретическому единству. Первым шагом на пути превращения идеи из абстрактно-теоретического знания в конкретно-теоретическое служит гипотеза. Гипотеза. Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накопили, они касаются явлений, а сущность непосредственно не совпадает с явлением. Поэтому, прежде чем сложится теория, возникают различные более или менее удачные идеи, выступающие в качестве предпосылок или зародышей будущей теории. Предполагаемое или возможное объяснение, сформулированное в виде предложений о законе или причинных, сущностных связях исследуемого явления, называется гипотезой. В научном познании под гипотезой обычно понимают особого рода высказывание, т. е. предположение (догадка) о закономерном порядке или других сущностных связях между явлениями, а также предположение о существовании какого-либо явления, свойства, эффекта и т. п. Предположение всегда носит вероятностный характер. Вероятностный характер гипотезы в гносеологическом отношении означает, что еще не решен вопрос о ее истинности или ложности. В логическом аспекте вероятностный характер гипотезы означает, что предполагаемое объяснение не следует с необходимостью из «фактов2», т. е. фактофиксирующих предложений. Иногда в науке под гипотезой имеют в виду не только само предположение о законе, но и те следствия, которые в соединении с другими научными высказываниями вытекают из гипотезы. В этом случае следствие должно вытекать из посылок, составляющих гипотезу, с логической необходимостью, дедуктивно. Однако и при этом гипотеза остается вероятностным знанием до тех пор пока не будет доказана ее истинность на основе подтверждения практикой. Таким образом, термин «гипотеза» в научной практике употребляется главным образом в двух смыслах: 1) в узком – как обозначение некоторого предложения о предполагаемом закономерном порядке или других существенных связях и отношениях; 2) в широком – как система предложений, одни из которых являются исходными посылками вероятностного характера (гипотеза в узком смысле), а другие представляют собой дедуктивное развертывание этих посылок. Трактовка гипотезы в широком смысле совпадает с логическим строением теории. Но в гносеологическом плане они различаются, так как исходные посылки в теории прошли проверку на истинность и они истинны, а в гипотезе носят только вероятный характер и проверку на истинность им еще предстоит пройти. 3) Иногда гипотезой называют, и это будет уже фактически третий смысл этого термина, предположение о существовании отдельного события или явления. Однако в науке это не просто предположение о существовании некоего явления, например, частицы, а и предположительное выявление связей между ним и наблюдаемыми известными явлениями. История физики знает такие примеры. Так, в частности, в 1931 г. швейцарским физиком В. Паули было высказано предположение о существовании частицы. Позже Э. Ферми назвал ее «нейтрино», и она была обнаружена. Однако нужно иметь в виду, что гипотеза о существовании нейтрино была выдвинута для объяснения кажущегося несоблюдения законов сохранения и, следовательно, представляет собой непросто констатацию факта существования некой частицы, а содержит также высказывание о свойствах этой частицы, о предполагаемых ее отношениях с другими частицами в элементарных процессах. Из сказанного вытекает, что во всех случаях гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Иногда спорят, приложимы ли к гипотезе категории истинности или ложности. Ответ очевиден. Гипотеза есть такое высказывание, истинность или ложность которого не установлены.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.124 (0.008 с.) |