Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что характеризует постнеклассическую наук?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-первых, наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Классическая наука была ориентирована на постижение фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины. Наука конца 20 – начала 21 века опирается на комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Во-вторых, организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера. В-третьих, в междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, в изучении которых эффект достигается только при синтезе фундаментальных и прикладных аспектов в проблемно-ориентированном поиске. В-четвертых, объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такие объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующими системами. Последние выступают особым состоянием динамики саморазвивающегося объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Развивающаяся система характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новым уровнем организации и саморегуляции элементов. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени все новые уровни организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов. Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояние неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Работа с такими системами требует принципиально новых стратегий. Их преобразование уже не может осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового воздействия на систему. Чтобы вызвать изменение, нужно действовать особым способом, а именно: воздействием на точки бифуркации в нужной пространственно-временной точке. При этом система перестраивается и возникает новый уровень организации с новыми структурами. В-пятых, саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним для данных систем, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. В-шестых, современная общенаучная картина мира пронизана идеями глобального эволюционизма. Она создана на основе синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, первыми из которых столкнулись с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем были биология, астрономия и геология. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов). Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея «Большого взрыва» и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой – благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов (И. Пригожин) и синергетики. В-седьмых, меняются идеалы и нормы исследовательской деятельности. Поскольку системный объект вариабелен в своем поведении и историчен в его исследовании применяются особые способы описания и предсказания его состояний – построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации. Наряду с аксиоматически-дедуктивными теориями появляются теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации (метод, состоящий в приближенном выражении каких-либо величин или геометрических объектов через другие, более простые величины), теоретические схемы, использующие компьютерные программы, используются исторические реконструкции, ранее применявшиеся преимущественно в гуманитарных науках. Например, в современной космологии и астрофизике модели описывают развитие метагалактики, что может быть расценено как историческая реконструкция, посредством которой воспроизводятся основные этапы эволюции этого уникального исторически развивающегося объекта. В новых условиях оказывается и эксперимент как метод познания. Идеал воспроизводимости эксперимента применительно к развивающимся системам должен пониматься в особом смысле. Если исследуемая развивающаяся система подвержена типологизации, то можно проэкспериментировать над многими образцами, в которых исходные состояния одинаковы. В таком случае эксперимент даст один и тот же результат с учетом вероятностных линий эволюции системы. В целом же с развивающимися системами практически не возможен повторный эксперимент, так как в принципе невозможно привести систему в начальное состояние, поскольку процессы развития необратимы. Особенно это касается уникальных исторически развивающихся систем. В этой связи эмпирический анализ развивающихся систем чаще всего осуществляется методом вычислительного эксперимента на ЭВМ, что позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система. В-восьмых, среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Например, объекты экологии, биотехнологии, системы «человек-машина» и др. При изучении такого типа систем поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта. Здесь непосредственно затрагиваются гуманистические ценности. С этими системами нельзя свободно экспериментировать, поскольку это потенциально содержит в себе катастрофические последствия. Именно поэтому к собственно гносеологическим ценностям (истине, росту знания) подключаются ценности общесоциологического характера. Они учитываются при социальной экспертизе исследовательских программ природных комплексов. Вместе с тем в ходе самой исследовательской деятельности в объектами природных комплексов исследователю приходится решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Развитие всех этих новых методологических установок и представлений об исследуемых объектах приводит к существенной модернизации философских оснований науки. В-девятых, научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий. Признается детерминируемость науки общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий «теория», «метод», «факт», «обоснование», «объяснение» и т. п. В онтологической составляющей философских оснований науки возникают новые понимания категорий пространства и времени, возможности и действительности, категории детерминации (избирательное реагирование системы на внешние воздействия) и др. Возникновение очередного нового типа рациональности и нового образа науки не означает, что каждый новый тип приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки. В.С. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов в книге «Философия науки и техники» (М., 1995) предлагают схематично выразить три известных науки типа рациональности следующим образом:
Рис. 1. Классический тип научной рациональности. В этом случае исключается все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания. Хотя цели и ценности науки детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями, классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Рис. 2. Неклассический тип научной рациональности.
Этот тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Включение этих связей является условием объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя скрыто и влияют на характер знания.
Рис. 3. Постнеклассический тип рациональности.
В этом типе рациональности учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем в этом случае эксплицируется связь внутри научных целей с вне научными, социальными ценностями и целями. Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.007 с.) |