Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема истины в процессе познания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными мыслителями, которые начиная с Гераклита и элеатов разграничивали по этому принципу знание. Так, Парменид делил все знание на знание по истине и знание по мнению, а Демокрит на знание темное и светлое. Впервые ясное определение истины дал Аристотель, назвав истиной знание, которое в своем содержании соответствует действительности. Вопрос о том, что есть истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний объективной реальности. Можем ли мы постичь истину сразу? И другие вопросы. Весь комплекс вопросов составляет теорию истины. Очевидно, что истина может характеризовать только знание человека и возникает вопрос, где она присутствует, в самих предметах, или в человеке? В истории философии мы встречаем разные ответы на этот вопрос. Так, сенсуалисты считали, что истина непосредственно дается чувствам, а рационалисты, что она «дочь разума». Другими словами, первые предполагали ее присутствие в самих предметах, вторые – в полной зависимости от человека и его разума. Такой подход к проблеме истины можно назвать онтологическим. Но ответ на вопрос о том, что есть истина, лежит несколько в иной – гносеологический - плоскости. Конечно, вне познавательной деятельности человека проблема истины не возникает. Но какое знание является истинным? То знание, которое в своем содержании соответствует действительности. Такая концепция получила название классической (корреспондентской) теории истины. Она начала складываться еще в античности, у Аристотеля.Помимо адекватности отражения, классическая концепция обращает внимание на то, что это знание не зависит от человека и человечества в целом. Такое знание называется объективной истиной. Другими словами, истиной в корреспондентской концепции называют только такое знание, которое по своему содержанию объективно и не зависит ни от особенностей биологической организации человека, ни от уровня культуры, эпохи, языка и т. п. Истина появляется только в процессе познавательной деятельности человека и не существует объективно как любой другой предмет окружающего мира. «Ахиллесовой пятой» классической концепции истины является объяснение понятия «соответствие», ведь знание – это идеальный мир, а предмет, о котором идет речь в этом знании, - материальный мир. Эта сложность заставляла искать другие варианты трактовки истины.Диалектико-материалистическая концепция истины совпадает в общих чертах с классической, хотя и значительно ее развивает. В ней истиной называется выверенное практикой знание, правильное отражение действительности. Другим вариантом концепции истины является, так называемая, когерентная (лат. – связность, согласованность) концепция. С точки зрения этой концепции главный признак истины – это логическая связность, непротиворечивость знания. Это понимание истины, как и первое, тоже берет начало у Аристотеля, основоположника формальной логики. Этот взгляд на истину носит формальный характер, и в этом его недостаток, поскольку, к примеру, идеально непротиворечивое высказывание может абсолютно не соответствовать действительности, т. е. быть ложным. В конце ХIХ – начале ХХ века складывается прагматическая концепция истины. Ее суть в следующем: истина – это нечто субъективное, то, что может быть полезным, выгодным для субъекта. С этой точки зрения истина не носит объективного и даже общезначимого характера. Очевидна близорукость такого понимания истины и совершенная непригодность его применительно к науке, особенно фундаментальной. При всех недостатках, только классическая концепция истины применима к науке. Ее мы и будем придерживаться в дальнейшем изложении материала. Другой важный вопрос в проблеме определения истины: что может быть объектом истинного знания? Платон, например, считал, что истинным может быть знание лишь о вечных и неизменных идеях. Что касается знаний об изменчивых явлениях действительности, то истинность на них не распространяется, поскольку они не могут быть проверены чистым умозрением и логическими рассуждениями. Их Платон пренебрежительно называл мнениями. Сама истина тоже представляется ему как некая сверх эмпирическая идея и одновременно вневременное свойство прочих «идей». Взгляды Платона использовались средневековыми мыслителями. Так, Августин проповедовал учение о врожденности истинных понятий и суждений. Это же положение поддерживал в Новое время и Декарт, считавший некоторые исходные врожденные идеи абсолютными истинами и источниками познавательной дедукции. Учение Аристотеля об истине развивает средневековый схоласт Фома Аквинский (1225 – 1274). Он определяет истину как соответствие интеллекта и вещи. При этом понятия, образуемые интеллектом, истинны в той мере, в какой соответствуют вещам природы, а сами вещи природы истинны в такой мере, в какой соответствуют понятиям божественного интеллекта, т. е. содержащимся в уме Бога понятиям. Непротиворечивость Фома считал самоочевидным и безусловным принципом мышления и бытия, а также критерием истинности рационального познания. Материализм Нового времени стоял на догматических позициях в трактовке истины. Он понимал под истиной знание абсолютно завершенное, раз и навсегда данное и абсолютно противоположное заблуждению. Он стремился отыскать и абсолютный критерий истины, чаще всего видя в нем абсолютную очевидность ощущений или абсолютную очевидность разума. Отход от метафизической трактовки истины наметился в немецкой классической философии, в частности у Фихте и Гегеля. Гегель впервые понял истину как процесс развития знания. Но только в рамках диалектико-материалистической философии удалось сформировать подлинно научную теорию истины. Преобразование теории познания, в целом, и теории истины, в частности, началось с изменения схемы познавательного процесса. В домарксистской, да и в современной западной философии, процесс познания рассматривается как отношения объект-субъект. В диалектическом материализме схема познавательного процесса приняла вид: объект – предметно-практическая деятельность – субъект. Предметно-практическая деятельность или практика ставит задачи и цели субъекту познания, она же выступает и средством проверки истины, т. е. выявляет меру соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку сама практика изменчива, находится в постоянном развитии, то с введением ее в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости проникает и в саму теорию познания. Тем самым диалектический материализм отказывается от традиционного представления об истине как о чем-то вечном, неизменном, что может быть установлено раз и навсегда. Таким образом, диалектико-материалистическая концепция познания предполагает: 1) признание объективного существования внешнего мира и отражения его в процессе познания; 2) признание объективного мира постоянно изменяющимся и развивающимся; 3) признание практики, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяющимися и развивающимися; 4) признание знания, вырастающего на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяющейся и развивающейся объективной истиной. Таким образом, объективная истина есть процесс постоянного обогащения знания новым содержанием, вследствие того, что постоянно развивается сам внешний мир как объект познания науки. В этом процессе развивающейся объективной истины выделяют относительную и абсолютную истины. Относительная истина это объективное знание, но оно неполно, не исчерпывающе, не завершено. В.И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (т.29, с. 227). В процессе познания человек не может сразу целиком и полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Этим и объясняется существование относительной истины. Абсолютная истина представляет собой исчерпывающее знание о предмете, о тех или иных его свойствах и отношениях. Если знание не может быть опровергнуто при дальнейшем прогрессе научного исследования, то мы имеем дело с абсолютной истиной. Абсолютная истина может быть рассмотрена: 1) как результат исчерпывающего изучения отдельных сторон исследуемого объекта; 2) как констатация существующего конкретного факта (например, Луна – спутник Земли); 3) как момент содержания относительной истины, который сохраняется как неизменное в прогрессирующем человеческом знании; 4) как тот предел, та цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина – это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Часто спрашивают, можно ли достичь абсолютную истину? Агностики отвечают – нет. Причем доказывают это тем, что в реальной научной практике мы имеем дело с относительными истинами. Каждая из них со временем оказывается не вполне точной и заменяется другой. Следовательно, вполне полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее объект, тем труднее достичь абсолютной истины. Диалектико-материалистическая концепция не противопоставляет друг другу абсолютную и относительную истины. Это не две самостоятельные истины наряду с объективной, а разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и пр. И в этом смысле истина всегда конкретна. Признать этот научный принцип – значит подходить к истине не отвлеченно, не в отрыве от жизни, но в связи с конкретными условиями, исторически. Это положение особенно существенно для общественно-исторического и гуманитарного знания. Всякую истину, говорил Ленин, можно превратить в абсурд, если распространить ее за пределы ее действительной применимости. Однако искажение истины возможно и другим способом. Например, абсолютизацией достигнутой истины или умалением ее относительного характера. Такая позиция называется догматизмом. И, наоборот, абсолютизацией относительной истины и признанием ее субъективной по своему характеру. Такая позиция называется релятивизм. Догматизм и релятивизм представляют собой разновидности метафизического способа мышления. Догматизм возводит в абсолют момент устойчивости в содержании знания, а релятивизм – момент изменчивости, текучести. Догматики рассматривают вещи и их отражения в нашем сознании в статическом состоянии, в отрыве от вечно изменяющейся действительности. Они склонны оперировать раз установленными положениями в любом конкретном случае без учета того, что обстановка изменилась и требует иного подхода, корректировки теоретических положений, приближения их к новым условиям. Нарушая принцип конкретности истины, догматики превращают знания, истинные в одних условиях, в универсальную схему, которая будто бы подходит к любым условиям, а на деле искажает действительность. Релятивисты исходят из принципа: раз все в мире преходяще, то научная истина отражает лишь данный момент, поэтому то, что вчера было истиной, сегодня оказывается заблуждением. Если в жизни нет ничего устойчивого и мысли не на чем остановиться, то признание объективной истины есть химера, а познание вообще невозможно. Релятивизм, следовательно, подрывает веру в силу научного познания. Критикуя релятивизм, В.И. Ленин ссылаясь на Гегеля, подчеркивал, что диалектика включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к нему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.01 с.) |