Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания в эволюционном ключе. Эволюционная эпистемология основывается на идее идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, а познавательный аппарат человека рассматривает как механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Одно из определений эволюционной эпистемологии гласит: «Эволюционная эпистемология есть теория познания, которая исходит из трактовки человека как продукта биологической эволюции». Существуют два значения эволюционной эпистемологии. В первом случае эволюционная эпистемология ориентирована на объяснение развития средств (органов познания), форм и методов познания при помощи эволюционной схемы, во втором – на эволюционное объяснение самого содержания знания. Согласно первому значению эволюционной эпистемологии, акцент в исследовании приходится на вопросы эволюции органов познания, когнитивных структур и познавательных способностей, обеспечивающих возможность адекватного отражения мира. Другими словами, признается, что наш познавательный аппарат есть результат биологической эволюции. В течение миллионов лет нервная система и органы восприятия живых организмов трансформировались таким образом, чтобы обеспечить максимально адекватное отражение реальности. В противном случае существование и развитие человека было бы невозможно. Первый вариант трактовки эволюционной теории называют «эволюционная теория познания» (ЭТП). Во втором случае эволюционная эпистемология определяется как «эволюционная теория науки» (ЭТН). Она и является в собственном смысле слова концепцией философии науки. Одним из основателей ЭТП является австрийский зоолог, один из основателей этологии, Нобелевский лауреат по медицине 1973 г. Конрад Лоренц (рож. 1903 г.). Его понимание эволюционной эпистемологии изложено в труде «Оборотная сторона зеркала» (или «Позади зеркала»). Лоренц «оборотной стороной зеркала» называет познавательную способность человека, подчеркивая, что само существование человека и общества есть когнитивный процесс, основанный на присущем человеку любознательном или исследовательском поведении. Суть его невозможно понять, не изучив общие человеку и животному формы поведения, что и составляет специфику науки этологии. Лоренц анализирует поведение животных, начиная с амебы и кончая человеком. Он считает, что наблюдение над поведением животного дает более убедительное знание о человеке, чем самонаблюдение. По его мнению, в структуре человеческого мозга есть материальный носитель – геном, который и делает возможным усвоение информации о мире. Исходя из стремления Лоренца поставить все эпистемологические вопросы на биологическую основу, его направление, а точнее, исследовательская программа, получила название «биоэпистемология». Последняя занимается когногенезом, т. е. изучением эволюции структур и процессов познания, эволюции восприятия, корней понятийного мышления, исследованием вопроса природы приобретения знания. Сам Лоренц назвал свою концепцию эпистемологии «гипотетическим реализмом». Она строится на следующих основных постулатах: 1)постулат реальности (существует реальный мир, независимый от восприятия и сознания); 2)постулат структурности (реальный мир представляет собой структуры); 3)постулат непрерывности (между областями действительности существует непрерывная исторический и каузальная связь); 4)постулат о чужом сознании (существуют другие индивиды, тоже обладающие восприятием и сознанием); 5)постулат взаимодействия (наши органы аффициируются реальным миром); 6)постулат о функции мозга (мышление и сознание есть функция мозга, естественного органа); 7)постулат объективности (научные высказывания должны быть объективными). В своей концепции Лоренц стремится отразить естественный процесс роста знания. Наблюдения и эксперименты над внешним миром дают множество фактов, на базе которых формируются теории, объясняющие и устанавливающие закономерности. Другой путь становления теории – это гипотезы, каждая из которых является интуитивной догадкой. Научной гипотезу можно признать только в том случае, если она опровергаема, фальсифицируема. Научная теория определяется Лоренцом как система тщательно проверенных, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Именно этот принцип отличает эпистемологическую позицию Лоренца от более формальной конструкции Поппера. По мнению Лоренца, никакая гипотеза не может быть опровергнута одним или несколькими не согласующимися с ней фактами, а только другой сильной гипотезой, которая опирается на большее количество фактов. Поэтому и истина у Лоренца предстает как «рабочая гипотеза», способная наилучшим образом проложить путь другим гипотезам. Лоренц обращает внимание на то, что когнитивный механизм обеспечивает накопление информации и тем самым эволюционные процессы. В рамках ЭТП развивал свои взгляды и французский психолог Жан Пиаже. Свою концепцию Пиаже называл «генетической эпистемологией». «Если эпистемология не хочет замкнуться в чистые спекуляции, - писал психолог, - она должна быть всегда обращена к анализу стадий научного мышления и объяснению интеллектуального механизма, используемого различными ветвями науки в завоевании реальности. Теория знания, следовательно, в значительной мере – теория адаптации мышления к реальности». Пиаже разработал концепцию стадиального развития мышления. Психолог выделял пять стадий в развитии мышления: сенсорно-моторную, символическую, допонятийную, интуитивную, конкретно-операциональную и формальную. Начало формирования интеллекта происходит на первой стадии, которая приходится на первые 1,5 – 2 года жизни. К четырем годам допонятийное мышление трансформируется в интуитивное, которое развивается вплоть до семи лет. С 8 до 11лет происходит формирование конкретно-операционного мышления. С 12 лет развивается формально-логическое мышление. Таким образом, в процессе развития мышления Пиаже обнаруживает четыре формы мысли: символ, предпонятие, конфигуративный образ и понятие. В начале 60-х годов ХХ века свою оригинальную концепцию развития науки предложил Стивен Тулмин. Он прошел путь от махизма и неопозитивизма к эпистемологическому эволюционизму. Свою теорию автор изложил в работе «Человеческое понимание». Тулмин исходит из представления о двойственном характере человеческого понимания. «Человек познает, но он также и осознает то, что он познает», - утверждает он. Другими словами, исторически человеческое понимание развивается двумя дополняющими друг друга путями. Познавая мир вокруг себя, человек расширяет свое знание. Рефлектируя по поводу своей познавательной деятельности, человек углубляет свое знание. В центре внимания Тулмина вопрос о том, каким путем развиваются и изменяются, передаются от поколения к поколению понятия, концептуальные системы. Он считает, что концептуальный аппарат напрямую зависит от конкретной исторической ситуации. Какими понятиями человек пользуется, какие стандарты рационального суждения он признает, как он организует свою жизнь и интеризует свой опыт, зависит, как считает Тулмин, от того, когда человеку пришлось родиться и где ему довелось жить. Ст. Тулмин подчеркивает, что «проблема человеческого понимания в ХХ веке – это уже не аристотелевская проблема, в которой познавательная задача человека состоит в том, чтобы понять неизменные природные сущности; это и не гегелевская проблема, в которой исторически развивается только человеческий разум в противоположность составляющей статический фон природе. Скорее всего эта проблема требует теперь чтобы мы пришли к терминам развивающихся взаимодействий между миром человеческих идей и миром природы, причем ни один из них не является инвариантным. Вместо неизменного разума, получающего команды от низменной природы посредством неизменных принципов, мы хотели бы найти изменчивые познавательные отношения между изменяющимся человеком и изменяющейся природой» («Человеческое понимание».- М., 1984. – С.41). Таким образом, Тулмин стремится создать эволюционную модель развития науки, которая строится на следующих положениях: Во-первых, интеллектуальное содержание научной дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой – обнаруживает явную преемственность. Во-вторых, эволюция научных теорий – это непрерывный отбор концептуальных новшеств. Решающим условием для выживания инноваций становится ее вклад в установление соответствия между объяснением данного феномена и «объяснительным идеалом». В-третьих, изменения наступают тогда, когда интеллектуальная среда позволяет «выжить» тем популяциям, которые в наибольшей степени адаптируются к ней. Наиболее важные изменения связаны с заменой самих матриц понимания или наиболее фундаментальных теоретических стандартов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.008 с.) |