Классификация научных теорий.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация научных теорий.



Чтобы разобраться во множестве теорий, имеет смысл их классифицировать. Основанием для классификации могут быть разные принципы.

1. На основании форм движения материи – физической, химической, биологической, социальной – выделяют соответственно физические, химические, биологические и социальные теории. Но каждая из этих форм движения может изучаться несколькими науками, поэтому данная классификация допускает объединение в одной группе теорий, принадлежащих различным наукам. Но нельзя признать, что существует строгое, однозначное соответствие между научными теориями, с одной стороны, и формами движения материи – с другой. Остается открытым вопрос о математических теориях, так как математика не подпадает ни под одну форму движения материи. Действительно, какую форму движения материи представляют математические теории? Поэтому такая классификация имеет право на существование, но она не может быть исчерпывающей.

2. По степени общности теории делятся на специфические, отражающие отдельные части, стороны материального и духовного мира, общие, действие которых распространяется либо на всю природу, либо на все общественные явления или мышление, и всеобщие, распространяющиеся на все явления без исключения – природы, общества, человеческого мышления. Примером последних служит теория диалектики.

Всеобщие, общие и специфические теории существуют не изолированно друг от друга, не независимо одна от другой, а в органической взаимосвязи и взаимозависимости, ибо все они в конечном счете отражают предметы, явления, события материального и духовного мира, их свойства, связи и отношения.

3. В зависимости от логической структуры теории делятся на дедуктивные и не дедуктивные. Эти теории различаются в зависимости от степени использования эмпирических данных и дедуктивных построений, но в разных теориях доминирующими выступают либо те, либо другие. Так, дедуктивные теории, как и все другие, формировались на эмпирическом материале, но в этих теориях опытные данные выступают лишь как исходные, а все дальнейшее развертывание теории осуществляется дедуктивно, относительно независимо от опыта. В формировании не дедуктивных теорий тоже невозможно обойтись без дедуктивных выводов и построений, поскольку без них вообще не может быть никаких теоретических конструкций, но в данном случае доминирующее место занимает обработка эмпирических данных преимущественно на основе индуктивных выводов и заключений по аналогии.

Возможно более детальное разделение теорий по логической структуре на четыре группы: содержательные теории опытных наук, гипотетико-дедуктивные теории естественных наук, аксиоматические теории математических наук и математического естествознания и формализованные теории математики и логики.

4. Возможно деление теорий на формализованные и неформализованные в зависимости от того, насколько та или иная теория поддается математической обработке. Такое деление также относительно, так как полностью формализованных теорий вообще не существует.

5. Некоторые философы классифицируют научные теории в зависимости от того, какой метод или логический способ исследования был господствующим при формировании данной теории и оказал определенное влияние на ее содержание. По этому основанию теории делят на сравнительные, аналитические и синтетические

К сравнительным относят такие теории, при формировании которых господствующим был сравнительный метод исследования, с помощью которого ученые раскрывают сущность явлений действительности, изучая истории или теории однотипных явлений, более доступных для исследования. Сравнительным от называется потому, что позволяет изучать объекты познания путем сравнения их отдельных свойств с соответствующими свойствами однотипных явлений или разных этапов одного и того же явления. Поскольку же это сравнение может осуществляться на разных ступенях развития данных явлений, то оно называется также и историческим.

Однако особенно важную роль сравнительный метод играет на начальных ступенях формирования теории, когда необходимо обобщить и систематизировать накопленный эмпирический материал, или в процессе формирования таких теорий, которые еще не достигли высокой степени зрелости и разработанности, каковыми, как правило, и являются сравнительные теории.

Сравнительные теории особенно большое распространение получили в социальной области при изучении исторических явлений, где они дают возможность мысленно, теоретически восстановить давно прошедшие события и процессы в результате изучения аналогичных событий и процессов, доступных непосредственному наблюдению. Сравнительные теории часто встречаются также в языкознании и в других науках.

Другим видом теории является аналитическая. Если сравнительные теории охватывают большие предметные области, то аналитическая теория раскрывает сущность сравнительно небольшой области действительности или выделяя и абстрагируя отдельную ее часть или сторону. Они содержат более глубокие закономерности и распространяются во всех конкретных науках.

Синтетические теории еще более содержательны, так как в них суммируются все знания о входящих в них явлениях. Они наиболее полны и завершённы. В естественнонаучной области синтетической будет, например, теория относительности, созданная на основе всех достигнутых физических и математических знаний в области материи, движения, пространства, времени, в математике – теория чисел, в физике – квантово-механическая теория и т. п.

6. Принято также делить теории на фундаментальные и прикладные. В первых находят объяснение наиболее общие, основные, сущностные вопросы, прикладные теории имеют выход в практическое применение и являются конкретизацией фундаментальных.

Фундаментальные знания, как правило, не поддаются технологизации, но они оказывают преимущественно косвенное (через конкретно-прикладные разработки) воздействие на преобразование действительности, на процесс решения социально-практических проблем. Но и прикладная теория воздействует на ход практических процессов не непосредственно, а через опосредование технологическими разработками, которые и придают ей рабочее состояние. Именно на этапе технологизации совершается переход от научного описания к нормативной технической системе, имеющей целевое, практическое значение для производства материального продукта. Отсутствие (или их недостаточная разработанность) конкретно-прикладных теорий и технологий – одна из главных причин отрыва теории от практики.

7.Различают также естественнонаучные и технические теории.

Утверждение самостоятельного места технических наук в системе научного знания связано с выработкой принципиально нового в сравнении с естественнонаучной характера технической теории. Здесь, пожалуй, скрыта ключевая проблема самоутверждения технических наук, их относительно независимого от естествознания существования в системе наук. Проводя методологический анализ технической системы, советский философ В.Г. Горохов отмечает внешнее сходство технической теории с естественнонаучной. Как та, так и другая состоят из онтологических схем, математического и концептуального аппарата. Однако, как подчеркивает В.Г. Горохов, при более глубоком анализе обнаруживаются внутренние различия в содержании названных элементов структуры теории. Так, онтологические схемы теорий технических наук состоят из описания элементов устройств, их функциональных и морфологических характеристик, а также из раскрытия процесса действия. Примерами могут служить схема электрического контура, принципиальная блок-схема ЭВМ и т. п. «Онтологические схемы естественных наук, - пишет, сравнивая, В.Г. Горохов, - представляют собой совокупность идеальных объектов теории, ориентированных, с одной стороны, на применение соответствующего математического аппарата, а с другой - на "мысленный эксперимент», то есть на проектирование возможных экспериментальных ситуаций. Они закрепляются, как правило, в определенном графическом изображении. В электродинамике, например, роль таких онтологических схем играют электрические и магнитные силовые линии, представления об электромагнитном поле и волнах и т. п.»

 

Математический аппарат в технической теории выполняет следующие функции: во-первых, он предназначен для расчетов конструктивных и технологических параметров инженерных объектов; во-вторых, для дедуктивных преобразований идеальных объектов технической теории; в-третьих, для исследования естественных процессов, происходящих в инженерном объекте.

Математический аппарат естественнонаучной теории обеспечивает: во-первых, раскрытие содержания, развертывание теории; во-вторых, позволяет рассчитывать экспериментальные ситуации, являющиеся средством обоснования и подтверждения полученных теоретических знаний; в-третьих, используется для дедуктивных выводов, не выходя за рамки теоретической деятельности.

Что касается концептуального аппарата технических наук, то он имеет свои особенности, свой круг необходимых научных понятий как для описания онтологических схем, так и для математического аппарата наук. Он определяется характером онтологических схем, отсюда его своеобразие в технических теориях в сравнении с естественнонаучными.

Значительно отличаются от естественных и технических наук социально-гуманитарные науки, поэтому вопрос об их статусе, специфике, методологии и т. д. требует специального рассмотрения, чему и будет посвящен следующий раздел пособия.

 

Контрольные вопросы:

1.Как определяется форма научного познания и чем она отличается от метода?

2.Какая форма научного познания существуют на эмпирическом уровне?

3.Что такое «факт 1» и «факт 2», чем они отличаются друг от друга?

4.В каком случае возникают научные проблемы?

5.Каковы требования к научной гипотезе?

6.По каким признакам классифицируются научные теории?

7.Какова гносеологическая структура научной теории?

 

Темы рефератов:

1.Диалектика явления и сущности в научном познании.

2.Проблема объективности научного факта.

3.Соотношение логического и гносеологического критериев в обосновании гипотезы.

4.К вопросу о философском обосновании теории.

 

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.008 с.)