Роль научных категорий, принципов, понятий и методов в становлении и развитии науки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль научных категорий, принципов, понятий и методов в становлении и развитии науки



А.А. Карелин

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебное пособие

 

Саратов,

 

 

Экспериментальная психология

Информация о курсе

 

Курс «Экспериментальная психология» занимает очень важное место в подготовке психологов. В рамках этого курса студенты получают систематические знания о научном исследовании и особенностях научного метода. Прослушав данный курс, студенты должны получит развернутое представление о теоретическом и эмпирическом знании в психологии; специфике психологического эксперимента; естественных и искуственных видах деятельность; особенностях экспериментов в различных направлениях психологии.

Данный курс позволяет студентам овладеть знаниями необходимыми для смостоятельного проведения исследований психических явлений.

Цель курса:

Познакомить студентов с применением экспериментального метода в психологических исследованиях.

Задачи курса:

- сформировать у студентов положительную мотивацию к использованию экспериментальных методов при проведении психологических исследований;

- овладеть методическими и теоретическими знаниями о особенностях проведения экспериментов в психологии.

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студенту правильно поставить задачу эмпирического исследования, проанализировать полученные результаты, подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, а так же выбрать подходящие методы анализа эмпирических данных и корректно их использовать.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Роль научных категорий, принципов, понятий и методов в становлении и развитии науки. В данной теме раскрывается специфика научного знания, определяется значение и место методов как «инструмента» науки.

 

Тема 2. Два типа знания в науке. В данной теме рассматривается различие между предметным и рефлексивным знанием, их функция и место в процессе научного исследования.

 

Тема 3. Типы рефлексии. В данной теме рассматривается историческая периодизация развития самосознания науки.

 

Тема 4. Предельные абстракции и их роль в науке. Историческая периодизация теоретического мышления. В данной теме рассматривается логическая структура теоретического мышления и ее изменения в ходе исторического развития науки.

 

Тема 5. Понятие «парадигмы» и «нормальной науки». В данной теме рассматриваются особенности развития науки, выделяются этапы и периоды в становлении научного знания.

 

Тема 6. Научное исследование. Типы научных исследований в зависимости от цели: поисковое исследование, критическое исследование, уточняющее исследование, воспроизводящее исследование. В данной теме раскрывается структура научного исследования и содержательно рассматриваются типы научных исследований.

 

Тема 7.Идеальное и реальное исследование. В данной теме анализируется проблема достоверности проведенного исследования и его результатов.

 

Тема 8. Общенаучные исследовательские методы: наблюдение, измерение, эксперимент. В данной теме рассматриваются сущьность и специфика методов науки. Показано место и значение эксперимента в науке.

 

Тема 9. Этапы психологического эксперимента. В данной теме содержательно анализируются основные процедуры при подготовке, проведении и анализе результатов эксперимента.

 

Тема 10. Эксперименты, которые дублируют реальный мир. В данной теме рассматриваются особенности ситуации, в которой возможно применение эксперимента дублирующего реальный мир.

 

Тема 11. Безупречный эксперимент. Виды безупречного эксперимента: идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент и эксперимент полного соответствия. В данной теме обсуждаются критерии, на которые опирается исследователь при планировании реального эксперимента.

 

Тема 12. Валидность реального эксперимента. Внутренняя валидность. Внешняя валидность. В данной теме анализируются признаки достоверности и пригодности эксперимента.

 

Тема 13. Факторы угрожающие внутренней валидности: нестабильность во времени; различие экспериментальных задач; эффекты последовательности; предубеждения экспериментатора. В данной теме рассматриваются факторы, которые могут привести к недоставерности результатов экспериментального исследования.

 

Тема 14. Первичный контроль и внутренняя валидность. Надежность и способы ее повышения. Систематическое смешение. В данной теме рассматриваются способы усовершенствования экспериментов, которые приблежают их к безупречному.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие, М.: МГУ, 1982.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие, М., 1997.

3. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ, 2001.

4. Кун Т. Структура научных революций, М., 1975.

5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях, М., 1980.

6. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент, М.: Форум, 1998.

7. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика. 1985. Т.2. С.281-302.

8. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1-2. М.: Прогресс. 1966.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.

10. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

11. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

12. Файерабвнд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Про­гресс, 1986.

 

Оглавление

Модуль № 1

Занятие 1;

Тема 1. Роль научных категорий, принципов, понятий и методов в становлении и развитии науки. Два типа знания в науке.

 

Тема 2. Рефлексия, типы рефлексии в науке. Предельные абстракции и их роль в науке. Историческая периодизация теоретического мышления.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

Занятие 2;

Тема 1. Понятие парадигмы и «нормальной науки».

 

Тема 2. Преимущества парадигмального развития (в фазе «нормальной науки»).

 

Вопросы для самоконтроля.

 

Модуль №2

Занятие 1;

Тема 1. Типы исследований в зависимости от цели. Идеальное и реальное исследование.

Тема 2.Основные общенаучные исследовательские методы.

Вопросы для самоконтроля.

Занятие 2;

Тема 1. Этапы психологического эксперимента.

Тема 2. Этапы психологического эксперимента (продолжение).

Вопросы для самоконтроля.

 

Модуль 3.

Занятие 1. Эксперименты, которые дублируют реальный мир

Тема 1. Шум на ткацком производстве.

Тема 2. Сравнение двух методов заучивания фортепьянных пьес - как протоколировать эксперимент.

Вопросы для самоконтроля.

Занятие 2.

Тема 1. Выбор сорта томатного сока – как описывать эксперимент.

 

Модуль 4.

Занятие 1. Обобщение, репрезентативность и валидность.

Тема 1. Обобщение и репрезентативность.

Тема 2. Валидность.

Вопросы для самоконтроля.

Занятие 2.

Тема 1. Факторы угрожающие внутренней валидности.

Тема 2. Повышение внутренней валидности с помощью первичного

контроля.

Вопросы для самоконтроля.

Модуль 1

Занятие 1

ЛЕКЦИИ

Тема 1

Два типа знания в науке

В науке различат два типа знания: знание о мире и знание о знании (или точнее о познании). Первое указывает на то, что познается, второе – каким образом достигается знание о мире. Это различие не абсолютно, оно в очень большой степени является функциональным. Второй тип знания (знание о познании) относится к разряду МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО. Методология, трактуемая в широком смысле этого слова, есть учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта (Э.Г. Юдин, с. 31, 1978).

Тема 2

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает высказывание Эббингауза: психология – это наука с длинной предысторией и короткой историей?

2. Какую роль в становлении психологии в качестве самостоятельной науки сыграл эксперимент?

3. Что является целью науки?

4. В чем особенность методологического знания?

5. Что такое научная рефлексия?

6. Какие типы рефлексий выделяют в науке?

7. Что такое «предельные абстракции»?

8. Роль абстракции в науке?

9. Какие универсальные понятия (объяснительные принципы)использовались в теоретическом мышлении в разные периоды его развития?

Занятие 2

Тема 1

Тема 2

Преимущества парадигмального развития (в фазе «нормальной науки»):

- учёный, который принял парадигму, может идти дальше в своих исследованиях «ему не приходится в своей работе перестраивать всю область заново, начиная с исходных принципов, и оправдывать введение каждого нового понятия» (4, с. 39).

- «парадигма заставляет учёных исследовать некоторый фрагмент природы так детально и глубоко, как это было бы немыслимо при других обстоятельствах» (4, с. 44.).Примером являются исследования Д.Менделеева, который в течение ряда лет безуспешно пытался найти закономерность связи химических элементов и в итоге открыл периодический закон химических элементов.

- отбор фактов подлежащих изучению. Этот отбор всегда неполный, но «Истина всё же, скорее, возникает из ошибки, чем из спутанности» Френсис Бекон. Спутанность фактов это когда в один ряд ставят в исследовании «теплоты» (Бекон): нагревание тела на спиртовке, нагревание в результате смешивания двух веществ и нагревания кучи навоза. Три названных явления относятся к разным уровням движения материи и ставя их в один ряд мы не можем найти какой-либо общей закономерности.

В научном исследовании некоторой области фактов в рамках «нормальной науки» можно выделить три возможных вида деятельности ученого:

1. Селекция фактов. « Имеется класс фактов, которые, как об этом свидетельствует парадигма, особенно показательные для вскрытия сути вещей. Используя эти факты для решения проблем, парадигма порождает тенденцию к их уточнению и к их распознаванию во всё более широком круге ситуации». (4, С. 45)

2. Ещё одна область приложения усилий «нормальной науки» это поиск тех фактов, которые можно непосредственно сопоставить с предсказаниями парадигмальной теории. Поиск фактов соответствующих предсказаниям теории «требует постоянного совершенствования мастерства и возбуждает фантазию экспериментатора и наблюдателя», благодаря чему происходит развитие науки.

3. Ещё один класс наблюдений и экспериментов в рамках «нормальной науки» «представляет эмпирическую работу, которая предпринимается для разработки парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения решения проблем, которые раньше были затронуты лишь поверхностно» (4, С. 47). Например, уточнение значения гравитационной постоянной , о которой говорил ещё Ньютон, потребовали значительных усилий и разработки оригинальных методов, приёмов и аппаратуры исследования.

Т. Кун пишет: «Эти три класса проблем – установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработки теории – исчерпывают, как я думаю, поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической» (4, с. 55).

 

Существование парадигмы являются признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии становление парадигмы определено работами В. Вунда и его научной школы. Взяв за образец естественно – научный эксперимент, перенес требования к экспериментальному методу на почву психологии. До сих пор на эти принципы организации естественно-научного исследования ориентируются психологи, если они стремятся быть научными работниками. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчёты, статьи и монографии. (2, с. 10-11)

В ХХ в. изменился сам подход к науке и жизни в науке. В Х1Х веке учёный, создав теорию, мог в течение всей жизни отстаивать её от критических нападок и наполнять ею умы студентов с кафедры, надеясь на истинность и неопровержимость своих взглядов. В ХХ в на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Учёные в течение жизни мог для объяснения экспериментальных данных, полученных коллегами, выдвигать последовательно ряд теорий, отвергающих друг друга. Теория уже не считалась сверх ценностью и превратилась во временный инструмент.

Отсюда – критерий научности знания:

научным признаётся такое знание, которое может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующие процедуру, не может быть научным.

Каждая теория - всегда лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем – мы можем только предполагать».

С позиции критического рационализма (так характеризовал своё мировоззрение К. Поппер) эксперимент – это метод опровержения правдоподобных гипотез.

Научное исследование

Цель науки – это постижение истины, способ постижения истины – это научное исследование.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1. Выдвижения гипотезы (гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Приведение исследования

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или не опровержение гипотезы (гипотез)

6. В случае отвержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез).

Эта схема говорит о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой константу.

Учёных сплачивает в научное сообщество не следование какой-то идее, верованию, теории, а приверженность единому методу получения нового знания.

Поппер К. отмечал, что в ходе развития науки изменяются гипотезы и теории, но остаются старые проблемы и рождаются новые. Многие учёные склонные классифицировать не «науки», а проблемы.

Критический рационализм ничего не говорит о том, откуда берется новое знание, но показывает, что же происходит со старым знанием. Как и человек, идея рождается необязательно и случайно, но умирает неизбежно и закономерно.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие «нормальная наука»?

2. Какую роль в науке играют классические труды выдающихся ученых?

3. Что означает понятие «парадигма»?

4. Что постигают студенты, обучаясь в высшем учебном заведении?

5. Какими преимуществами обладает ученый, принявший сложившуюся научную парадигму?

6. Основные области научной деятельности?

7. Что взял за образец В.Вунд, создавая план научной психологии?

8. Основные этапы научного исследования?

9. Что объединяет ученых в научное сообщество?

 

Модуль № 2

Занятие 1

Тема 1

Тема 2

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое научный метод?

2. Чем критическое исследование отличается от поискового и воспроизводящего?

3. Какую роль в экспериментальной психологии играет понятие «идеального исследования»?

4. В чем особенности идиографического и номотетического подходов?

5. Каковы особенности основных эмпирических методов (наблюдения, эксперимента, измерения, коммуникативного метода)?

Занятие 2

Тема 1

Тема 2

Вопросы для самоконтроля

1. С чего начинается экспериментальное исследование?

2. В каком случае проводится именно экспериментальное исследование?

3. Какую цель преследует исследователь, обращаясь к научной литературе?

4. Какую форму имеет любая экспериментальная научная гипотеза?

5. Какую цель преследует ученый, планируя исследование?

6. Что означает понятие «генеральная совокупность»?

7. Что означает понятие «выборка»?

8. Требования к формулированию инструкции в экспериментальном исследовании?

9. Что является продуктом научного исследования?

Модуль 3.

Независимая переменная

Использование или неиспользование наушников — независимая переменная, Это значит, что экспериментатор изменяет ее по своему плану. Наша независимая переменная включает в себя два состояния: Использование заглушек — это одно, а неиспользование — другое ее состояние. Когда разные состояния независимой переменной можно оценить количественно, пользуются также словом «уровень». Скажем, могло бы быть четыре вида наушников: одни понижали бы шум до 87 децибел, другие — до 78 децибел, а еще два — до 69 и 60 децибел. Если бы проводился эксперимент по сравнению влияния этих четырех типов наушников на производительность труда, то независимой переменной был бы уровень шума при использовании заглушек. 87, 79, 69 и 60 децибел составляли бы четыре уровня. Иногда вместо слова «состояние» используются еще два термина — «условие» и «фактор».

Зависимая переменная

Среднее количество пропущенных ударов за час — зависимая переменная. В зависимости от использования или неиспользования наушников она может принимать различные значения. Каждому состоянию независимой переменной соответствует одно значение зависимой переменной. Основным результатом эксперимента является определенное отношение между независимой и зависимой переменными. В нашем примере их связь ясно представлена в виде графика, изображенного на рис. 1.1. Отметим, что независимая переменная располагается по горизонтальной оси, а зависимая — по вертикальной. Горизонтальная и вертикальная оси называются абсциссами и ординатой.

Представляя собственные экспериментальные результаты, вам следует очень точно определять независимую и зависимую переменные. В приведенном эксперименте это было несложно. Два состояния независимой переменной — это просто использование и неиспользование наушников. Зависимая переменная тоже была вполне определенной: производительность, или выработка, определялась с помощью измерений количества ударов. Измерения проводились по нескольку раз каждый день. Зависимая переменная всегда задана конкретным способом представления результатов измерения, здесь — вычислением среднего количества пропущенных ударов за час. Иной способ представления этих результатов дал бы другую зависимую переменную. Например, зависимой переменной могло бы стать количество недель, в течение каждой из которых ткачиха пропускала не более 800 ударов в час. В этом случае для испытуемой Д. значение зависимой переменной при использовании наушников было бы 5 недель, а без них — 9.

 

Экспериментальные гипотезы

Всякий эксперимент начинается с «догадки». В описанном нами эксперименте такая догадка касалась производительности труда ткачих и состояла в следующем. Работа с наушниками позволит использовать время более эффективно, и ткани будет производиться больше, чем без них. Когда догадка конкретизируется в реальном эксперименте, ее называют экспериментальной гипотезой. В данном эксперименте гипотеза заключалась в том, что за время работы с наушниками (13 недель) количество ударов, пропускаемых ткачихами в час, будет меньше, чем за время работы без них (другие 13 недель). Для проверки экспериментальной гипотезы служило полученное отношение между независимой и зависимой переменными.

При выдвижении экспериментальной гипотезы автоматически возникает контргипотеза о противоположном отношений названных переменных. Здесь она состояла бы в том, что количество пропущенных ударов при работе без наушников будет меньше, чем при их использовании. В данном случае нам не нужно обсуждать третью конкурирующую гипотезу: использование наушников никак не сказывается на производительности труда. Однако позже мы убедимся в значимости подобных гипотез при проведении более тщательных, научных экспериментов. Для практического решения — носить ли ткачихе наушники — достаточно рассмотреть только две конкурирующие гипотезы. На самом деле, наушники не причиняют особых неудобств, не требуют больших расходов, и даже если прирост производительности окажется небольшим, неверное заключение едва ли будет иметь какие-либо серьезные последствия. Во всяком случае решение каждой ткачихи вполне обосновано: носить наушники, если, судя по общим экспериментальным результатам, они помогают в работе, и не носить, если лучше работается без них.

Цель эксперимента — тщательно проверить две конкурирующие гипотезы и определить, какая из них верна, а какая нет. Основанием для такого заключения служат конкретные экспериментальные данные. Повышение производительности труда в работе конкретной ткачихи — испытуемой Д. — позволяет сделать вывод, что для нее верной была основная гипотеза, а контргипотеза оказалась ложной. Вывод достаточно очевиден.

Но вы должны помнить, что время действия экспериментальных гипотез не ограничивается периодом исследования. Выдвинутая экспериментальная гипотеза относится и к будущей работе ткачихи, на годы вперед. Вывод, основанный на результатах эксперимента, всегда имеет более широкое применение.

 

 

Тема 2.

Эксперимент2:
СРАВНЕНИЕ ДВУХ МЕТОДОВ ЗАУЧИВАНИЯ ФОРТЕПЬЯННЫХ ПЬЕС — КАК ПРОТОКОЛИРОВАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТ

Студент-пианист по имени Джек Моцарт хочет заучивать фортепьянные пьесы наизусть. Для исполнения каждой пьесы Джеку требуется в среднем примерно 15 минут. Обычно он старался запомнить такую пьесу сразу от начала до конца, заглядывая в ноты только в случае крайней необходимости. Но недавно Джек задумался над тем, нет ли более эффективного метода. Он спросил себя, а что если разделить пьесу на три или четыре равные части и разучивать каждую часть по отдельности? Джек решил сравнить два метода заучивания пьес: целостный и частичный. Давайте посмотрим, как он это делал, посмотрим внимательно, следуя за ним буквально шаг за шагом.

 

Планирование эксперимента

Итак, Джек хочет сравнить два метода заучивания пьес и определить, какой из них ему больше подходит. Сначала он выбирает для своего эксперимента четыре пьесы, по две на каждый из методов. Вот эти пьесы:

Бетховен. Соната № 30.

Бетховен. Соната № 31.

Дебюсси. Сюита для фортепьяно.

Равель. Сонатина.

К счастью для нас, Джек — весьма пунктуальный молодой человек, и мы это скоро увидим. Например, он всегда занимается в одно и то же время. На собственном печальном опыте ему пришлось убедиться, что соседи любят ложиться спать рано вечером, а утром — поспать подольше. Он знает также, что наиболее продуктивно, не слишком уставая и не страдая от скуки, он может заниматься не более трех часов в сутки. Поэтому он занимается от 2 до 5 часов дня.

Перед началом эксперимента Джек готовит все необходимое, и прежде всего лабораторный дневник для записи всей экспериментальной информации. Он выбирает сброшюрованную тетрадь в твердом переплете, и это очень разумно, ведь разрозненные листочки часто теряются. На обложке он пишет:

«Джек Амадей Моцарт (это его полное имя). Эксперимент по заучиванию фортепьянных пьес: целостный метод и частичный метод».

Затем Джек открывает тетрадь и в верхнем углу лицевой страницы пишет: «Страница 1», а чуть ниже — текущее число. Затем — заглавие: «План эксперимента». В своем плане он отмечает последовательность разучивания пьес и метод, который он намерен применить для каждой из них. Кроме того, он фиксирует время, необходимое для исполнения пьесы. Он разделяет пьесы на пары примерно равной величины, подобного стиля, одинаковой трудности. Полностью его план представлен на рис. 1.2. Можно убедиться, что длина пьес и тип музыки подобраны для обоих методов довольно успешно. Это не случайно: Джек хочет разучить две пары пьес, причем пьесы каждой пары должны соответствовать друг другу по трудности. И наконец, Джек описывает, каким образом он будет применять каждый из методов заучивания. Итак, описано все, что необходимо Джеку для проведения эксперимента. И ему уже не нужно держать все это в голове. Он может заглянуть в дневник через годы и получить точные сведения о планировании своего эксперимента. А если его навестит друг, Джек сможет показать ему свой дневник и тот тоже будет, знать об эксперименте буквально все. Правда, выносить тетрадь из комнаты для занятий, скажем, давать ее другу на дом, Джеку не хочется: он опасается ее потерять.

Рис. 1.2.План эксперимента с методами заучивания фортепьянных пьес

 

Проведение эксперимента

В первый день эксперимента, в понедельник, перед началом занятий Джек открывает дневник на странице 2 и записывает дату, время, название пьесы и применяемый метод заучивания. Эти записи называются протоколом. Затем он разучивает пьесу — как всегда, в течение трех часов или до тех пор, пока не сможет сыграть ее наизусть два раза подряд. Закончив занятие, он фиксирует время и отмечает, насколько хорошо выучил пьесу. Если же он выучил всю пьесу наизусть до окончания занятия, то оставшееся время посвящает упражнениям для тренировки пальцев. Джек не хочет начинать работать с каждой новой пьесой в разное время своих занятий, ведь это может повлиять на общее время разучивания каждой из них. Ежедневно он отмечает все то, от чего могла зависеть эффективность его работы. Пример страницы протокола из середины эксперимента приведен на рис. 1.3. Когда эксперимент полностью завершится, Джек сможет сказать, насколько случайно совпадали «неудачные дни» его занятий с применением того или другого метода.

Рис. 1.3.Эксперимент с заучиванием фортепьянных пьес: пример страницы протокола Рис. 1.4. Эксперимент с заучиванием фортепьянных пьес: таблица результатов

 

Анализ результатов

За семь дней занятий Джек выучил наизусть все четыре пьесы. Теперь для сравнения эффективности методов ему нужно обработать полученную информацию (или данные). С этой целью он составляет «Таблицу результатов. Она показана на рис. 1.4. Среднее — это просто обычное среднее арифметическое для четырех временных замеров. Лучшим оказался частичный метод — это очевидно. Он позволил Джеку заучить каждую пьесу в среднем за 235 минут, а целостный — за 285. На этом основании Джек решает применять новый метод для заучивания любых фортепьянных пьес. Эксперимент Джека фактически не потребовал никакого дополнительного времени, разве что пришлось чуть подольше потренировать пальцы.

 

ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ —

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Давайте еще раз просмотрим всю документацию, которую составил Джек при проведении эксперимента, и отметим, из чего она состоит:

1. Экспериментальная гипотеза: применяя частичный метод, он может заучивать пьесы быстрее, чем применяя целостный.

2. Определение независимой переменной. Джек тщательно описал оба экспериментальных условия— целостный и частичный методы.

3. Изложение способа оценки заучивания пьес и способа представления результатов измерений по каждому методу для определения значений зависимой переменной.

4. Учет других обстоятельств эксперимента: разучиваемые пьесы, время проведения занятий, дни недели и т. п.

5. Расписание занятий с применением каждого из методов.

6. Приемы анализа данных для проверки экспериментальной гипотезы и изложение возможных способов интерпретации результатов.

7. Пожалуй, самое важное — первоначальное описание деятельности испытуемого, протокол на датированных страницах.

8. Анализ результатов, вывод об исследуемой гипотезе.

 

А теперь давайте посмотрим, как мог бы действовать Джек, не будь он столь пунктуален. Во-первых, он мог бы составить свой план в уме и выполнять его, полагаясь на свою память. Во-вторых, он мог бы не заводить для протоколов специальной тетради, а просто набрасывать данные на любых попавшихся под руку листках (да и не всегда сразу). Неаккуратность так многолика, что мы могли бы говорить о ней очень долго. Но лучше поставить точку. Преимущества тщательно протоколируемого эксперимента перед протоколируемым плохо — неизмеримы. Если бы план не содержал точного описания целостного и частичного методов, то в процессе эксперимента Джек мог просто забыть, в чем конкретно они состоят. Он мог бы, скажем, разделить некоторые пьесы только на две части. Тогда независимая переменная — метод заучивания — для разных пьес была бы неодинаковой. Если бы Джек и дальше полагался на свою память, вспоминая, сколько же времени он заучивал пьесу, то в лучшем случае он допускал бы ошибки, дающие применяемому методу определенное преимущество (или наоборот). А в самом худшем случае он мог стать жертвой предупреждения — за или против этого метода.

Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах. После эксперимента у исследователя остается одна или несколько переплетенных тетрадей, в которых содержимся буквально все, что об этом эксперименте можно сказать.

 

ВОПРОСЫ для самоконтроля

1. Зачем проводятся эксперименты, дублирующие реальный мир?

2. Почему эти эксперименты обсуждаются в книге первыми?

3. Как осуществляется организация эксперимента?

4. Как протоколировать эксперимент?

5. Приведите примеры, раскрывающие содержание следующих терминов:

а) независимая переменная;

б) зависимая переменная;

в) экспериментальные гипотезы.

6. Покажите на примере, как эти понятия связаны между собой.

7. В чем состоят этапы протоколирования эксперимента?

 

Занятие 2.

Тема 1.

Сноска

1. Каллахан X. Неопубликованная шкала, использованная на ярмарке в округе Контра Коста. Лето, 1976.

Цитированная литература

Халл П. Сравнение 16 сортов томатного сока. — «Для вас, покупатели», 1976, 12, 49—61.

Дженкинс Дж. Выиграл Риттенхауз! — «Заботы покупателей», 1975, 33, 182—187.

Примечания

Автор хочет поблагодарить м-ра Джека Амадея Моцарта за помощь, оказанную на данной стадии эксперимента! Мы имели возможность провести эксперимент только благодаря его участию.

Заявки о перепечатке направляйте Иоко Ойесс, 139, Виейо ав., Сосалито, Калифорния 94965.

Таблица 1

Классификация свободных описаний (названия, используемые по крайней мере 4 раза)

Сорта сока описание: как свежий помидор сладкий горький острый Итого:
«Дж. Дж. Риттенхауз»
«Бадди'н'Билл»
Итого:

Рис.1. Распределение оценок двух сортов томатного сока. Осьабсцисс—оценки вкусовых качествсока (по возрастанию). Ось ординат—количество оценок для каждого сорта сока. Белые столбцы—«Дж. Дж. Риттенхауз», заштрихованные—«Бадди'н' Билл»

Замечание для студентов: на обороте всех рисунков нужно ясно написать карандашом название статьи (Оценка двух сортов томатного сока), номер рисунка (рис. 1), а также пометить его верх.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ :
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОФОРМЛЕНИЯ

Даже если эксперимент проводится только «для себя», как в случае с Йоко, экспериментальный отчет имеет важное значение. Он помогает экспериментатору собрать вместе всю информацию и оформить ее так, чтобы представить эксперимент в целом. Для типичного эксперимента, выводы которого должны иметь широкое приложение, отчет не просто полезен, но необходим. Пока не написан отчет, эксперимент не может считаться оформленным до конца. После публикации отчет называется статьей.

Как часто нам приходится слышать рассказы об удивительных экспериментальных результатах. Например, вам могут сказать, что у слонов совершенно неразвита память. Но часто случается так: вы бросаетесь искать статью, в которой этот результат опубликован, и нигде ее не находите. Все, что вы слышали об эксперименте, не более чем слух. Именно благодаря экспериментальным отчетам подобные находки получают документальное подтверждение.

Конечно, для заинтересованных читателей экспериментатор может опубликовать весь свой лабораторный дневник. Но даже если смириться с необходимостью большого количества печатного материала, эта идея не очень хороша и сама по себе. Вряд ли кто захочет разбираться во всех многочисленных деталях. Но даже если кто-то и будет все это читать, ему потребуется слишком много времени, чтобы собрать все детали воедино. Короче говоря, эксперимент не имеет никакой ценности, пока он не будет адекватно изложен. Цель экспериментального отчета — как можно эффективнее донести до предполагаемых читателей смысл эксперимента.

Адекватный способ изложения — вот к чему следует стремиться в экспериментальном отчете. Посмотрите еще раз на эксперимент Йоко, и вы убедитесь, что при его описании преследовалась именно такая цель.

Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. В любых случаях автору нужно стремиться не произвести впечатление на читателя, а подробно информировать его. Во-вторых, отчет разделен на стандартные разделы. Такой способ его оформления помогает автору организовать материал. Он помогает и читателю, поскольку тот уже знает, что и где ему искать. Благодаря стандартной структуре отчета читатель может научиться извлекать из статьи необходимые сведения с наибольшей легкостью и наименьшей затратой времени. Как вы увидите из дальнейшего изложения, данная структура, разработанная для описания экспериментов, является очень эффективной. Если тщательно следовать ей, то опытный исследователь сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эксперимента. Далее мы приводим разделы экспериментального отчета и их функции.

1. В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.

2. В «Кратком содержание» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в результате.

3. Во «Введении» рассказывается о том, ради чего эксперимент был задуман и проведен.

4. В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Пользуясь материалами этого раздела, эксперимент можно будет повторить. Описание методики должно быть при этом достаточно сжатым, чтобы не отпугнуть и менее посвященного читателя.

Раздел «Методика» включает:

а. Испытуемые. Отмечаются аспекты, важные для данного эксперимента: количество испытуемых, их возраст, пол, уровень слуха и т. п.
б. Материал. Различные пьесы для заучивания, задачи для решения, напитки для дегустации и т. п., используемые в эксперименте, нужно описывать здесь.
в. Оборудование. В этом подразделе представлены всевозможные приборы, применяемые для создания экспериментальных ситуаций или для записи ответов испытуемых. Дается описание этих приборов, существенное для эксперимента.
г. Процедура. Здесь приводятся последовател



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.016 с.)