Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы психологического эксперимента (продолжение)

Поиск

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю сово­купность потенциальных испытуемых, которые могут быть объек­тами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или жи­вотных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку вы­воды, получаемые в эксперименте, распространяются на всех чле­нов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Выбор популяции зависит от целей исследования. Специалист по психогенетике выбирает в качестве испытуемых моно- и дизиготных близнецов, а также их родителей, дедушек и бабушек. Меди­цинский психолог при изучении агрессивного поведения улиц с син­дромом посттравматического стресса исследует выборку ветеранов афганской войны. Исследователь закономерностей оперантного на­учения проводит эксперименты на выборке крыс.

Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоя­нием здоровья и т.д. Кроме того, они обладают различными инди­видуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать ре­альными участниками исследования. Техника рандомизации состо­ит в том, что всем представителям совокупности присваивается ин­декс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три группы: 1) всю генеральную совокупность; 2) группу рандоми­зации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную ран­домизированную выборку.

Одно из требований к выборке – репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную со­вокупность, основные типы потенциальных испытуемых, сущест­вующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распре­делены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными.

Кроме того, исследователь распределяет группы относительно разных условий эксперимента так, чтобы контролировать или учи­тывать возможные эффекты последовательности, дифференцирован­ного переноса и др.

7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответ­ственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Лю­бой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведе­нием эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), прово­дит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испыту­емого.

Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по оконча­нии эксперимента (постэкспериментальное интервью).

Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимен­та.

а. Подготовка эксперимента. Исследователь готовит эксперимен­тальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. И.А. Бутенко считает, что она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В ин­струкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5–10 испытуемых.

б. Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в экс­перименте. Это может быть денежная оплата (характерно для аме­риканской и бывшей советской психологии), информация о своих способностях и личностных чертах, помощь в решении личных про­блем и т.д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства ис­пытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особеннос­тей темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых ком­ментариев.

в. Экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособ­ности испытуемого, в том, что он здоров, желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чаще всего именно ассистент ве­дет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемо­го и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Он же следит за работой аппаратуры. Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внима­ние ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Пробле­ме автоматизации психологического исследования и применению компьютеров в эксперименте на человеке посвящено множество монографий и сборников научных работ. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXEL).

В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента. Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за учас­тие в исследовании.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и ин­терпретация результатов – следующий этап исследования.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии плани­рования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении экс­периментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразу­ется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного: а) о сходстве или раз­личии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых пере­менных; в) о статистической связи независимых и зависимых пере­менных; г) о структуре латентных переменных (относится к корре­ляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспе­риментальных групп.

Существуют "привязки" определенных методов обработки резуль­татов к экспериментальным планам. Для оценки различий данных, полученных при применении плана для двух групп, используют кри­терии: t, х2 и F. Факторные планы требуют применения дисперси­онного анализа для оценки влияния независимых переменных на зависимую, а также определения меры их взаимодействия друг с дру­гом.

Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: "Statistica", "Stadia", "Statgraphics", "SyStat", SPSS, SAS, BMDP. Все пакеты де­лятся на виды: 1) специализированные пакеты; 2) пакеты общего назначения и 3) неполные пакеты общего назначения. Для исследо­вателей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные ста­тистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Каждая программа снабжается до­кументацией. По мнению экспертов, наилучший вариант докумен­тации у пакета SPSS. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя. Сопутствующая информация (справочник, интерпретатор выводов и др.) включается в программ­ную систему. Примерами являются отечественные статистические пакеты "Stadia", "Мезозавр", "Эвриста".

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследова­тельский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависи­мости между переменными: "Если А, то В".

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) – решающий аргумент (но не единственный) в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выво­ды с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между собственными данными и результата­ми предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или же опровержением той или иной тео­рии. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он скло­нен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить ре­зультаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса своих данных на другие ситуации, популя­ции и т.д.

10. Конечным продуктом исследования являются научный от­чет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного жур­нала.

Существуют определенные требования к оформлению рукопис­ной научной работы, наглядному представлению результатов и струк­туре изложения.

Подведем итог. Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы его проведения: формули­ровка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методи­ки и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для кон­троля переменных, проведение эксперимента, обработка и интер­претация результатов, подготовка научного отчета.

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надеж­ностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности.

Вопросы для самоконтроля

1. С чего начинается экспериментальное исследование?

2. В каком случае проводится именно экспериментальное исследование?

3. Какую цель преследует исследователь, обращаясь к научной литературе?

4. Какую форму имеет любая экспериментальная научная гипотеза?

5. Какую цель преследует ученый, планируя исследование?

6. Что означает понятие «генеральная совокупность»?

7. Что означает понятие «выборка»?

8. Требования к формулированию инструкции в экспериментальном исследовании?

9. Что является продуктом научного исследования?

Модуль 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.01 с.)