Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные общенаучные исследовательские методы

Поиск

Все методы современной науки делятся на теоретические и эм­пирические. Деление это весьма условное. Выделяется в качестве самостоятельного метод моделирования, имеющий собственную спе­цифику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов от­личают интерпретационные методы, в частности методы представ­ления и обработки данных.

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – пред­ставлением в форме умственных образов, формул, пространствен­но-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Теоретическая работа совершается "в уме".

Эмпирическое исследование проводится для проверки правиль­ности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпири­ческого исследования, экспериментатор также, как и теоретик, ра­ботает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном "во внешнем плане действия": рисуют­ся схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теорети­ческом исследовании проводится "мысленный эксперимент", ког­да идеализированный объект исследования (точнее – умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные) и анализируется его возможное поведение путем логических рассуждений.

Метод моделирования отличен как от теоретического метода, да­ющего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпиричес­кого. При моделировании исследователь пользуется методом анало­гий, умозаключением "от частного к частному", тогда как экспери­ментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного выво­да). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Для исследователя, применяющего моделирование, модель – ана­лог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объек­там относятся уникальные системы, недоступные эксперименталь­ному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная систе­ма, экосистема национального парка "Лосиный остров" и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологичес­ких исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследо­вания. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важ­ных масштабных искажений). Вместо того, чтобы исследовать осо­бенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого "биологичес­кие модели": крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.

Различают "физическое" и "знаково-символическое" моделиро­вание. "Физическая" модель исследуется экспериментально. "Знаково-символическая" модель, как правило, реализуется в виде бо­лее или менее сложной компьютерной программы, и исследование ее поведения – дело теоретиков. Проблема "внешней" валидности метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства объекта исследования с его аналогом.

К общенаучным эмпирическим методам относятся: 1) наблюде­ние, 2) эксперимент, 3) измерение. Рассмотрим особенности, воз­можности, которые они предоставляют исследователю, и недостатки.

Первый метод, с которым обычно начинают знакомить студен­тов, – наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последовате­ли этого подхода считают его единственно возможным в науках, изу­чающих уникальные объекты, их поведение и историю.

Идиографический подход требует наблюдения и фиксации еди­ничных явлений и событий. Он широко применяется в историчес­ких дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. До­статочно вспомнить такие исследования, как работу А. Р.Лурии "Ма­ленькая книжка о большой памяти" или монографию З.Фрейда "Ле­онардо да Винчи".

Идиографическому подходу противостоит номотетический подход – исследование, выявляющее общие законы развития, существова­ния и взаимодействия объектов.

Наблюдение является методом, на основе которого можно реа­лизовать или номотетический, или идиографический подход к по­знанию реальности.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Одна­ко с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встре­чающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания су­щественных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосред­ственного восприятия.

Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и от­ветить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблю­дение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволи­тельно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

— сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие иссле­дователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.

Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, бо­лее "совершенные" методы эмпирического исследования: экспери­мент и измерение. Эксперимент и измерение позволяют объективи­ровать процесс, ибо они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в ко­личественной форме.

В отличие от наблюдения и измерения, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных усло­виях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.

Измерение проводится как в естественных, так и искусственно созданных условиях. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь стремится не воздействовать на объект, а ре­гистрирует его характеристики такими, какими они являются "объ­ективно", независимо от исследователя и методики измерения (пос­леднее для ряда наук невыполнимо).

В отличие от наблюдения, измерение проводится в ходе приборно-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного ин­струмента: естественное "поведение" объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором. При измерении не­возможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследование.

Измерение обычно определяют как некоторую операцию, с по­мощью которой вещам приписываются числа. С математической точки зрения это "приписывание" требует установления соответст­вия между свойствами чисел и свойствами вещей. С методической точки зрения измерение – это регистрация состояния объекта (объ­ектов) с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом должна быть определена функция, связывающая состояния – объ­екта и прибора. Операция приписывания чисел объекту является вто­ричной: числовые значения на шкале прибора мы считаем не пока­зателями прибора, а количественными характеристиками состояния объекта. Специалисты по теории измерений всегда большее внима­ние уделяли второй процедуре – интерпретации показателей, а не первой – описанию взаимодействия прибора и объекта. В идеале операция интерпретации должна точно описывать процесс взаимо­действия объекта и прибора, а именно – влияние характеристик объ­екта на его показания.

Итак, измерение можно определить как эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаи­модействия объекта с измерительным прибором, изменения состо­яний которого зависят от изменения состояния объекта. Прибором может быть не только внешний по отношению к исследователю пред­мет. Например, линейка – прибор для измерения длины. Сам ис­следователь может быть измерительным инструментом: "человек есть мера всех вещей". И действительно, ступня, палец, предплечье слу­жили первичными мерами длины (фут, дюйм, локоть и пр.). Также и с "измерением" человеческого поведения: особенности поведения другого исследователь может оценивать непосредственно – тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюде­нием. Но существует инструментальное измерение, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, например тест на интеллект.

Особенности метода измерений в психологии будут рассмотрены в дальнейшем. Здесь отметим лишь то, что в психологии под изме­рением понимают два совершенно различных процесса.

Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объек­тов реальности, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь "измеряет" особенности субъективной реаль­ности испытуемого. В этом смысле "психологическое измерение" является задачей, данной испытуемому. Психологическое измере­ние во втором значении, о котором мы и будем говорить в дальней­шем, проводится исследователем для оценки особенностей поведе­ния испытуемого. Это – задача психолога, а не испытуемого.

В естественных науках следует различать, как предлагает С.С. Паповян, три вида измерения:

1. Фундаментальное измерение основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы.

2. Производное измерение – это измерение переменных на основе закономерностей, связывающих эти переменные с другими. Для производного измерения требуется установление законов, описы­вающих связи между отдельными параметрами реальности, позво­ляющих вывести "скрытые" переменные на основе непосредствен­но измеряемых переменных.

3. Измерение "по определению" производится тогда, когда мы произвольно предполагаем, что система наблюдаемых признаков характеризует именно это, а не какое-либо другое свойство или состоя­ние объекта.

Сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними. Установление связей между различными свойствами объектов называется корреляцион­ным исследованием. Измерение можно охарактеризовать как метод, "промежуточный" между наблюдением и экспериментом, как "ин­струментальное наблюдение".

Наблюдение условно можно отнести к "пассивным" методам исследования. Действительно, наблюдая поведение людей или изме­ряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предостав­ляет природа "здесь-и-теперь". Мы не можем повторно провести на­блюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь "внешние" свойства, зачастую, чтобы выявить "скрытые" свойства, необходимо "спро­воцировать" изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.

Для установления причинно-следственных связей между явле­ниями и процессами проводится эксперимент. Исследователь ста­рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае­мый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается при­чиной, а изменение состояния (поведения) объекта – следствием.

Эксперимент является "активным" методом изучения реальнос­ти. Исследователь не только задает вопросы природе, но и "вынуж­дает" ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют отве­тить на вопросы: "Как? Когда? Каким образом?", а эксперимент отвечает на вопрос "Почему?".

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь­ной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе экспери­мента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и из­меряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует пла­ново и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

Эксперимент – основной метод современного естествознания и естественно-научной ориентированной психологии. В научной ли­тературе термин "эксперимент" применяется как к целостному экспериментальному исследованию – серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперименталь­ной пробе – опыту.

Подводя промежуточный итог, отметим, что наблюдение явля­ется непосредственным, "пассивным" методом исследования. Из­мерение – пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент – "активный" и опосредованный метод изучения реальности.

Теоретически возможен и четвертый вид эмпирического иссле­дования: непосредственный и "активный", при котором исследова­тель без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объ­ектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, навер­ное, только в психологии и называется он беседой, а шире – комму­никативным методом.

Таким образом, получаем простейшую классификацию эмпирических методов, представленную в таблице:

Опосредованность Активный Пассивный
Опосредованный Эксперимент Измерение
Непосредственный Беседа Наблюдение

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое научный метод?

2. Чем критическое исследование отличается от поискового и воспроизводящего?

3. Какую роль в экспериментальной психологии играет понятие «идеального исследования»?

4. В чем особенности идиографического и номотетического подходов?

5. Каковы особенности основных эмпирических методов (наблюдения, эксперимента, измерения, коммуникативного метода)?

Занятие 2

Тема 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.007 с.)