Предметные области философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметные области философии.



(Структура философского знания)

Онтология — учение о бытии.

Что такое мир? Существовал ли он всегда? Или появился на каком-то этапе? Существуют или не существуют внешние причины по отношению к этому миру?

 

Гносеология — учение о познании.

Познаваем или не познаваем мир? Если познаваем то до какой степени? Что такое истина и существует ли она вообще?

Признание относительного характера истины называется релятивизм.

Мыслители которые утверждают, что мир принципиально познаваем называют агностиками (тотальные скептики).

 

Эпистемология — учение о знании.

Что такое знание? Какие виды знаний существуют? Каковы критерии достоверности тех или иных знаний?

 

Философия истории (Историософия) — учение о силе исторического процесса.

Что такое история? Существуют или не существуют исторические закономерности или история хаос в которой нет закономерностей?

Социальная философия — учение об обществе.

Что такое общество? Какова его структура? Чем сообщество животных отличается от объединения людей?

 

Аксиология — учение о ценностях.

Что такое ценности? Виды ценностей? Каковы иерархии ценностей?

 

Философская антропология — учение о сущности.

Что такое человек? Каковы его границы и возможно? И чем человек радикально отличается от всего живого на земле?

 

Эстетика — учение о чувственных формах познания действительности.

Что такое прекрасно? Существуют ли объективные критерии прекрасного и безобразного?

 

Этика — учение о нравственности и морали.

Что такое добро? Что такое зло? Добро носит абсолютный характер или ситуативный?

 

Генезис философии.

Генезис — происхождение философии.

Существует несколько точек зрения генезиса философии:

а) Философия появляется одновременно с появлением человека современного вида.

б) Философия появляется на определённом этапе развития человеческого общества.

в) Философия есть уникальное культурное явление формирующиеся в рамках только определённой культурной традиции.

 

А) С появлением человека современного вида (200.000 лет назад), появляется универсальная форма знания и мировоззрения: мифология.

 

Характеристика мифа:

Мифы оперируют не понятиями, а образами.

В мифе существует своя система причинно-следственных связей.

В мифе формируются и обосновываются первые системы ценностей. (Табу=Запрет)

Миф как правило существовал в устной форме.

 

Разделы мифа:

Космологи — учение о строении мира.

Космогония — учение о происхождении мифа.

Антропология — учение о происхождении человека.

 

Вывод:

Миф является формой знания и мировоззрения, но миф не является философией так как отсутствует теоретическая форма мышления.

 

Б) Философия появляется одновременно с появлением первых государств(С 4ого тысячелетия).

 

Общество устраивает однородность при появлении государства.

Появляются города, письменность, происходит разделение труда, происходит деление умственного труда от физического.

Монополией на знание в первую очередь стали обладать жрецы.

Монополия на знание позволяла конвертировать во власть и собственность.

Знание у жрецов носило закрытый(эзотерический) характер и так же рецептурный характер.

В древних цивилизациях в качестве самостоятельных форм начинает появляться искусство, религия и т. д., но науки и философии ещё нету, тем самым получается, что отсутствует теоретическая форма мышления.

 

В) Европейская философия зарождается в рамках древнегреческой культуры(в 7-6 вв. н. э.). В дальнейшем культурой древнего Рима.

 

Философия — (Филос-любовь(интеллектуальная), Софос-мудрость.)

Древние греки активно усвоили достижение предшествующих цивилизаций. Пример тому, что древние греки достаточно рано перешли на алфавитное письмо которое они позаимствовали у финикийцев.

У древних греков сложился особое, общественно-государственное устройство: полис.

Граждане полиса имели право публично высказывать и отстаивать свою точку зрения.

У древних греков особую роль играл Агон(Соревнование).

У древних греков жрецы не удержали монополию на знание.

У древних греков формируются основы теоретического мышления.

 

Философия Античности.

Античность — культура древних греков и древних римлян, а так же народов перешедших на эту языковую традицию.

 

В истории античной философии выделяют несколько основных этапов:

 

1) До сократовская философия (с конца 7 в. до н.э. - середина 5 в. до н.э.)

2) Классический (вторая половина 5 в. - конец 4 в. до н.э)

3) Элинизм (с конца 4 в. - 2 в. до н.э.)

4) Римский (2 в до н.э. - 4-5 в н.э)

 

До сократовская философия

На этом этапе формируются первые философские школы которые конкурируют друг с другом.

Основным предметом изучения первых философских школ является природа.

Эти школы формируют первые онтологические проблемы.

 

А) Милетская(первая школа)

 

Название пошло от города Милет(нынешняя анталия).

Родоначальником был Фалес Милевский.

Он говорил: «Есть первопричина мира», «Первой причиной бытия является вода», «Из воды всё возникает и в воду возвращается»

Акте — период зрелости мужчины. (греческий)

Ученик Фалеса по имени Аноксимандр утверждал, что причиной начала был анейрон(бес придел, хаос)

А ученик Аноксимен говорил, что всё возникает из воздуха.

Можно увидеть, что в рамках одной школы появляется конкуренция в мнениях.

 

 

Б) Школа диалектиков

 

У них были другие онтологические проблемы.

Родоначальником являлся Гераклит Эфеский.

Диалектики говорили, что существующие бытие не изменно и не подвижна, или бытие это процесс, где нет ничего постоянного. Так же они считали, что бытие мерой возгорающийся и мерой гаснущий огонь.

Они говорили: «Всё течёт, всё изменяется», «В одну и туже реку нельзя войти дважды».

Парадоксальные высказывания нужно понимать в пределах определенного контекста. В данном случаи река это образ бытия.

«Многознание уму не учит»(нужно изучать Логос)

 

 

В) Элейская школа

 

Данная школа являлась критиком школы диалектиков.

Родоначальником был Ксенафан Канафонский.

Им были присуще парадоксальные вопросы такие как: «Почему у греков боги похожи на греков?»

Они утверждали, что боги не могут быть похожи на животных, антропоморфных и так же не могут комбинацией этого всего.

Бог один и для всех. Бог должен иметь сферичискую форму символизирую бесконечность.

Можно заметить, что появляется монотеизм.

Протогор говорил: «Не подлинное бытие оно текуче,подвижно оно изучается органами чувств, а результатом познания является мнение, а подлинное бытие изучается разумом, и оно не изменно и не подвижно, а результатом познания является истина».

Парадокс Зенона Элейского: «Никогда самый быстрый бегун Ахилес, не догонит, самое медленное тихоходную черепаху, при условии если она выйдет раньше».

 

 

Г) Пифагорейская школа

 

Пифагор с острова Самос родоначальник.

Существует два вида бытия: одно бытие где мы живём, и мир чисел.

Мир чисел — там где существуют реальные числа.

Мир чисел первичен и мир чисел управляет нашим бытием.

«Числа правят миром».

Число онтологический символ.

 

 

Д) Школа Лев-кипа Демокрита

 

Существующие бытие однородно или оно состоит из первичных не делимых единиц недоступных чувственному познанию.

Они называли эти единицы атомами. Отсюда и пошёл этот термин.

Все существующие предметы представляют собой комбинацию различных атомов.

На ряду с атомами существует пустота.

Они полагали, что всё предопределено.

 

 

Е) Школа софистов(мудрецов)

 

Истиной является то, что приносит мне выгоду именно в данный момент.

Вывод: Истины нет.(релятивизм истины)

 

Классический этап

Этот этап начинается Сократом. Он создатель философской антропологии и этики.

«Меня не интересует природа, меня интересует человек».

«Человек познай самого себя».

«Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого».

Знание — расширение границ нашего невежества.

Самое главное в человеке это мышление.

«Философ должен научить человека думать, но научить думать нельзя».

«Мышлению нельзя научить, его можно только спровоцировать».

Маевтика — состоит из 2ух частей: эристика(искусство задавать вопросы) и ирония(поиск противоречия).

Философ должен учить истине и добру.

Сократ отождествляет истину и добро, знание и нравственность.

Он утверждал, что если человека учить чему-то, то он и будет поступать именно так.

 

Сократовские школы:

А) Мегарская школа

 

Сторонники этой школы пытались соединить методы маевтики Сократа с приёмами софистов.

«С утратой какого волоса можно назвать человека лысым?»

«Критянин утверждает, что все критяне лжецы»

 

 

Б) Школа кинников(цинники)

 

Диаген Синойский был родоначальником.

Сущность человека состоит в том, что нужно употреблять первичные потребности.

Они занимались релятивизацией культурных норм и ценностей.

Цинник, знает цену всему, но ни ценит ничего.

 

 

Философия Платона

Платон(Аристокл)

Его учениям характерен объективный идеализм.

 

Онтология Платона

Платон опирался элейскую и пифагорейскую школу.

Платон считал, есть 2 вида бытия: 1) Мир чувственных вещей. В этом мире существует множество единичных предметов. 2) Мир идей или эйдосов. В этом мире существуют идеи, то есть общие родовые начала. Мир вещей первичен по отношению к миру чувственных вещей. Мир чувственных вещей стремится к миру идей, но никогда этого не достигает.

 

Гносеология Платона

Познавать чувственное не имеет смысла, а познавать мир идей по средствам органов чувств невозможно.

«Познания как воспоминания».

Душа не однородна и представляет из себя иерархию:

А) Высшая и лучшая форма души: разум. (1ый слой)

Б) Воля и благородное желание (2ой слой)

В) Чувственность (3ий слой)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.04 с.)