ТОП 10:

Социальная философия Платона



Платон выделяет оптимальные и не оптимальные формы государственности:

Аристократия, олигархия(власть немногих), демократия, охлократия(власть толпы).

Платон один из первых предложил утопию(проект) идеального государства.(Атлантида)

Моделью государства является пирамида верхняя часть которой заселена философами, они вырабатывают общие нормы для государства. Получалось так, что у мыслителей не могли быть собственности и семьи. На более нижнем слою, находились войны, они воплощали решения мыслителей. Нижней часть были исполнители.

Общее было выше интересов индивидуального.

Платон был автором нескольких мифов. Миф о пещере. Миф о андродогидах.

Платоновские учебные заведения назывались академиями.

 

 

Философия Аристотеля

«Платон мне друг, но истина дороже»

Он основал своё учебное заведение: ликей(в будущем лицей).

Аристотель являлся учителем Александра Македонского.

Последователей Аристотеля звали перипатетиками(прогуливающиеся).

 

Онтология Аристотеля

Он считал, что первопричиной мира является перво материя, на ней формируются стихии.

Материя, утверждал он, пассивна, а вот форма активна.

Так же он считал все предметы имеют первичные сущности, это единичные характеристики предмета и они познаются органами чувств.

Вторичные сущности познаются разумом.

Каждый предмет это комбинация первичного и вторичного.

Перводвигатель, термин Аристотеля.

Аристотель анализирует различные причины, присущие бытию: материальная, движущая и целеологичная.

Целеология — учение о цели.

 

Гносеология Аристотеля

Мир познаваемый и человек может его познать.

Инструментом познания является душа, но душа не однородна.

Душа принадлежит живым существам:

 

А) Вегетативная душа.(душа растений)

Б) Вегетативная + чувственная.(душа животных)

В) Разумная.(душа человека)

 

Аристотель создаёт учение о правильном и нормативном мышления: логика.(она бинарна)

Аристотель особое внимание уделяет дедукции.(Переход от общего к частному)

Логика — учение о понятии.

Суждение — несколько понятий связки.(и, или)

Умозаключение — комбинация нескольких сущностей с выводом.

Монархия — власть одного лица на законных основаниях.(Оптимальная)

Тирания — власть одного лица на не законных основаниях. (Не оптимальная)

Демократия — власть большинства. (Не оптимальная)

Полития — власть компетентных. (Оптимальная)

Он считал, что более оптимальным обществом является средний класс.

Человек — двуногое, но без крыльев.

Человек — есть животное общественное и политическое.

 

Философия эпохи Элинизма и римский период

 

На этом этапе основное внимание уделялось проблемам философской антропологии и этике.

 

А) Школа эпикурейцев

 

Онтология Эпикура

Эпикур был сторонником учения об атомах, то есть все предметы складываются уз атомов. Душа человека есть тоже движение лёгких атомов.

В отличии от Демокрита, Эпикур пологал, что атомы обладают свободой выбора. Эпикур не отрицал случая.

Одной из проблем этой школы была проблема жизни и смерти.

Эпикур отрицал смерть.

Атомы вечны и не уничтожаемы. Атомы есть бытие.

Он отрицал не бытие.

Когда существую я, нет смерти и когда существует смерть, нет меня.

Но существует страх смерти.

«Боги так высоко, они так совершенны, что им нет никакого дела до людей».

Эпикур отрицает необходимость входить в контакт с богами или отрицает необходимость существования религии.

Религия существует, потому что люди не знают естественных законов, у людей есть страх перед смертью.

 

Этика Эпикура

Цель существования человека наслаждение.

Наслаждение — удовлетворение естественных потребностей и удовлетворение души.

Атараксия — высшая форма наслаждения.

Эпикурейцы люди у которых смысл жизни заключался в наслаждении.

 

 

Б) Школа стойков

 

Зенон Стойк является основателем.

Данная школа развивалась в Риме.

Римскими стойками были: Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека.

Стойки в отличаи от эпикурейцов были сторонниками фатализма.

Фатализм — мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределённое.

Онтология это корень, ствол это логика, ветви это учение о человеке, плоды это этика.

В противовес эпикурейцам, стойки полагали, что наслаждения кратковременны ,а трудности и боль постоянны.

Смысл существования человека чтобы с достоинством выпускать вес трудностей как стойки.

Жизнь нас ломает.

Жизнь это боль, достичь счастья значит освободиться от боли.(анестезия)

Состояние когда чувства не влияют называется апатия.(идеальный смысл)

В учении о космополисе человек является гражданином космоса.

 

 

Философия Западного Средневековья

С 5 века н.э. По 15 век н.э.

Для средневековой культуры и философии характерны следующие основные признаки:

А) Теоцентризм (Начало это бог)

Б) Господствующими религиозными системами в среднее века становятся монотеические религии. (христианство, ислам и иудаизм)

В) В христианстве бог понимается как единая сущность, но имеющая 3 ипостаси(лица): бог отец, бог сын, бог дух святой.

Г) На ряду с богом существует тварь. (сотворённая творцом)

Д) На средневековую философию оказала влияние античная философия. В первую очередь школа Аристотеля.

Е) Философия в среднее века должна была обосновывать религиозную причину мира.

 

Философия есть служанка богословия.

Основными проблемами средневековой философии становятся проблемы соотношения веры и разума, веры и знания.

В среднее века формируются новые философско-религиозные школы.

Христианский иррационализм.

Иррационализм — это критика роли разума и рациональной дейтельности.

Религиозная вера всегда выше разума, религиозная вера самодостаточна и не нуждается в рациональных обоснованиях.

Верую потому что это абсурдно.

 

Христианский рационализм.

Альтернатива иррационализму.

Вера ищет разум.

По средствам разума нельзя доказать факт существования бога, но по средствам разума можно попробовать обосновать.

Доказательство бытия бог.

Есть множество благ. Самое высшие это бог.

Негативная теология.

Дионисий Ареопагит, Иоанн Скот Эриугена.

Сущность бога разумом познать нельзя, но разумом можно познать и определить всё то, что богом не является.

 

Христианский волюнтаризм.

Волюнтаризм — обоснование роли воли и волевого фактора.

Самым главным являлась воля.

Наиболее ярким представителем был Августин Аврелий.(блаженный)

 

Онтология Аврелия

Бог есть первичное начало и всё, что есть вне бога, причина всего бог.

Бог есть причина самого себя.

Бог не только сотворил мир, он его поддерживает и продолжает творить.

Самое главное в боге это его воля.

Человек познавает бога и мир.

Инструментом познания является душа, она состоит из мышления, разума и воли. Воля главная часть человека.

 

Этика Аврелия

Цель человека это счастье.

Счастье — это созерцание бога и совершенствование души.

Августин предложил один из первых теодицей.

Теодицей — обоснование наличие зла в мире, при условии, что мир создан абсолютно совершенным и всемогущим существом Богом.

Зло относительно. Зло недостаток добра в мире.

Добро абсолютно. Это бог.

Бог наделяет человека свободой воли, свободой выбора.

 

Социальная философия Аврелия

По Августину общество неоднородно.

Есть небесный град(меньшинство людей) это люди любят Бога и помогают друг другу поэтому они спасутся.

Есть земной град(большенство людей, думающие о себе, забывшие Бога) они не спасутся.

 

Эпоха Схоластики

С12 века по 15 век.

На этом этапе формируются качественно-новые учебные заведения.

Они называются университетами.

Университеты открывались при монастырях и храмах.

Университеты делились на 3 факультета:

А) Артистический

Б) Философский

В) Теологический

 

Языком знаний являлась латынь.

После каждого этапа студент защищал диссертацию.

Большое время уделялось логике и аргументации.

Считалось, опираясь на логику можно всё обосновать и всё объяснить.

Доминирующими школами философии были школа реалистов и школа номиналистов.

Основным предметом спора была проблема универсалей.

Универсаль — общее понятие.

 

Реалисты

Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский.

Общие понятия первичны по отношению к единичным вещам.

 

Номиналисты

Дунс Скот, Жан Буридан, Уильям Оккам

Считали, что единичные предметы первичны по отношению к общим понятиям.

Оккам сформулировал знаменитый принцип экономического мышления, который до сих пор является не гласным принципом современной науки:

«Сущность не следует умножать сверх надобности»

 

Фома Аквинский считается систематизатором средневековой схоластики. («Сумма Теологии», «Сумма против язычников»)

 

В современной каталической мысли, Фома Аквинский рассматривается в качестве выразителя официального мировоззрения.(Томизм)

 

Онтология Аквинского

Он рассматривает всё бытие как жосткую иерархию. Она строится от Бога, ангелы, человек, природа, ад.

За основу своей философии Фома взял философские взгляды Аристотеля.

 

Существуют истины которые человеку недоступны:

А) Сущность Бога.

Б) Учение о 7 крестьянских таинствах.

 

И есть истины доступные для познания:

А) О мире.

Б) Познание человека.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.011 с.)