Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное познание, его уровни, формы и методы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное познание – высший уровень логического мышления. Направлено на изучение глубинных сторон сущности мира и человека, законов действительности. Концентрированным выражением НП является научное открытие. 2 трактовки природы мыслительного творчества: интуитивизм (озарение) и механический поиск правильного решения (метод проб и ошибок). Мыслительное творчество даёт 2 стороны: содержательную и формальную. С первой, мыслительное творчество – получение нового мыслительного содержания (преодоление странности). Любое крупное открытие выступает как нарушение прежней конкретной логики, но всегда подчиняется законам формальной и диалектической логики. НП имеет 2 уровня – эмпирический и теоретический. Эмпирический включает в себя чувственный опыт и первичное теоретическое осмысление. Теоретический включает дальнейшую обработку эмпирического материала, выведение новых понятий, идей, концепций. Эмпирическое познание использует наблюдение и эксперимент – два источника знания научного факта. Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности. Оно проводится с помощью человеческих органов чувств, приборами. Приборное наблюдение включает две формы, связанные с различием приборов: одни приборы увеличивают интенсивность внешних воздействий, не меняя их качественно (микроскоп); другие приборы осуществляют качественное преобразование внешнего воздействия, превращая его в чувственно воспринимаемое человеком (рентгеновские телескопы). Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения, активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения «поведения» объекта в результате его целенаправленного изменения. Необходимым условием эксперимента является его воспроизводимость. Источник научного знания – факт – зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного, правдивого регистратора событий. Соотнесенность бытия, определяемого в качестве факта, не должна ничего изменять в содержании факта, иначе он перестает быть фактом. Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Осн. формы научного познания: Проблема – научный вопрос. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает только на уровне логического познания. предмет проблемы - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности. Проблема ставится наукой. Структура проблемы - 2 компонента: предварительное знание о предмете и незнание, выражающее основное направление исследовательской деятельности. Таким образом, проблем представляет собой противоречивое единство знания и знания о незнании. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы: могут конструироваться до появления теории и реконструироваться на основе уже готовой. Гипотеза – предположительное решение проблемы. множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не производятся окончательный выбор одной, или их синтез. Теория – 2 значения: высшей формы научного познания и системы понятий, описывающих и объясняющих какую-либо область действительности. Важными частями «типической» теории выступают ее описательная и объяснительная части или стороны. Описание – характеристика существенных черт, форм. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть. типы объяснения: на основе закона, причинное, генетическое, структурное. На основе закона: законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат, поэтому основой их понимания и объяснения. Генетическое объяснение связано с исследованием процесса возникновения явления. Структурное объяснение позволяет понять многие стороны явления, выводя их из структуры последнего. Методы научного познания – способы познания, подходы к действительности. Они включают наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфические частные методы отдельных наук. С методами связаны методики исследования. В современной науке применяется метод материализма и диалектики. К общенаучным методам относят: обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, а также методы идеализации, формализации, математизации, моделирования.
Истина. Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Гегель: истина – объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия – в сущности, истина сущности бытия – в понятии. Так, логическая идея в конце достигает абсолютной истины, которая представляет вечное движение. Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений. Неопозитивизм – истина- проблема смысла предложений науки. В эмпирических науках имеют смысл те утверждения, которые могут быть верифицируемы, т. е. выведены из «атомарных фактов». «Атомарные факты» фиксируются первоначально в «протокольных предложениях». Впоследствии принцип верификации был дополнен принципами подтверждаемости, когеренции, фальсификации. Объективная истина – адекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира или человека). Оценивая знания, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности или являются ошибочными, ложными. Конкретность истины. Объективная истина конкретна. Конкретное – действительность во всем многообразии ее сторон. Конкретному противопоставляют абстрактное, т. е. отдельное. Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования. Познание есть процесс, в котором истина не дается сразу, а постигается постепенно. Но наши знания всегда относительны. Относительная истина – это ограниченное, неполное знание о мире. В силу бесконечности мира, ограниченности человеческого познания, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Понятие объективной истины выражает адекватность истины реальной действительности. Последняя имеет структуру: она есть бесконечность, которая состоит из конечных. Деление мира на конечное и бесконечное лежит в основе различения относительной и абсолютной истины и определяет их диалектическое взаимодействие. Относительная истина – это достоверное, адекватное знание конечного – отдельного предмета, явления, свойства. Абсолютная истина – знание о бесконечном мире в целом. Если понятие верно отображает какой-либо момент, то это будет являться частицей абсолютной истины. Абсолютная истина не может быть полностью когда-либо познана, но она постоянно познается нами по частям. Поэтому абсолютная истина – сумма бесконечного числа относительных. Практика. Практика – это материальная деятельность людей. Практика является основой познания и критерием истины. Это материальная деятельность людей по преобразованию мира. Виды: деятельность по производству средств существования (материальный труд), духовная, преобразование общества, эксперимент. Практика, как материальный труд есть высшая и универсальная форма материальной активности. Человек может познать мир только потому, что он его преобразует. Познание – процесс отражения, которое возможно только при взаимодействии. Мы познаём лишь постольку поскольку действуем. Практика выступает в качестве основы всего процесса познания. Понятие основы познания означает что: 1) практическое отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя, 2) практика порождает потребность в знании, 3) практика создает материальные средства познания, 4) практическое применение – конечная цель познания. Чтобы процесс познания мог осуществиться, человек должен встать в реальное практическое отношение к определенным вещам. Вставать в практическое отношение к областям реального мира – это значит, что существование человека становится зависимым от данных областей действительности, которыми человек должен практически овладеть. Практика выступает в качестве решающего критерия истинности человеческих знаний. Принципиальный механизм практической проверки знаний заключается в следующем. На основе выработанных знаний о действительности человек создает мысленный план потребного для него состояния действительности и план действий, направленных на искомый результат. Если полученные вследствие практических действий результаты соответствуют планировавшимся ранее, это означает, что исходные знания о действительности были правильными. Тесная взаимосвязь теории и практики, решающая роль критерия практики, точки зрения практики фиксируются в принципе единства теории и практики. Отрыв теории от практики превращает ее в собрание бесплодных догм. Теория всегда опирается на реально возникшие в недрах практики объективные тенденции, но теория способна опережать практику. Практика носит общественный характер, исторически развивается. Является критерием и относительным и абсолютным. Относительный, так как носит конкретно-исторический характер и на данном этапе часто не может ни опровергнуть, ни подтвердить правильность знаний. Но в конечном счёте либо подтверждает, либо опровергает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.007 с.) |