Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия эпохи возрождения (XIV - XVII вв. )Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпосылки: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • ВГО • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания…) Крупнейшее достижение– гелиоцентрическая система Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира => усиление материалистических тенденций => пантеизм - религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Гуманизм получил распространение в Европе в XIV – сер. XV вв. центр Италия. Осн. черты: • антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его возможностей; • жизнеутверждающий характер и оптимизм. гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним относились Алигьери, Петрарка, Лоренцо Балла. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета достиг в эпоху Возрождения, в XV в. • противопоставляли сложившейся и систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский. Николай Кузанский – философ-пантеист, утверждал что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не в следствии схоластических рассуждений. В философии К. возникли важные элементы диалектики, прежде всего учение о «совпадении противоположностей», которое философ обосновывал в основном на материале математики. Однако понимание совпадения противоположностей на высшем единстве мира достигается К лишь интуитивным, а не логическим путем. Зачатки диалектики еще не получили вполне рациональную форму. Наиболее ярким синтезом противоположностей выступает Бог, так как, с одной стороны, он находится повсюду, поэтому есть все, а с другой, - Он нигде не находится определенно, т.е. Он ничто. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как телесное существо, и бесконечен в духовных проявлениях. С проблемой противоположностей связана проблема истины, которую он понимал в тесной связи с заблуждением, полагая, что для истины заблуждение требуется как тень для света. Он считал, что познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в представлениях. защищал концепцию знающего незнания- даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания. Знает по настоящему тот кто знает свое незнание". Процесс познания совершается по пути, приближающем нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непознаваемым. Натурфилософия. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особ. Италии). • обосновывали материалистический взгляд на мир; • стремились отделить философию от теологии; • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; • Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной; • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Джордано Бруно – пантеистическая философия, против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею «двойственной истины» (т.е существование религиозной и научной истин). Право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Материальная вселенная едина и бесконечна. Солнечная система – один из множества миров. Бруно отвергал идею творения и обусловленности природы Богом как внешнего источника ее существования. Таким образом, Бруно стоял на позициях радикального пантеизма. Материю рассматривал как состоящую из атомов. Все в природе состоит из атомов, которые определяют единство всех вещей. Атомистическое понимание природы формулирует в виде концепции минимума: в мире не существует ничего, кроме минимума, который определяет все в мире, весь максимум. В минимуме заключена вся сила, а потому он представляет собой максимум вещей. Абсолютный минимум во Вселенной - это атом, в математике - точка, в сфере метафизики - монада. Минимум или монада образуют все то, что определяют максимум и целое. В монаде отражаются все свойства природы. Здесь Бруно стоит на позициях диалектического совпадения противоположностей. Вся Вселенная одушевлена, ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называет "мировой душой". Всеобщей одушевленностью Бруно объяснял причины движения в природе, которая обладает свойством самодвижения. Признавал человека частью природы.
Философия 17 в. Развитие буржуазного уклада, первые революции (в Англии и Нидерландах), развитие новых производительных сил обусловили быстрый прогресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция – механика Ньютона, дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон, Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины. В новое время материализм возникает первоначально в Англии и представлен во взглядах Бэкон а. Бэкон подверг глубокой критике основы схоластической философии, которая по его мысли, основана на 4 «идолах» или «призраках» (т.е. заблуждениях) – идолы рода, пещеры, площади и театра. Идол театра – слепая вера в авторитеты, характерная для религиозной схоластической философии. Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или совокупности вещей. Материя по Б. обладает движением, которую он понимает как активную внутреннюю силу, «напряжение» материи. Она обладает первичными формами (формой тепла, формой света и тд).при этом Б еще не сводит движение к его механической форме. Различает 19 видов движения. Однако Б.а за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Бэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (эмпиризма), исследовал индуктивный метод познания - восхождения от единичного к общему. При этом ему была свойственна некоторая недооценка рационального познания, дедуктивного метода – метода рассуждений от общего к единичному. Также материализм Б. страдал непоследовательностью: он не отрицал существования бога (деистически), признавал принцип «двойственности истины», то есть был материалистом только в объяснении природы. Гоббс – «систематик бэконовского материализма», развивал учение механистического материализма. Был атеистом, отвергал концепцию двойственности истины. Мир –это совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г сводит также духовную жизнь. Люди – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г выводит: 1. отрицание существования душ как особых субстанций 2. признание материальных тел в качестве единой субстанции 3. вера в бога только плод воображения Г.отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. Критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знание единичных фактов, дет лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком т.е. способностью имен становиться знаками общих идей. Защищал теорию общественного договора, идеал – абсолютная монархия (неограниченный характер государственной власти) Локк – разработка и обоснование принципа сенсуализма. Все человеческие знания имеют чувственное происхождение, отрицал учение Декарта о «врожденных идеях» (разум от рождения чистая доска). Все что мы знаем - результат воздействия среды. - теория первичных и вторичных качеств. Первичные качества (объективными качества) – протяженность, форма, непроницаемость, движение. Вторичные качества (субъективные) – те что возникают, когда первичные качества воздействуют на человеческие органы чувств (цвет, запах, вкус). Спиноза – материализм в пантеистической и теологической форме. Мир – бесконечная природа, или материальная субстанция, которую он называет богом. Субстанция– то, что не нуждается для своего существования в чем-либо ином – боге, духе итд. Субстанция причина самой себя и обладает множеством всеобщих свойств (атрибутов). Нам известны два: протяженность и мышление. Материя одушевлена (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности мира) Движение лишь модус т. е. частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция вечна, неизменна, бесконечна и совершенна т.к. является причиной самой себя. Декарт – в философских взглядах выделяется два раздела: физика – учение о природе и метафизика – учение о сверхприродном. Признавал существование двух субстанций – материи (обладает атрибутом протяженности) и духа (атрибутом мышления). Материя это бесконечная вселенная, состоящая из корпускул, делимых бесконечно. Концепция рационализма - разум это высший способ постижения истины, он всемогущ и непогрешим. Центр. место – методологический прием сомнения. Ничего не принимай на веру, все подвергай сомнению. Рационализм неизбежно приходил к идеализму и идее существования особого, чисто рационального источника знаний => врожденные идеи.
Философия 18 в. Наиболее последовательное развитие получил французский материализм. дальнейшее развитиекапиталистического уклада, подготовка ВФР, прогресс естествознания. Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций развили дальше концепцию материи как природы, бесконечной совокупности вещей. С их позиции материя обладает пространством, временем и движением как формами ее бытия. Они рассматривают движение как абсолютное, а покой как относительное (как момент движения) т е. по существу материалисты 18 века открывают важный элемент диалектического мышления, правда диалектики движения, а не диалектики развития. Гольбах определял движение как способ существования материи. Хотя движение по прежнему сводилось им к механическому, оно понималось как трансформация, например, органической природы в неорганическую. Идея трансформизма содержала в себе предпосылки к переходу к диалектическому способу мышления. Фр. материалисты критиковали представление о бессмертной душе и рассматривали сознание, духовного человека как особый аспект физического человека. Создали яркую форму атеизма. Гольбах – религия возникла из первобытного фантастического представления о душе. Ламетри - Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка, Л. рассматривал мир как проявления протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, формами к-рой являются неорганическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Процесс мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации, Л. понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Л. - представитель механицизма, приближавшийся к идеям эволюционизма. Гл. причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Будучи атеистом, за что подвергался гонениям, Л. считал вместе с тем необходимым сохранение религиозной веры для народных масс. Гельвеций - представитель фр. материализма 18 в. Основу философии Г. составил сенсуализм Локка, из к-рого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Г., познается при помощи ощущений. Др. орудием познания Г. считал память, к-рую определял как «длящееся, ослабленное ощущение». Упрощенно трактуя мышление, Г. понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Г., играют человеческое сознание и страсть. Гольбах - Г. выступил о критикой религии и идеалистической философии. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии он объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г.,- это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых - протяженность, вес фигура, непроницаемость. Движение - также атрибут материи - Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г.,- часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе о тем понимал причинность механистически. Он отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания Г. придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. Дидро - Познание это единый процесс, состоящий из чувств и разума. Истинный метод философствования состоит в том, чтобы умом проверять ум, умом и экспериментом контролировать чувства, чувствами познавать природу. 3 гл. сред. познания природы - наблюдение, размышление и эксперимент. Головной мозг выступал материальным субстратом, в котором происходят психические процессы. Дидро сравнивал мыслящее "я" с пауком, гнездящимся в коре головного мозга и пронизывающим нитями своей паутины, т.е. нервами, все наше тело, на котором нет ни одной точки без отростков этих нитей. Нервы образуют в мозгу пучок, являющийся основанием для связывания ощущений в пучок восприятии. Единство самосознания обеспечивается памятью. Дидро рассматривал человека не только как чувствующее, но и как мыслительное существо. Дидро выступал против церкви, критически относился к христианскому вероучению. Он ставил под сомнение "боговдохновенность" Библии, полагая, что все книги Библии написаны священнослужителями в разное время. Он писал, что во всех религиях от имени Бога говорили люди. Он не считал, что человек от рождения наделен злом и пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся на справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности.
Философия И. Канта Основоположник немецкого классического идеализма. Все творчество И. Канта можно разделить на два периода: докритический, критический. В течение докритического периода философский интерес был направлен на проблемы естествознания и природы. В критический период интерес сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения". Последователи Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия -4, Кант назвал антиномиями. - 1- ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА (Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен.) - 2 - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ (Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. - В мире нет ничего простого) - 3- СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ (Существует не только причинность по законам природы, но и свобода - Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы) - 4 - НАЛИЧИЕ БОГА (Есть Бог - причина всего сущего - Бога нет. Нет причины всего сущего) Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет 3 понятия, характеризующих знание: • апостериорное знание; может быть только предположительным, но не достоверным • априорное знание; доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные" • "вещь в себе". внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. им было выдвинуто учение о категориях - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Таких категорий Кант выделяет 12 и делит их на 4 класса по 3 в каждом. все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью. Сами категории: • количества — единство, множество, цельность; • качества — реальность, отрицание, ограничение; • отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; • модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. И. Кант сформулировал моральный закон и назвал его категорическим императивом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
Философия Гегеля. Гегель был ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: • теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух); • диалектика как всеобщий философский метод. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: • единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: • окружающего мира; • природы; • человека; • а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе. Человек в онтологии играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух: • проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; • целенаправленно движется — действия, поступки человека, ход истории; • познает себя через познавательную деятельность человека; • творит — в виде результатов матер. и духовной культуры, созданной человеком.
им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: • все содержит в себе противоположные начала. • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; • единство и борьба противоположностей — основа всеобщего существования и развития.
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: • существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух имеет три разновидности: Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя"). Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство; религия; философия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.01 с.) |