Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-коммуникативные аспекты наукиСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Коммуникативные аспекты науки. Понятие коммуникации, статус коммуникации в рамках научной деятельности. Онто-гносеологический ракурс рассмотрения феномена коммуникации. Формы и способы коммуникации в научной среде. Коммуникация в сфере науки как ценность 2. Наука как социальный институт. Социальная обусловленность науки и предмет социальной эпистемологии. Социальные функции науки. Государственное регулирование и организация науки. 3. Этические аспекты научных исследований. Понятие этики, морали и нравственности. Проблема ответственности исследователя. Социально-этическое измерение научной коммуникации.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. Белоусов Я.П. Этика научного работника. Алма-Ата, 1995. Введение в философию и методологию науки / Под ред. Ю.Г. Ершова. Екатеринбург, 2010. Девятова С.В., Купцов В.И. Образ науки // Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие. Москва, 2006. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. Москва, 2005. Мирская Е. З. Система научных коммуникаций // Социологические проблемы науки/ Под ред. В. Ж. Келле, С. Р. Микулинского. М., 1974. Степин В.С. Деятельностная концепция знания (дискуссия с Игорем Алексеевым) // Вопросы философии. 1991. №8. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004. Введение. Понятие науки. Раздел III. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М., 1986. Юдин Э.Г. Проблема деятельности в философии и науке // Э.Г. Юдин. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
Список дополнительной литературы
Голованов Я.К. Этюды об ученых. 2-е изд. М., 1976. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л., 1974. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. Мирская Е.З. Система научных коммуникаций // Социологические проблемы науки / Под ред. В.Ж.Келле, С.Р.Микулинского. М., 1974. Рождественский Ю.В. Введение в общую философию. М., 1979. Славгородская Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы). Л., 1986. Соловьева Г.Г. О роли сомнения в познании. Алма-Ата, 1976. Социокультурная обусловленность знания // Философские науки. 1989. № 7. Социокульурный контекст науки. - М., 1998. Томсон Д. Дух науки. М., 1970. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984. Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты российской науки 2-е изд. М., 2001.
Доклад 1. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЖАНРЫ, СТИЛЬ, АВТОР, ЧИТАТЕЛЬ. С п и с о к л и т е р а т у р ы: Аверинцев С.С. Автор // Собр. соч. Словарь. Киев, 2006. Бунин И.А. Книга // Бунин И.А. Рассказы. М., 1982. Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. 3-е изд. Киев, 1979. Дарвин Ч. Избранные письма. М., 1950. Маршакова И.В. Проспективная связь в системе научных публикаций // Системные исследования. Ежегодник. 1976. М., 1977. Мирошников Ю. И. Научная литература как предмет философии науки // Науч. ежегодн. Ин-та философии и права УрО РАН. Вып. 8. Екатеринбург, 2008. Многообразие жанров философского дискурса / Под ред. В.И.Плотникова. Екатеринбург, 2001. Полищук В. Книги изменяют мир // Химия и жизнь. 1980. № 12. Язык и стиль научной литературы / Под ред. М.Я.Цвиллинга. М., 1977.
Доклад 2. СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ С п и с о к л и т е р а т у р ы: Гилберт Д., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987. Концепции науки в буржуазной философии и социологии. Вторая половина XIX–XX вв. М., 1973. Раздел II. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. Мотрошилова Н.В. Познание и общество (Из истории философии XVII-XVIII веков). – М., 1969. Москвичев Л.Н. Современная буржуазная социология знания. М., 1977. Социально-психологические проблемы науки / Под ред. М.Я. Микулинского. М., 1974. Социологические проблемы науки / Под ред. В.Ж. Келле, С.Р. Микулинского. М., 1974. Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1979.
Доклад 3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. НАУКА И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ С п и с о к л и т е р а т у р ы: Аллоярова В.С., Коган Л.Н. Научная популяризация и социалистическая культура. М., 1979. Бутенко И. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987. Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. 3-е изд. Киев, 1979. Егоров В. В. Телевидение и школа: Проблемы учебного телевидения. М., 1982. Згуриди А. Экран, наука, жизнь. М., 1983. Иваницкий В.Ю. Наука и ее популяризация. М., 1980. Кизоева Д. История телеигр на отечественном телевидении // Вестник МГУ, 2004. Лапина И. Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. М., 2007. Медведева О.Ю. Предметное содержание и языковая форма научной картины мира в процессах общекультурного функционирования // Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование / Под ред. И.Я. Лойфмана. Свердловск, 1985. Мирошников Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург, 1998. Ч. 3. Гл. 1. § Популяризация как аспект социокультурной коммуникации. Мирошников Ю.И. Культурная коммуникация // Основания социального бытия / Под ред. И.Я. Лойфмана. Екатеринбург, 2002. Просто о сложном (материалы конференции «НТР и проблемы популяризации естественнонаучных и научно-технических знаний») / Составители С.В.Альтшулер, Г.С.Елигулашвили. М., 1977. Разгон Л.Э. Живой голос науки. 2-е изд. М., 1975. Доклад 4. А.А.ЛЮБИЩЕВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНОГО С п и с о к л и т е р а т у р ы: Александр Александрович Любищев. 1890-1972 / Ред. П.Г.Светлов. Л., 1982. Гранин Д.А. Эта странная жизнь. М., 1982. С. 81-186. Любищев А.А. Поли- и моно- // Знание – сила. 1973. № 5. С. 26-29. Любищев А.А. Рационализм как исходная установка ученого (Из переписки А.А.Любищева) // Изобретатель и рационализатор. 1977. № 8. С. 44-45. Проблемы систематики и классификации в переписке А.А.Любищева и Б.С.Кузина // Теория и методология биологических классификаций / Под ред. Ю.А.Шрейдера. М., 1983. Любищев А.А. В защиту науки. Статьи и письма. Л., 1991. Любищев А.А. Наука и религия. СПб., 2000. Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры СПб., 2001. Мейен С.В. Соколов Б.С., Шрейдер Ю.А. Классическая и неклассическая биология. Феномен Любищева // Химия и жизнь. 1978. № 6. С. 29-35. Доклад 5. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С п и с о к л и т е р а т у р ы: Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб., 1997. Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М., 1975. Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997. Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия. М., 1989. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978. Мирошников Ю.И. Психология научной деятельности // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Вып.5. Екатеринбург, 2005. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М., 1987. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ: Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Москва, 1990. С. 707-735. Гейзенберг В. Об ответственности исследователя // Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. Москва, 1989. С. 306-317. Касавин И.Т. Предмет и методы социальной эпистемологии // Язык, знание, социум: Проблемы социальной эпистемологии. Москва, 2007. С. 3-13. Романовская Т.Б. К анализу понятия «национальная наука»: постановка проблемы // Социокультурный контекст науки. Москва, 1998. С. 70-83. Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна (Глава 6. Позитивизм: вопрос о власти). Санкт-Петербург, 2001. С. 171-204.
Тема 4. Многообразие научного знания и его структура
1. Различные типы знания. Специфика научного знания и его критерии: новизна и дисциплинарная принадлежность, доказательность и подтверждение со стороны научного сообщества. 2. Основные классы научного знания и их дисциплинарная организация. Фундаментальные и прикладные научные дисциплины. 3. Уровни научного познания и соответствующие им формы знания. Научный факт, эмпирическая закономерность как формы эмпирического уровня науки. Формы знания теоретического уровня науки: проблема, гипотеза, закон, теория. Формы знания метатеоретического уровня науки: принципы, идеалы, научная картина мира (НКМ).
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ведин Ю. П. Познание и знание. Рига, 1983. Заблуждающийся разум?: многообразие вненаучного знания / Под ред. П. Т. Касавина. М., 1990. История и философия науки: учеб. пособие / [Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов]. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2014. – 288 с. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие для магистрантов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2015. – 296 с. Логика научного исследования/ Под ред. П. В. Копнина. М., 1965. Лойфман И.Я., Руткевич М.Н. Основы гносеологии. 2-е изд. Екатеринбург, 2003. Микешина. Л.А. Философия науки. М., 2005. Ч. III. Гл. 8-9. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Её генезис и обоснование. М., 1988. Огурцов А.П. Системность знания: история и проблемы // Становление системных идей в науке и философии. Сб. трудов, вып. 7. М., 1980. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. М., 1987. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура исторической эволюции. М., 2000. Тулмин Ст. Человеческое понимание / Пер. с англ. М., 1984.
Список дополнительной литературы
Акчурин И.А. Проблема единства научного знания. М., 1973. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М., 1976. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978. Бунге М. Философия физики. – М., 1975. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. М., 1982. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М., 1965. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1977. Тема 2-3. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973. Карпинская Р.С. Теория и эксперимент в биологии. Мировоззренческий аспект. М., 1984. Копнин П.В. Логические основы науки. К., 1968. Гл. VI. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах химии. М., 1967. Мирошников Ю.И. Проблема единства научного знания / Новые идеи в социокультурной динамике науки. Екатеринбург, 2005. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науке. М., 1971. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: системный подход. М., 1977. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. Т. 20. М., 1961. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., 1999.
Доклад 1. ОППОЗИЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЯ В ИСТОРИИ НАУКИ С п и с о к л и т е р а т у р ы: Гнеденко Б.В. Математика и жизнь. Изд. 3. М., 2006. Гл. 5. Изюмов Ю.В. Из настоящего – в прошлое и будущее… Екатеринбург, 2000. Ч. 3. Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. М., 2008. Прикладная наука. Фундаментальные и прикладные исследования. С. 646-647, 661. Мирошников Ю.И. «Чистая наука»: философские основания // Третьи Лойфмановские чтения. Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2007. С. 81-89. Пружинин Б.И. Ratio serviens? // Вопросы философии. 2004. № 12. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980. Чанышев А.Н. Аристотель. 2-е изд. М., 1987. Гл. VI.
Доклад 2. ЗАКОН КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ С п и с о к л и т е р а т у р ы: Друянов Л.А. Законы природы и их познание. М., 1982. Закон, необходимость, вероятность. М., 1967. Кашперский В.И. Проблемы философии науки. Учебное пособие. Екатеринбург, 2007. Лекция 1. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М., 1976. Панибратов В.Н. Категория «закон»: проблемы истории и объективно-диалектическое содержание. Л., 1980. Пивоваров Д.В. Основные категории онтологии. Учебное пособие. Екатеринбург, 2003.
Доклад 3. ПРИНЦИПЫ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ С п и с о к л и т е р а т у р ы: Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. Лебедев С.А. Метатеоретическое знание. Научный принцип // Философия науки: словарь основных терминов. М., 2004. Лойфман И.Я. Принципы физики и философские категории. Свердловск, 1973. Огурцов А.П. Системность знания: история и проблемы // Становление системных идей в науке и философии. Сб. трудов, вып. 7. М., 1980. Основы философии науки / Под ред. С.А.Лебедева. М.;Екатеринбург, 2005. С. 88-99. Стёпин В.С. Научная картина мира // Философский словарь / Ред. И.Т.Фролов. 7-е изд. М., 2001.
Доклад 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК И ЕЁ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ С п и с о к л и т е р а т у р ы: Гражданников Е.Д. Метод построения системной классификации наук. Новосибирск, 1987. Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. Сухуми, 1969. Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1. М., 1961. Т.2. М., 1965. Классификация в современной науке. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1989. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986. Шамурин Е.И. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. Т. 1. М., 1955; Т. 2. М., 1959.
ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ: Сачков Ю.В. Полифункциональность науки // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. Санкт-Петербург, 1999. С. 145-160. Поппер К. Предположения и опровержения; Поппер К. Объективное знание // Поппер К. Логика и рост научного знания. Москва, 1983. С. 240-249, 253-272, 439-455. Раздел 3.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.008 с.) |