Социально-коммуникативные аспекты науки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-коммуникативные аспекты науки



 

1. Коммуникативные аспекты науки. Понятие коммуникации, статус коммуникации в рамках научной деятельности. Онто-гносеологический ракурс рассмотрения феномена коммуникации. Формы и способы коммуникации в научной среде. Коммуникация в сфере науки как ценность

2. Наука как социальный институт. Социальная обусловленность науки и предмет социальной эпистемологии. Социальные функции науки. Государственное регулирование и организация науки.

3. Этические аспекты научных исследований. Понятие этики, морали и нравственности. Проблема ответственности исследователя. Социально-этическое измерение научной коммуникации.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агацци Э.Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005.

Белоусов Я.П. Этика научного работника. Алма-Ата, 1995.

Введениев философию и методологию науки / Под ред. Ю.Г. Ершова. Екатеринбург, 2010.

Девятова С.В., Купцов В.И. Образ науки // Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие. Москва, 2006.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. Москва, 2005.

Мирская Е. З.Система научных коммуникаций // Социологические проблемы науки/ Под ред. В. Ж. Келле, С. Р. Микулинского. М., 1974.

Степин В.С. Деятельностная концепция знания (дискуссия с Игорем Алексеевым) // Вопросы философии. 1991. №8.

Философиянауки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004. Введение. Понятие науки. Раздел III.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г.Этика науки: проблемы и дискуссии. М., 1986.

Юдин Э.Г. Проблема деятельности в философии и науке // Э.Г. Юдин. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

 

Список дополнительной литературы

 

Голованов Я.К. Этюды об ученых. 2-е изд. М., 1976.

Копелевич Ю.Х.Возникновение научных академий. Л., 1974.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Мирская Е.З. Система научных коммуникаций // Социологические проблемы науки / Под ред. В.Ж.Келле, С.Р.Микулинского. М., 1974.

Рождественский Ю.В.Введение в общую философию. М., 1979.

Славгородская Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы). Л., 1986.

Соловьева Г.Г.О роли сомнения в познании. Алма-Ата, 1976.

Социокультурная обусловленность знания // Философские науки. 1989. № 7.

Социокульурный контекст науки.- М., 1998.

Томсон Д. Дух науки. М., 1970.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты российской науки 2-е изд. М., 2001.

 

Доклад 1. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЖАНРЫ, СТИЛЬ, АВТОР, ЧИТАТЕЛЬ.

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Аверинцев С.С. Автор // Собр. соч. Словарь. Киев, 2006.

Бунин И.А. Книга // Бунин И.А. Рассказы. М., 1982.

Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. 3-е изд. Киев, 1979.

Дарвин Ч. Избранные письма. М., 1950.

Маршакова И.В. Проспективная связь в системе научных публикаций // Системные исследования. Ежегодник. 1976. М., 1977.

Мирошников Ю. И.Научная литература как предмет философии науки // Науч. ежегодн. Ин-та философии и права УрО РАН. Вып. 8. Екатеринбург, 2008.

Многообразие жанров философского дискурса / Под ред. В.И.Плотникова. Екатеринбург, 2001.

Полищук В. Книги изменяют мир // Химия и жизнь. 1980. № 12.

Язык и стиль научной литературы / Под ред. М.Я.Цвиллинга. М., 1977.

 

Доклад 2. СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Гилберт Д., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987.

Концепции науки в буржуазной философии и социологии. Вторая половина XIX–XX вв. М., 1973. Раздел II.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Мотрошилова Н.В. Познание и общество (Из истории философии XVII-XVIII веков). – М., 1969.

Москвичев Л.Н. Современная буржуазная социология знания. М., 1977.

Социально-психологические проблемы науки / Под ред. М.Я. Микулинского. М., 1974.

Социологические проблемы науки / Под ред. В.Ж. Келле, С.Р. Микулинского. М., 1974.

Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1979.

 

Доклад 3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. НАУКА И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Аллоярова В.С., Коган Л.Н. Научная популяризация и социалистическая культура. М., 1979.

Бутенко И. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.

Глухов А.Г.Книги, пронизывающие века. 3-е изд. Киев, 1979.

Егоров В. В.Телевидение и школа: Проблемы учебного телевидения. М., 1982.

Згуриди А.Экран, наука, жизнь. М., 1983.

Иваницкий В.Ю. Наука и ее популяризация. М., 1980.

Кизоева Д.История телеигр на отечественном телевидении // Вестник МГУ, 2004.

Лапина И. Ю.Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. М., 2007.

Медведева О.Ю. Предметное содержание и языковая форма научной картины мира в процессах общекультурного функционирования // Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование / Под ред. И.Я. Лойфмана. Свердловск, 1985.

Мирошников Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург, 1998. Ч. 3. Гл. 1. § Популяризация как аспект социокультурной коммуникации.

Мирошников Ю.И. Культурная коммуникация // Основания социального бытия / Под ред. И.Я. Лойфмана. Екатеринбург, 2002.

Просто о сложном (материалы конференции «НТР и проблемы популяризации естественнонаучных и научно-технических знаний») / Составители С.В.Альтшулер, Г.С.Елигулашвили. М., 1977.

Разгон Л.Э.Живой голос науки. 2-е изд. М., 1975.

Доклад 4. А.А.ЛЮБИЩЕВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНОГО

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Александр Александрович Любищев. 1890-1972 / Ред. П.Г.Светлов. Л., 1982.

Гранин Д.А. Эта странная жизнь. М., 1982. С. 81-186.

Любищев А.А. Поли- и моно- // Знание – сила. 1973. № 5. С. 26-29.

Любищев А.А. Рационализм как исходная установка ученого (Из переписки А.А.Любищева) // Изобретатель и рационализатор. 1977. № 8. С. 44-45.

Проблемы систематики и классификации в переписке А.А.Любищева и Б.С.Кузина // Теория и методология биологических классификаций / Под ред. Ю.А.Шрейдера. М., 1983.

Любищев А.А.В защиту науки. Статьи и письма. Л., 1991.

Любищев А.А.Наука и религия. СПб., 2000.

Любищев А.А.Линии Демокрита и Платона в истории культуры СПб., 2001.

Мейен С.В. Соколов Б.С., Шрейдер Ю.А. Классическая и неклассическая биология. Феномен Любищева // Химия и жизнь. 1978. № 6. С. 29-35.

Доклад 5. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб., 1997.

Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М., 1975.

Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.

Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.

Краткиймиг торжества. О том, как делаются научные открытия. М., 1989.

Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

Мирошников Ю.И. Психология научной деятельности // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Вып.5. Екатеринбург, 2005.

Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М., 1987.

Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

 

ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ:

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Москва, 1990. С. 707-735.

Гейзенберг В. Об ответственности исследователя // Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. Москва, 1989. С. 306-317.

Касавин И.Т. Предмет и методы социальной эпистемологии // Язык, знание, социум: Проблемы социальной эпистемологии. Москва, 2007. С. 3-13.

Романовская Т.Б. К анализу понятия «национальная наука»: постановка проблемы // Социокультурный контекст науки. Москва, 1998. С. 70-83.

Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна (Глава 6. Позитивизм: вопрос о власти). Санкт-Петербург, 2001. С. 171-204.

 

Тема 4.

Многообразие научного знания и его структура

 

1. Различные типы знания. Специфика научного знания и его критерии: новизна и дисциплинарная принадлежность, доказательность и подтверждение со стороны научного сообщества.

2. Основные классы научного знания и их дисциплинарная организация. Фундаментальные и прикладные научные дисциплины.

3. Уровни научного познания и соответствующие им формы знания. Научный факт, эмпирическая закономерность как формы эмпирического уровня науки. Формы знания теоретического уровня науки: проблема, гипотеза, закон, теория. Формы знания метатеоретического уровня науки: принципы, идеалы, научная картина мира (НКМ).

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ведин Ю. П.Познание и знание. Рига, 1983.

Заблуждающийсяразум?: многообразие вненаучного знания / Под ред. П. Т. Касавина. М., 1990.

История и философия науки: учеб. пособие / [Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов]. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2014. – 288 с.

Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие для магистрантов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2015. – 296 с.

Логиканаучного исследования/ Под ред. П. В. Копнина. М., 1965.

Лойфман И.Я., Руткевич М.Н. Основы гносеологии. 2-е изд. Екатеринбург, 2003.

Микешина. Л.А. Философия науки. М., 2005. Ч. III. Гл. 8-9.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Её генезис и обоснование. М., 1988.

Огурцов А.П. Системность знания: история и проблемы // Становление системных идей в науке и философии. Сб. трудов, вып. 7. М., 1980.

Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. М., 1987.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура исторической эволюции. М., 2000.

Тулмин Ст.Человеческое понимание / Пер. с англ. М., 1984.

 

Список дополнительной литературы

 

Акчурин И.А.Проблема единства научного знания. М., 1973.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М., 1976.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

Бунге М. Философия физики. – М., 1975.

Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. М., 1982.

Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М., 1965.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1977. Тема 2-3.

Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973.

Карпинская Р.С. Теория и эксперимент в биологии. Мировоззренческий аспект. М., 1984.

Копнин П.В. Логические основы науки. К., 1968. Гл. VI.

Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах химии. М., 1967.

Мирошников Ю.И. Проблема единства научного знания / Новые идеи в социокультурной динамике науки. Екатеринбург, 2005.

Ракитов А.И.Курс лекций по логике науке. М., 1971.

Ракитов А.И.Философские проблемы науки: системный подход. М., 1977.

Структураи развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. Т. 20. М., 1961.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., 1999.

 

Доклад 1. ОППОЗИЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЯ В ИСТОРИИ НАУКИ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Гнеденко Б.В.Математика и жизнь. Изд. 3. М., 2006. Гл. 5.

Изюмов Ю.В.Из настоящего – в прошлое и будущее… Екатеринбург, 2000. Ч. 3.

Лебедев С.А.Философия науки. Краткая энциклопедия. М., 2008. Прикладная наука. Фундаментальные и прикладные исследования. С. 646-647, 661.

Мирошников Ю.И.«Чистая наука»: философские основания // Третьи Лойфмановские чтения. Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2007. С. 81-89.

Пружинин Б.И.Ratio serviens? // Вопросы философии. 2004. № 12.

Рожанский И.Д.Античная наука. М., 1980.

Чанышев А.Н.Аристотель. 2-е изд. М., 1987. Гл. VI.

 

Доклад 2. ЗАКОН КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Друянов Л.А.Законы природы и их познание. М., 1982.

Закон,необходимость, вероятность. М., 1967.

Кашперский В.И.Проблемы философии науки. Учебное пособие. Екатеринбург, 2007. Лекция 1.

Купцов В.И.Детерминизм и вероятность. М., 1976.

Панибратов В.Н.Категория «закон»: проблемы истории и объективно-диалектическое содержание. Л., 1980.

Пивоваров Д.В.Основные категории онтологии. Учебное пособие. Екатеринбург, 2003.

 

Доклад 3. ПРИНЦИПЫ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

Лебедев С.А. Метатеоретическое знание. Научный принцип // Философия науки: словарь основных терминов. М., 2004.

Лойфман И.Я. Принципы физики и философские категории. Свердловск, 1973.

Огурцов А.П. Системность знания: история и проблемы // Становление системных идей в науке и философии. Сб. трудов, вып. 7. М., 1980.

Основы философии науки / Под ред. С.А.Лебедева. М.;Екатеринбург, 2005. С. 88-99.

Стёпин В.С. Научная картина мира // Философский словарь / Ред. И.Т.Фролов. 7-е изд. М., 2001.

 

 

Доклад 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК И ЕЁ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Гражданников Е.Д. Метод построения системной классификации наук. Новосибирск, 1987.

Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. Сухуми, 1969.

Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1. М., 1961. Т.2. М., 1965.

Классификация в современной науке. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1989.

Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.

Шамурин Е.И. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. Т. 1. М., 1955; Т. 2. М., 1959.

 

ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ:

Сачков Ю.В. Полифункциональность науки // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. Санкт-Петербург, 1999. С. 145-160.

Поппер К. Предположения и опровержения; Поппер К. Объективное знание // Поппер К. Логика и рост научного знания. Москва, 1983. С. 240-249, 253-272, 439-455.


Раздел 3.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.023 с.)