Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темы рефератов для магистров по курсу «Философские проблемы науки и техники»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Философия и наука. Исторические формы взаимоотношения философии и науки. Предмет философии науки. 2. Понятие науки. Генезис науки. Специфика науки как типа рациональности. 3. Формы научного знания. Классификация наук. Специфика естествознания. 4. Естествознание и технознание. Эволюция взаимоотношений между наукой и техникой. 5. Наука как социальный институт и особая область культуры. Социальные функции науки. 6. Ценностные ориентации и интегративные тенденции в современной науке. Науковедение. 7. Этические проблемы современной науки. Личность ученого. Ответственность ученого (научного сообщества) за практическое использование научных открытий. 8. Природа и причины научных революций. Понятие «парадигма» (Т.Кун). Критерий смены научных парадигм. 9. Научные революции и смена типов рациональности. Исторические типы научной рациональности. 10. Предмет методологии науки. Основные проблемы. 11. Краткий содержательный обзор основных методологических концепций ХХ века. 12. Актуальные проблемы методологии научного познания начала ХХ1 века (общий обзор и ориентация на область собственной научной деятельности). 13. Научная проблема. Научный поиск. Познавательный цикл и его структура (можно сравнить различные методологические концепции). 14. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Язык науки. Логика формальная (основные законы) и логика диалектическая (основные законы) 15. Общее представление о методах научного познания и их классификации. 16. Методы получения эмпирического знания: наблюдение, эксперимент. 17. Методы «преобразования»: идеализация; формализация; математизация; системно-структурный метод; мысленный эксперимент. 18. Формы и методы развития теоретического знания (общая характеристика). 19. Индукция и дедукция; аналогия и моделирование. Виды моделей и их роль в познании. 20. Экстраполяция и её виды. Основные функции экстраполяции в структуре научного и технического знания. 21. Гипотеза и теория как основные формы развития научного знания. Критерии научности. 22. Философские проблемы теории относительности. Современные дискуссии вокруг этой теории. 23. В чем состоит «кризис» в физике конца ХХ и начале XXI веков? Какой смысл вкладывается в выражение «конец науки»? 24. Философия космологии (основные проблемы) Важнейшие этапы развития космологии в ХХ веке. 25. Современные космологические модели Вселенной и их философская интерпретация. 26. Философия синергетики. Основные понятия и идеи. 27. Синергетика о механизмах самоорганизации материи. Классическая диалектика и синергетика. 28. Философия дизайна (основные проблемы). 29. Современная наука о возникновении человека. Человек современный. Морфофизиологическое разнообразие человечества. Проблема клонирования (философская интерпретация). 30. Разум на Земле. Становление концепции ноосферы. Работа В.И.Вернадского «Несколько слов о ноосфере». 31. Философия техники как одна из областей современного философского знания. Основные проблемы. 32. Традиционная, техногенная и информационная цивилизации. Технологический детерминизм в современном мире (философский комментарий). 33. Компьютеризация как основа современных информационных технологий. Новые формы взаимодействия в научном и техническом сообществе. Социальные последствия. 34. Феномен виртуальной реальности. Особенности самоидентификации. 35. Техника как важнейший элемент культуры (основные характеристики). 36. Мировоззренческие проблемы современной науки и техники. «Научная» и «техническая» картины мира в начале ХХ1 столетия: нуждается ли она в философском принципе? 37. Идея антропности и «принцип антропности» в истории философского и научного мышления. Основные формулировки антропного принципа сегодня. Принцип антропности и идеи синергетики. 38. Социальные проблемы современной науки и техники. Проблема выживания человечества и смена ценностных ориентаций человеческой деятельности. 39. Социальные функции философии науки и философии техники в новой исторической, технической, познавательной, экологической, и этической ситуации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Семинар 1 Философия науки и техники: основные понятия и проблемы - 2 ч. 1. Предмет философии науки и техники. Философия и наука. Исторические формы взаимоотношения философии и науки.
2. Основные подходы к определению понятия науки и её основные характеристики. Специфика науки как рационального познания.
3. Формы научного знания. Проблема дифференциации и классификации наук. Специфика социальных наук. 4. Естествознание и технознание. Эволюция взаимоотношений между наукой и техникой. Статус технознания в структуре современной цивилизации.
Основная цель семинара: Усвоить связи и различия между философией науки, историей науки, науковедением, когнитивной наукой,естествознанием и технознанием. Основные понятия темы: философия; наука; философия науки; когнитивная наука; науковедение; рациональность; естествознание; технознание.
Методические рекомендации для самостоятельной работы В философии познания существует специальная область – философия науки и техники. Именно она станет предметом вашего изучения.
Первый вопрос посвящен определению предмета философии науки и техники. Существует множество определений предмета этой научной дисциплины. Название этой научной дисциплины содержит два известных термина – «философия» и «наука». Поэтому, прежде всего, надо разобраться в содержании этих понятий, а затем дать соотносительную характеристику философии и науки и проследить (хотя бы коротко) исторические формы их взаимоотношения. Это позволит вам понять, что предметом философии науки являются проблемы, связанные с получением, обоснованием, функционированием и организацией научного знания как социокультурного феномена. Второй вопрос начните с анализа понятия «наука». Есть много определений этого термина, но общепринятым является утверждение, что наука – это совокупность знаний о мире, проверенных опытным, прежде всего, экспериментальным путем (есть и другие критерии научности). Рассмотрите основные характеристики науки, такие, например, как: наука как процесс получения нового знания; наука как сложная система знаний; наука как особая область культуры; наука как специально организованный социальный институт и т.д. В этом вопросе надо вспомнить о том, что наука является одним из типов рационального мышления, которое, естественно, развивалось вместе с развитием общественной практики и познания. Выделяют три основных типа научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.
Третий вопрос. Здесь необходимо дать самую общую характеристику основным формам научного знания. Современная наука – очень сложная система, и всё же, как правило, выделяют три основные формы научного знания: математику; естествознание и гуманитарное знание. Каждая из этих форм разделяется на более узкие, специальные области. Так, к естествознанию относятся все науки о природе: и физика; и химия; и биология; и геология и т.д. Вопрос о формах научного знания непосредственно приведет вас к проблеме классификации наук. Посмотрите энциклопедию (БСЭ) или любой другой справочник и поразмышляйте над тем, что вы там прочитаете. И, наконец, специфика естествознания. Это слово состоит из двух: естество (т.е. природа) + знание = «знание о природе». В чем может состоять специфика этого знания? Конечно же в том, что оно имеет опытный, прежде всего, экспериментальный характер. Надо заметить, что термин «наука» чаще всего употребляется именно в значении «естествознание», это, так называемое, «узкое» значение этого термина.
Четвертый, последний вопрос занятия познакомит вас с новым понятием – «технознание». Проанализируйте проблему эволюции взаимоотношений между наукой и техникой. Особенно интересен в этом отношении ХХ век, который определил особый статус технознания в структуре современной цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.008 с.) |