Философские проблемы науки и техники



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы науки и техники



Проректор по учебной работе

_______________ В. Исаченко

«_____» _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Философские проблемы науки и техники

Направление подготовки

072500 Дизайн

(квалификация (степень) «магистр»)

 

Магистерская программа: Теория дизайна
  Дизайн костюма
  Дизайн среды
  Промышленный дизайн
  Графический дизайн

 

 

Форма обучения: очная

Екатеринбург


1. Цели освоения дисциплины

Курс «Философские проблемы науки и техники» особенно значим в подготовке к исследовательской деятельности. Философская рефлексия над основаниями научного знания, методами и приемами познания и практическим научным поиском играет, несомненно, важную роль в развитии науки, помогает выдвигать новые модели инструментальной рациональности, новые парадигмы и гипотезы. Это важно в условиях своеобразной трансформации «образа» науки, снижения её социального статуса.

Изучение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» помогает сформировать у магистрантов общекультурные и профессиональные коммуникативные компетенций, привить способности ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе развития, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров – «Дизайн».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается по направлению подготовки магистров 072500 Дизайн в составе базовой части общенаучного цикла.

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в результате освоения студентами предшествующих дисциплин образовательной программы по направлению бакалавров 072500 – Дизайн и, в первую очередь, базовых дисциплин «Философия», «Социология», «Культурология». Изучение дисциплины «Философия науки» предшествует изучению дисциплины подготовки магистров «Философия и методология научной и проектной деятельности».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В соответствии с ФГОС ВПО 072500 – Дизайн направления подготовки магистров реализуемая дисциплина позволяет сформировать у студента компетенции, на основании которых магистрант должен

знать:особенности научного познания и его роль в современной цивилизации (ОК 1-5);

уметь:выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества (ПК-7);

владеть:навыками анализа науки как социокультурного феномена в рамках различных стратегий и освоения ряда технологий в организации научной деятельности (ПК 6-9)

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Виды и объем учебных занятий по дисциплине

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

 

Виды учебных занятий Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)
Другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа
Курсовой проект (КП)    
Курсовая работа (КР)    
Расчетно-графическая работа (РГР)    
Графическая работа (ГР)    
Расчетная работа (РР)    
Эссе (творческая работа студента)    
Реферат (Р)
Подготовка к экзамену**    
Другие виды самостоятельных занятий
Форма итоговой аттестации зачет зачет

4.2 Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Предмет философии науки и техники

Тема 1. Основные подходы к определению предмета философии науки и техники.

Философия и наука, их взаимосвязь. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт и как особая сфера культуры. Эволюция развития философии науки. От позитивизма к неопозитивизму и к постнеопозитивизму. Видение философской проблематики в них. Наука и ненаука, основные отличия. Концепции К. Поппера, И. Локатоса, Т. Куна, П. Фейрабенда, Д. Холтона, С. Тулмина, М. Полани. Проблема социологии и культурологии науки. Единство науки и техники.

Раздел 2. Общая история философии науки.

Тема 2. 1 Возникновение науки и основные этапы её развития.

Становление науки. Генезис науки, европейское и восточное влияние на его осуществление. Проблема периодизации этапов развития науки. Элементы научного знания в доисторическом обществе. Знание как последовательное закрепление практического опыта. Методы и приемы трансляции знаний в первобытном обществе. Социокультурные и интеллектуальные предпосылки формирования теоретического мышления. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Философия, диалектика, логика, математика, физика, астрономия античного мира. Западная и восточная средневековая науки. Логика и герменевтика науки в средневековом обществе. Становление науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов опытного и математизированного знаний. Институализация науки в Новое время. Формирование дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук. Становление и формирование социально-гуманитарных наук. Понятие классической науки основанной на идеале рациональности. Возникновение неклассической науки. Научно-техническая революция и её влияние на характер развития науки. Возникновение постнеклассической науки. Главные особенности современной постнеклассической науки.

 

Раздел 4. Философия науки и современность.

Тема 4.1 Современные концепции философии науки.

 

Проблема антропологии философского знания. Проблема «человекоразмерности» и « человекомерности» современной науки. Социально-экологическое мировоззрение и его влияние на научное познание. Проблема уникальности объекта научного познания в философии науки. Проблема сохранения человеческой жизни и развитие научного знания. Философско-мировоззренческие основания «ограничений и запретов» на проведение научных исследований. Проблема междисциплинарности современных научных исследований. Наука и глобальные проблемы современности. Специфика исследования комплексных и глобальных проблем в условии взаимосвязи между естественными, техническими, социальными и гуманитарными науками. Интегративная функция философских методов и средств исследования. Философия и связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Этос науки в современных условиях. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в социокультурном пространстве.

 

Раздел 1 Предмет философии науки и техники

Тема 1. Основные подходы к определению предмета философии науки и техники.

Раздел 2. Общая история философии науки.

Тема 2. 1 Возникновение науки и основные этапы её развития.

 

Раздел 3. Основные проблемы и концепции философии науки

 

Тема 3.1 Субъект научного познания, его структура.

Тема 3.2 Объект научного познания, его современная трактовка.

Тема 3.3 Структура научного знания и его элементы.

Тема 3.4 Методология научного исследования

 

Раздел 4. Философия науки и современность.

Тема 4.1 Современные концепции философии науки.

Образовательные технологии

Разделы программы осваиваются в форме, предполагающей проведение лекционных занятий, организацию практической работы под руководством преподавателя на занятиях с привлечением мультимедийных средств и кейсов.

Оценочные средства

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Семинар 1 Философия науки и техники: основные понятия

и проблемы - 2 ч.

1. Предмет философии науки и техники. Философия и наука. Исторические формы взаимоотношения философии и науки.

 

2. Основные подходы к определению понятия науки и её основные характеристики. Специфика науки как рационального познания.

 

3. Формы научного знания. Проблема дифференциации и классификации наук. Специфика социальных наук.

4. Естествознание и технознание. Эволюция взаимоотношений между наукой и техникой. Статус технознания в структуре современной цивилизации.

 

Основная цель семинара:Усвоить связи и различия между философией науки, историей науки,науковедением, когнитивной наукой,естествознанием и технознанием.

Основные понятия темы: философия; наука; философия науки; когнитивная наука; науковедение; рациональность; естествознание; технознание.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы

В философии познания существует специальная область – философия науки и техники. Именно она станет предметом вашего изучения.

 

Первый вопрос посвящен определению предмета философии науки и техники. Существует множество определений предмета этой научной дисциплины. Название этой научной дисциплины содержит два известных термина – «философия» и «наука». Поэтому, прежде всего, надо разобраться в содержании этих понятий, а затем дать соотносительную характеристику философии и науки и проследить (хотя бы коротко) исторические формы их взаимоотношения. Это позволит вам понять, что предметом философии науки являются проблемы, связанные с получением, обоснованием, функционированием и организацией научного знания как социокультурного феномена.

Второй вопрос начните с анализа понятия «наука». Есть много определений этого термина, но общепринятым является утверждение, что наука – это совокупность знаний о мире, проверенных опытным, прежде всего, экспериментальным путем (есть и другие критерии научности).

Рассмотрите основные характеристики науки, такие, например, как: наука как процесс получения нового знания; наука как сложная система знаний; наука как особая область культуры; наука как специально организованный социальный институт и т.д. В этом вопросе надо вспомнить о том, что наука является одним из типов рационального мышления, которое, естественно, развивалось вместе с развитием общественной практики и познания. Выделяют три основных типа научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

 

Третий вопрос. Здесь необходимо дать самую общую характеристику основным формам научного знания. Современная наука – очень сложная система, и всё же, как правило, выделяют три основные формы научного знания: математику; естествознание и гуманитарное знание. Каждая из этих форм разделяется на более узкие, специальные области. Так, к естествознанию относятся все науки о природе: и физика; и химия; и биология; и геология и т.д. Вопрос о формах научного знания непосредственно приведет вас к проблеме классификации наук. Посмотрите энциклопедию (БСЭ) или любой другой справочник и поразмышляйте над тем, что вы там прочитаете. И, наконец, специфика естествознания. Это слово состоит из двух: естество (т.е. природа) + знание = «знание о природе».В чем может состоять специфика этого знания? Конечно же в том, что оно имеет опытный, прежде всего, экспериментальный характер. Надо заметить, что термин «наука» чаще всего употребляется именно в значении «естествознание», это, так называемое, «узкое» значение этого термина.

 

Четвертый, последний вопрос занятия познакомит вас с новым понятием – «технознание». Проанализируйте проблему эволюции взаимоотношений между наукой и техникой. Особенно интересен в этом отношении ХХ век, который определил особый статус технознания в структуре современной цивилизации.

Критерии научности - 4 ч.

 

1. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Язык науки. Логика формальная (основные законы) и логика диалектическая (основные законы).

2. Общее представление о методах научного познания и их классификации.

3. Методы получения эмпирического знания: наблюдение и эксперимент.

4. Методы «преобразования» материальных объектов в идеальные: идеализация, формализация, математизация. Роль математических методов в современной науке. Системно-структурный метод. Мысленный эксперимент.

 

5. Методы развития теоретического знания: индуктивно-вероятностные методы; аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы. Диалектическая связь индукции и дедукции. Аналогия и моделирование. Виды моделей и их роль в познании.

6. Экстраполяция и её виды. Основные функции экстраполяции в структуре научного и технического знания.

7. Гипотеза и теория как формы развития научного знания. Критерии научности.

 

Основная цель семинара: расширить представление о специфике научного познания и хорошо усвоить его основные методы и формы, а также современные критерии научности.

 

 

Основные понятия темы: научная проблема; научный поиск; познавательный цикл; эмпирическое знание; теоретическое знание; язык науки; логика формальная; логика диалектическая; методы научного познания; формы научного познания; наблюдение; эксперимент; идеализация; формализация; математизация; система; структура; системно-структурный метод; мысленный эксперимент; индукция; дедукция; аксиома; аналогия; моделирование; экстраполяция; гипотеза; теория; практика; критерии научности.

Методические рекомендации для самостоятельной работы

Первый вопрос вам должен быть хорошо знаком Очень важной частью его является понимание основных законов формальной и диалектической логики. Имеются ввиду законы классической формальной логики (закон тождества; закон противоречия; закон исключенного третьего; закон достаточного основания) и законы диалектической логики (закон единства и борьбы противоположностей = закон противоречия; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания). Вопрос о языке науки с одной стороны достаточно известен, а с другой приобретает новое звучание в связи с исследованиями в области информационных технологий и семиотики.

Второй вопрос занятия не только интересен, но и чрезвычайно полезен для в будущей профессиональной деятельности. Сначала составьте себе общее представление о методах научного познания, а затем поразмышляйте над их классификацией. Это – довольно запутанный в литературе вопрос. Пожалуй, нельзя встретить двух книг с одинаковой классификацией методов научного познания. Это – понятно, поскольку каждый автор строит свою классификацию на той основе, которая, по его мнению, является наиболее оптимальной.

Мы воспользуемся самой простой и понятной классификацией, в основе которой – получение того или иного вида знания. По этому основанию можно выделить три большие группы:

1. Методы получения эмпирического знания (или просто – эмпирические методы);

2. Методы, с помощью которых происходит «преобразование» материальных объектов в идеальные, чтобы ими можно было манипулировать в познавательном процессе (эти методы так и называются – «методы преобразования материальных объектов в идеальные»);

3. Методы получения теоретического знания (или просто – теоретические методы).

Именно эти методы станут предметом нашего дальнейшего анализа.

 

Третий вопрос – о методах первой группы. К ним относятся наблюдение, эксперимент и измерение. Исторически первым методом научного познания было наблюдение; именно ему обязана зарождающаяся на заре нашей цивилизации наука своими первыми открытиями и установлением первых закономерностей. Даже сейчас, в эпоху эксперимента, наблюдение не потеряло своего познавательного значения. Ведь существуют такие объекты познания, которые недоступны эксперименту (например, большинство астрономических объектов) и могут изучаться только с помощью систематических научных наблюдений.

Начиная с Галилея (1564-1642) человечество вступило в эру эксперимента, а ХХ век вообще был назван «веком эксперимента». Экспериментальное знание стало фундаментом научного знания, основным критерием его научности. Разберите вопрос о том, чем отличается эксперимент от наблюдения, какие виды эксперимента вы знаете и какие методы получения эмпирического знания будете использовать в своей специальности.

Методы измерения носят процессуальный характер, заключающиеся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

 

Четвертый вопрос – о методах «преобразования». К ним относятся: идеализация, формализация, математизация, системно-структурный метод и мысленный эксперимент.Подробно охарактеризуйте каждый из этихметодов.Не забудьте начать с «точки» - первого идеализированного объекта, без которого наука вообще невозможна. И вообще очень важно запомнить, что наука начинается с создания идеализированных объектов.

 

Пятый вопрос – о методах получения (развития) теоретического знания. К ним относятся:индуктивные методы(в основе которых –процесс индукции – движение мысли от единичного к общему); дедуктивные методы (в основе которых – процесс дедукции – движение мысли от общего к частному); и аналогия, которая определяется обычно как логический вывод о свойствах того или иного объекта познания, сделанный на основании сходства данного объекта с другими объектами. Аналогия обладает большими коммуникативными функциями, благодаря которым в ХХ веке возникли новые области научного знания (напр., кибернетика, бионика и др.). На основе аналогии возник и развивается один из важнейших методов современного научного познания – метод моделирования. Разберите основные виды моделей и их гносеологические функции в познавательном процессе.

 

 

Шестой вопрос – об экстраполяции, которая применяется на любом из уровней познания и без которой познавательный процесс вообще невозможен.

Седьмой вопрос – о формах развития научного знания. Это – гипотеза и теория. Охарактеризуйте эти формы познания; разберите их специфику и различие. Еще в Х1Х в. Энгельс, определяя место гипотезы в процессе познания, писал: «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза». Вдумайтесь в эти слова. Гипотеза является формой развития естествознания, поскольку оно мыслит! Мыслит,осуществляет выход за пределы уже ставшего знания, дает его приращение, дает новое знание (вспомните концепцию Поппера о выдвижении «смелых гипотез» и их последующей фальсификации). Подумайте, вероятно, в области вашего научного интереса очень много гипотез. Назовите их.

Теория, в отличие от гипотезы, уже не вероятностное, а достоверное знание; она представляет собой самую развитую форму организации научного знания. Назовите научные теории, которые вам хорошо известны и попробуйте охарактеризовать их (они могут быть разного вида: описательными; математизированными; дедуктивными).

И еще в этом вопросе надо назвать современные способы обоснования знания (или критерии его научности). Здесь вам может помочь работа (3), где все эти критерии подробно разбираются. Это: логические критерии научности; эмпирические критерии научности; экстралогические и неэмпирические критерии; и, конечно же, практика – как основной критерий научности любого знания.

Семинар 4 Философия техники – 2 ч.

1. Философия техники как одна из областей современного философского знания. Гносеологический и социальный смысл триады: наука – инженерная деятельность – техника.

2. «Природный» и «технический» миры – характер взаимодействия. Специфика познавательных структур в процессе технического творчества.

 

3. Традиционная, техногенная и информационная цивилизации. Компьютеризация как основа современных информационных технологий. Феномен виртуальной реальности: особенности самоидентификации.

 

4. Техника как важнейший элемент культуры.

 

 

Основная цель семинара: уяснить отличительные характеристики традиционной, техногенной и информационной цивилизаций и задуматься над вопросом о влиянии техники на современное общественное развитие, на будущее мира и цели этого будущего.

 

 

Основные понятия темы: техника; наука; инженерная деятельность; техническая реальность; вторая природа; опредмечивание; цивилизация; виды цивилизаций: естественная природа человека; компьютеризация; виртуальная реальность; виртуальные объекты; самоидентификация; потеря личностного сознания; зомбирование.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы

Все вы прекрасно знаете, что техника основана на законах природознания, а естествознание в своих познавательных актах связано с использованием техники – всё более сложной и всё более «интеллектуальной».

 

Первый вопрос даст вам возможность обсудить возникновение самостоятельной области современного философского мышления – философии техники.Это случилось лишь в ХХ столетии, хотя первая работа с таким названием вышла в свет еще в 1877 г. Дать определение предмета этой новой философской дисциплины довольно сложно, поскольку она включает в себя множество различных аспектов (и чисто технические, и научные, и социальные), но можно просто сказать, что философия техники – это широкая рефлексия над техникой, включающая в себя и методологические, и теоретические, и социальные аспекты. А поскольку техника (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) в широком значении этого термина – совокупность всех средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводительных потребностей общества (БСЭ. Т.25), – то, следовательно, философия техники – это рефлексия над всей этой совокупностью плюс над влиянием техники на развитие современного общества и на его будущее.

Очень важно в этом вопросе разобрать гносеологический и социальный смысл триады: наука – инженерная деятельность – техника.

Второй вопрос – о взаимодействии «природного» и «технического» миров и специфике познавательных процедур в процессе технического творчества. В технике происходит опредмечивание человеческих знаний о мире и создание так называемой «второй природы».

Третий вопрос - как раз о цивилизациях: традиционной; техногенной и информационной. Об этой последней написано сейчас так много книг и статей. Сравните эти виды цивилизаций и попробуйте нарисовать картину будущего развития человечества.

В этом же вопросе надо поговорить о компьютеризации, о феномене виртуальной реальности, т.е. о том, с чем вы встречаетесь почти ежедневно. Для начала сравните содержание трех понятий: объективная реальность; субъективная реальность и виртуальная реальность. Есть широкий круг явлений (объектов), возникающих в разных ситуациях (не только в ЭВМ), существование которых определяется исключительно «здесь и теперь». Эти объекты называются «виртуальными» или просто «виртуалами». Природа их может быть самой различной. Но нас, в этом семинаре, интересует феномен виртуальной реальности, связанный с компьютерной техникой.

Четвертый вопрос – о технике как важнейшем элементе культуры. Здесь – масса возможностей для проявления вашей самостоятельности. И если о «технике и науке», «технике и производстве» мы уже говорили, то вот вопросы о связи техники с этикой, с искусством, религией, образом жизни современного человека – открыты для ваших размышлений и выступлений. Интересны исследования, связанные с рассмотрением проблем технологий. Под технологией понимается сторона практического осуществления деятельности, характеризующаяся качеством её выполнения, высоким стабильным профессионализмом, инновационностью, творческим характером и эффективностью, соответствующим современным предъявляемым требованиям. Рассмотрите связь и различие понятий «техника» и «технология».

 

Семинар 5 Актуальные мировоззренческие и социальные

Проректор по учебной работе

_______________ В. Исаченко

«_____» _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Философские проблемы науки и техники

Направление подготовки

072500 Дизайн

(квалификация (степень) «магистр»)

 

Магистерская программа: Теория дизайна
  Дизайн костюма
  Дизайн среды
  Промышленный дизайн
  Графический дизайн

 

 

Форма обучения: очная

Екатеринбург


1. Цели освоения дисциплины

Курс «Философские проблемы науки и техники» особенно значим в подготовке к исследовательской деятельности. Философская рефлексия над основаниями научного знания, методами и приемами познания и практическим научным поиском играет, несомненно, важную роль в развитии науки, помогает выдвигать новые модели инструментальной рациональности, новые парадигмы и гипотезы. Это важно в условиях своеобразной трансформации «образа» науки, снижения её социального статуса.

Изучение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» помогает сформировать у магистрантов общекультурные и профессиональные коммуникативные компетенций, привить способности ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе развития, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров – «Дизайн».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается по направлению подготовки магистров 072500 Дизайн в составе базовой части общенаучного цикла.

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в результате освоения студентами предшествующих дисциплин образовательной программы по направлению бакалавров 072500 – Дизайн и, в первую очередь, базовых дисциплин «Философия», «Социология», «Культурология». Изучение дисциплины «Философия науки» предшествует изучению дисциплины подготовки магистров «Философия и методология научной и проектной деятельности».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В соответствии с ФГОС ВПО 072500 – Дизайн направления подготовки магистров реализуемая дисциплина позволяет сформировать у студента компетенции, на основании которых магистрант должен

знать:особенности научного познания и его роль в современной цивилизации (ОК 1-5);

уметь:выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества (ПК-7);

владеть:навыками анализа науки как социокультурного феномена в рамках различных стратегий и освоения ряда технологий в организации научной деятельности (ПК 6-9)

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Виды и объем учебных занятий по дисциплине

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

 

Виды учебных занятий Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)
Другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа
Курсовой проект (КП)    
Курсовая работа (КР)    
Расчетно-графическая работа (РГР)    
Графическая работа (ГР)    
Расчетная работа (РР)    
Эссе (творческая работа студента)    
Реферат (Р)
Подготовка к экзамену**    
Другие виды самостоятельных занятий
Форма итоговой аттестации зачет зачет

4.2 Содержание учебной дисциплины



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.014 с.)