Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика психологии как науки. Житейская и научная психология

Поиск

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. На протяжении веков накапливалось житейское психологическое знание людей, закреплялось в языке, пословицах, поговорках. Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, в определенных пределах правильными. Однако лишены систематичности, глубины, доказательности. Поэтому принято выделять два уровня психологических знаний: житейскую и научную психологию.

Отказываться от житейской психологии не стоит, необходимо сохранять уважение и внимание к житейскому опыту. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи и, в-третьих, на последнем этапе им (опытом) проверяется.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Одним словом, мы не просто видим, чувствуем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем, мыслим и т.д. На протяжении веков человек является объектом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Житейская психология.

Следует различать научную психологию и житейскую психологию.

Житейская психология — это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие бытовой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека. Есть люди, которые очень хорошо понимают, чувствуют психику других людей, видят особенности их психических состояний. Таких людей можно назвать житейскими психологами.

Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Это выражается в том, что

• житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком,

• житейские знания нередко служат исходным пунктом, основой для формирования научных понятий и представлений,

• и, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.

Сравнение житейской и научной психологии.

Житейская психология.

Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

Терпима к противоречиям.

Например, эти пословицы противоречивы: "Учение — свет, а не ученье — тьма". "Век живи, век учись, — дураком умрёшь".

Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.

Научная психология.

Основана на научном подходе.

Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.

Стремится конструктивно разрешать противоречия.

Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки.

Задачи психологии.

-научиться понимать сущность психических явлений;

-научиться управлять ими;

-использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

 

2. ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Термин «психология» впервые ввел Христиан Вольф в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732 – 1734 гг. Термин был образован из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука).

Т.о., психология – это наука о душе. В наше время вместо понятия «душа» используют понятие «психика». С лингвистической точки зрения это одно и то же, однако, с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Первым этапом в становлении предмета психологии является изучение души. Наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу», или «тень» наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить своей жизнью (сны). Первые греческие философы считали эту идею примитивной, но они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был чем-то нематериальным, похожим на пламя свечи или на дуновение ветерка. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена.. Начиная со 2-го века нашей эры, считалось установленным, что душа помещается в мозге.

Лишь в эпоху Возрождения, в 15, 16 и особенно 17 веке сложились более близкие к научным представления о мире и человеке. Французский философ Рене Декарт создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Он открыл рефлекторную природу поведения, сформулировал понятие о рефлексе. В утверждениях Декарта содержится постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в себе, – это его собственное сознание. И с 19-го века психология стала считать своим предметом исследования сознание.

Итак, второй этап в становлении предмета психологии – это психология сознания. Основная задача психологии состоит теперь в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. Необходимо было описать свойства сознания. Вильгельм Вундт создал в 1879 г. первую в истории науки лабораторию по изучению сознания. Именнно с этого момента психология становится самостоятельной наукой. В результате деятельности этой лаборатории была проделана большая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т.д. Все это было изучено с помощью метода интроспекции (т.е. самонаблюдения). Этот метод быстро исчерпал себя, и психология зашла в тупик. В начале ХХ века возникла кризисная ситуация. Ее причины.

1. Отрыв психологии от практики.

2. Использование метода интроспекции как основного.

3. Невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии, главным образом – связь психических явлений с физиологическими и поведением человека.

Наука дальше развиваться не могла. В результате было предпринято несколько попыток преодоления этого кризиса. Многие из них вскоре оформились в самостоятельные направления. Каждое направление предлагало свой предмет психологии и, соответственно, методы.

Таким образом, третьим этапом становления предмета психологии является множественность предметов исследования: поведение, бессознательное, деятельность, системность психического образа, личность, организация знания и др.

Современное состояние психологической науки. «Психология сознания» оказалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием капиталистического способа производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека. Это привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической наукиим стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека.

Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour — «поведение»). Это уже третий этап в развитии представлений о предмете психологии. За одно лишь десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки. Появились и другие направления. К основным направлениям, которые успешно функционируют и сегодня, можно отнести:

Бихевиоризм

Основоположник бихевиоризма американский ученый Джон Уотсон заменил предмет психологии на поведение, а психические явления объявил принципиально не познаваемыми естественнонаучными методами. Знаменитая формула бихевиоризма: стимул – реакция.

Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя. Поэтому появился необихевиоризм, основы которого заложил Эдуард Чейз Толмен в 30-х годах 20-го века. Он отказался от понимания поведения только как системы реакций на стимулы и ввел представление об имманентной активности организма, о целесообразности поведения. У него цельорганизующее и направляющее начало поведения, а также результат серии поведенческих актов.

Поэтому формула стала выглядеть так: стимул – промежуточное звено – реакция.

2. Гештальтпсихология. Возникла в Германии, затем распространилась в Европе. Название произошло от немецкого слова «гештальт», что означает: образ, форма. Гештальтпсихология выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтпсихология выступила против принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей.

Представители: М.Вертгеймер, В.Кёллер, К.Левин.

3. Психоанализ. Часто называют «фрейдизмом» по имени создателя З.Фрейда. Психоанализ в отличие от первых двух направлений не ориентирован на точные и естественные науки, а призван найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный союз с медициной (в частности, с психиатрией). Объясняет развитие и структуру личности иррациональными психическими факторами. Предмет исследования: бессознательное.

Основной проблемой психоанализа явилась проблема мотивации. Сознание и бессознательное стали ключевыми понятиями. Бессознательному была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения.

Из идей З.Фрейда в 30-е гг. выросло новое направление – неофрейдизм, который возник как социально ориентированная форма психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».

Представителей неофрейдизма очень много. Самые известные из них: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Фромм, Анна Фрейд, Карен Хорни.

4. Когнитивная психология. Возникла в связи с развитием кибернетики, информатики. Главное внимание обращено та то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. К заслугам когнитивной психологии можно отнести: развитие науки в области познавательных процессов, интеллекта.

5. Гуманистическая психология. Предмет исследования: личность, как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие.

Дальнейшее развитие психологии в зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями:

1) стирание границ между разными школами и направлениями;

2) выход психологии за рамки академической науки в практическую;

3) обогащение методического аппарата исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ.

Существуют различные классификации и типологии психологических методов. Например, все методы можно разделить на два класса: субъективные и объективные. К субъективным методам относят интроспекцию, которая привела науку к кризису в начале ХХ-го века. В основе объективных методов лежит принцип единства сознания и деятельности. Все эмпирические методы сбора психологической информации должны быть объективными. Эмпирические методы делятся на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование. Вспомогательные: все остальные, например, контент-анализ, биографический метод, изучение продуктов деятельности, графический метод, анализ независимых характеристик и т.д.

Н.И.Шевандрин проклассифицировал методы, используемые психологией в связи с обучением и воспитанием:

1. Феноменологизации и концептуализации.

2. Исследования и диагностики.

3. Обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы.

4. Коррекции и терапии. Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей.

5. Мотивирования и управления. Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп.

6. Обучения и развития. Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков.

7. Конструирования и творчества. Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по правилам) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

6. Разновидности основных методов. Между перечисленными методами нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Коротко проанализируем основные методы.

Наблюдение. Различают следующие виды наблюдения:

1. По характеру контакта: непосредственное; опосредованное.

2. По условиям деятельности: полевое (естественное); лабораторное (экспериментальное).

3. По характеру взаимодействия: открытое или скрытое; включенное или стороннее.

4. По целям: случайное; целенаправленное.

5. По фиксации результатов: констатирующее; оценивающее.

6. По упорядоченности деятельности: выборочное или сплошное (время); произвольное или структурированное.

В ходе наблюдения экспериментатор не вмешивается в изучаемое психическое явление, а только фиксирует. Есть два важных требования к наблюдению: 1) наличие продуманного плана, 2) фиксация результатов наблюдения в дневнике. Необходимо заранее спланировать что именно и как Вы будете фиксировать в дневнике.

Опрос. Это может быть беседа, анкета или интервью. Они дают информацию о мотивации психической деятельности человека, о субъективной оценке человеком своих действий, о целях, предположениях. К опросным методам следует отнести метод экспертных оценок. Его широко применяют при диагностике личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемого: воспитатели, классные руководители, спортивные тренеры, одноклассники и т.д.

Тестирование. Тест – (с англ. – проба) – это метод получения информации об индивидуальных особенностях развития отдельных свойств психики конкретного человека. Тестирование – это специализированный метод психодиагностического исследования, применяя которое можно получить точную количественную характеристику изучаемого явления. Оно предполагает четкую процедуру сбора первичных данных плюс своеобразие их последующей интерпретации.

Различают следующие в иды тестов.

1. По форме проведения: групповые; индивидуальные.

2. По цели: для классификации; для распределения; для отбора.

3. По изучаемому признаку: тесты интеллекта; тесты достижений; тесты специальных способностей; личностные тесты (ситуативные, опросники, проективные).

Тест-задание предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Чаще это серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросники основаны на системе заранее продуманных и отобранных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Проективные тесты. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые личные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Положительный момент такого вида тестирования – более информативен, нет проблемы социальной желательности, выявляет некоторые явления, свойства личности, которые нельзя выявить ни в каком другом виде тестирования. Отрицательный – занимает много времени, трудности интерпретации, требует высокой профессиональной квалификации со стороны психолога, а также достаточного уровня образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых.

Экспериментосновной метод для получения новых психологических фактов. Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Классифицируется эксперимент на два вида: естественный и лабораторный.

Моделирование. Как метод моделирование применяется в том случае, когда исследование явления другими методами затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого феномена. Классифицируются на: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

Математическое моделирование – это формулы, выражающие законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и т.д. Логические модели используются при изучении мышления человека. Техническое моделирование часто применяется при изучении восприятия и памяти человека. Кибернетическое – использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ.

 

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.

Концепция параллелизма.

Биологические и социальные факторы действуют на разные структуры, стороны в развитии человека вообще и личности в частности.

Этот подход существовал еще во времена Р.Декарта. Он говорил: человек дуалистичен по своей природе. Низшая часть человека – рефлекторна, биологична. Но человек в состоянии при необходимости контролировать даже свои рефлекторные реакции. Две другие концепции носят общее название

Концепции поглощения

Одна из них декларирует, что биологическое в человеке поглощает социальное, а другая утверждает обратное.

В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. Концепции поглощения биологическим социального придерживались многие ученые, изучавшие способности: Ф.Гальтон, Ч.Ламброзо, Ганс Айзенк.

Противоположная концепция (3-я) формировалась еще в 17 веке.

Авторы – философы Дидро и Гельвеций считали, что социальные условия создают тот или иной тип личности. На этом основывается концепция воспитания Джона Локка, его теория "чистой доски". Предполагается, что человек рождается как чистый лист бумаги, на котором социум выводит свои письмена. Сегодня уже известно, что существуют врожденные задатки, какие-то врожденные физиологические особенности, свойства нервной системы.

Концепция координации.

Сторонники этой концепции считают, что в развитии и формировании личности принимают активное участие как биологические факторы, так и социальные факторы. Кроме того, предполагается отойти от двухфакторной теории и ввести еще третий элемент – саморазвитие и самовоспитание. Именно на стыке этих 3-х факторов и рождается и развивается личность.

Заключение: природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально-обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и др.) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

И стория проблемы начинается с постановки вопроса о соотношении биологического и социального в структуре личности. Этим вопросом задавались и древние греки (ученик Платона – Теофраст), Гиппократ создал учение о четырех типах темперамента, Эрнст Кречмер соотносил личность с телосложением человека, его конституцией.

Основные подходы к определению структуры личности заложил Б.Г.Ананьев. Он выделил 3 подсистемы в структуре личности.

1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема. Это системная организация индивидуальности личности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

2. Интериндивидная (внеиндивидная) подсистема. То, что обнаруживается в межличностных отношениях. Личность обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений.

3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура. Личность может проявляться не только в межличностных отношениях, но и выйти за их пределы, за пределы существующих "здесь и теперь" связей с другими людьми. Психологи говорят о "вкладах" в других людей. В нас вкладывают себя наши родители. Учитель вкладывает себя в своих учеников, музыкант в слушателя, артист в зрителя, писатель в читателя и т.д. Проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова.

Проанализировав современные исследования и проведя сравнение наборов слов русского, грузинского и болгарского языков, используемых для описания личностных особенностей, Платонов выдвинул идею иерархической структуры личности, подсистемы которой он рассматривает как ступени иерархической лестницы, у которой низшие ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие и опираясь на них, не сводятся к их сумме, так как переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления системных качеств.

Он говорит о существовании 4-х подструктур личности.

1. Биологическая подструктура. Он ее называл "биопсихические свойства". Сюда относятся темперамент, половые, возрастные свойства, патологические особенности.

2. Психологическая подструктура. Или по его терминологии "индивидуальные особенности психических процессов". Сюда относятся индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, чувств, воли).

3. Подструктура социального опыта. Это личный опыт, знания, навыки, привычки.

4. Подструктура направленности личности. Это влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира, убеждение и мировоззрение.

Ответ на вопрос о структуре личности искали и зарубежные авторы. Одной из первых и наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р.Кеттелом.

Следующий подход, основанный на клинических данных. Пример: структурная модель личности, реализованная в миннесотском многоаспектном личностном опроснике. В ее основу положены различные формы психиатрических расстройств.

К биологически ориентированным подходам к личности можно отнести модели Г.Айзенка и М.Айзенка. Это 2-х факторная модель личности.

Сюда же необходимо отнести и модель личности З.Фрейда

1 – Id – область бессознательного, личного, интимного.

2 – Ego – область психической защиты "я"

3 – Super-ego – область социальных требований: социальные нормы, мораль, запреты.

В гуманистической психологии структуру личности отождествляют со структурой "Я", где максимально представлено самосознание индивида. К.Роджерс представил структуру "Я" – концепции.

1. Реальное Я – как вижу себя в настоящий момент.

2. Динамическое Я – каким стремилось стать в ближайшее время.

3. Идеальное Я – то, каким должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы и социальные ценности.

4. Фантастическое Я – кем, каким хотел бы стать, если бы это было возможно.

Сюда можно добавить еще очень большой перечень всевозможных Я: антиидеальное Я, физическое Я, духовное Я и т.д., но эти 4 являются основным.

СОСТАВ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Она всегда связана с чувством неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации живого существа. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего разнообразных потребностей у человека. Виды потребностей. По своему происхождению их делят на естественные и культурные. Их, в свою очередь, можно разделить на а) физические б) органические в) материальные г) духовные д) социальные.

Основные характеристики человеческих потребностей сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Целью называют тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Потребности, цели и мотивы это основные составляющие мотивационной сферы человека.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.

Осознанные это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.

Мотивы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые для него и общества обстоятельства.

Высшие мотивы образуют ценностное ядро личности, отказ от которого переживается человеком как отказ от самого себя. В 1908 г американские психологи Иеркс и Додсон при исследовании мотивов вывели закон оптимальной мотивации, согласно которому по мере увеличения силы мотивации качество деятельности вначале возрастает, а затем постепенно понижается.

ВОЛЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

Понятие «воля» в научный обиход введено еще Аристотелем. У него воля выступала как фактор, наряду со стремлением, способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление.

Признаки воли:

1) Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.

2) Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, умение подавлять возникающие желания.

3) Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.

4) Наличие продуманного плана осуществления действия.

5) Отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

6) Как раз наличие морального удовлетворения оттого, что его удалось выполнить, связано с совершением волевого акта.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема не решается без участия воли. Без воли способности оставались бы пустым звуком!

Дадим определение. Воляэто сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности, поведения и различных психических процессов, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Она (воля) обеспечивает выполнение 2-х взаимосвязанных функцийпобудительной и тормозной и в них же себя и проявляет.

Первичные, или базовые, качества воли - сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Вторичныеили характерологические - решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Третья группа связана с морально-ценностными ориентациями человека. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность + проявляющееся в труде: деловитость, инициативность.

Важнейшие звенья волевого актапринятие решения и исполнение – нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилиеэто форма эмоционального стресса, активизирующего сознавательные процессы и создающего дополнительные мотивы к действию.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Диапазон слабоволия так же велик. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся абулия и апраксия. Это редкие явления, связанные с патологией головного мозга. В повседневной жизни слабоволие обусловлено в основном неправильным воспитанием. Наиболее типичное проявление слабоволиялень – матушка!

ВИДЫ И РОЛЬ ЭМОЦИЙ.

Начнем сразу с определения. Эмоции– особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, людям, процессам и результатом практической деятельности.

К эмоциональной сфере личности относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы и др. Эти эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождается эмоциональными переживаниями.

Функции эмоций:

1. Сигнальная. Функция общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит.

2. Стимулирующа я. Функция воздействия, т.е. оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

3. Оценочная функция.

4. Экспрессивная функция.

5. Коммуникативная функция. Здесь эмоции могут служить языком.

6. Регулятивная. Функция оценки хода и результатов деятельности.

7. Защитная. Функция приспособления к окружающим условиям.

8. Мотивационная функция. Желание испытать какую-либо эмоцию может стать мотивом для совершения каких-либо действий.

Т.о., эмоциональные явления биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса.

Эмоции и чувства обладают самостоятельной ценностью для личности.

ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ И ИХ ВИДЫ.

Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Связь чувства с эмоциями заключается в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. В структуру чувств входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием.

Отличия чувств от эмоций:

1. Чувства всегда осознаются.

2. Относительно устойчивы.

3. Обнаруживаются в конкретных эмоциях.

4. В структуру кроме эмоций входит обобщенное отношение.

5. Носят предметный характер.

6. Образуют ряд уровней – от непосредственных до высших.

7. Носят исторический характер.

8. Играют социализирующую роль (их воспитывают).

Амбвивалентность чувствэто несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Чаще всего она возникает из-за того, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (уважают за трудолюбие и осуждают за вспыльчивость).

Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства и практические. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.58.68 (0.017 с.)