Особенности протекания творческого процесса 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности протекания творческого процесса



Творчество как процесс успешен в том случае, когда у личности имеет место так называемое «озарение» (без кавычек – это религиозный термин) или «ага-решение», или второе вдохновение, или же инсайт.

Инсайт (от лат. Insight – постижение, озарение) – внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии любого творческого процесса: 1 – подготовка; 2 – созревание; 3 – «озарение» (или инсайт); 4 – проверка.

Центральным специфическим творческим моментом считалось «озарение» – интуитивное схватывание искомого результата.

Я.А.Пономарев выделил три этапа творческого акта:

1. Постановка проблемы. Здесь активно работает сознание.

2. Решение проблемы. Активно бессознательное.

3. Проверка. Активно сознание.

Много работ посвящено сновидению как наиболее удачному способу решения творческих задач (таблица Д.И.Менделеева, формула бензольного кольца). Но многие ученые говорят, что на сон надеяться нельзя. Необходимо достичь вдохновения.

Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

Вдохновение имеет четыре фазы: 1. Подготовительная. 2. Состояние самозабвения. 3. Непроизвольное течение творческого потока. 4. Легкость, с которой мысли находят свое выражение в соответствии с видами творческой деятельности. В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.

К видам творчества относят:

1. Техническое творчество.

2. Научное творчество

3. Художественное творчество.

По процессу ничем не отличаются, те же стадии, те же личностные особенности. Но по степени соотношения между элементами, по приоритету этих элементов, различия существуют. В техническом творчестве на первом месте стоят чувственные образы, затем мышление и за ним эмоции. В научном творчестве приоритет отдается мышлению, затем чувственные образы, а затем эмоции. В художественном творчестве на первом месте находятся чувственные образы, на втором эмоции и затем идет мышление.

КРЕАТИВНОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ

Креативность (от лат. Creatib – созидание) общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризующая личность в целом. Проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

В психологии выделены 2 основных направления изучения креативности. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Основными факторами креативности признаются оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость. Способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии. Рядом зарубежных исследователей креативность связывается с личностными чертами.

Существует как минимум три подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием творческой активности личности. Авторы, стоящие на данной позиции (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.), объясняют творческое поведение через мотивацию, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности они относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев).

В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса.

1) Если IQ ниже 115 – 120, интеллект и креативность образуют единый фактор.

2) При IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Торренса удивительно хорошо соответствует данным Д.Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д.Векслер,Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.)

Большой интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда, который организовал Л.Термен в 1921 году. По данным исследования, ни один ранний интеллектуал из выборки Л.Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Практически все они добились высокого социального статуса. Таким образом, ранние интеллектуалы чрезвычайно успешно адаптировались в обществе. Интеллект не только не является препятствием, но служит необходимым условием достижения успеха в демократическом обществе. Высокий (и даже очень высокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

Воллах и Коган исследовали детей 11 – 12 лет и сделали вывод:

1. Детям с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью характерно самоуверенность, адекватность самооценки, внутренняя свобода, высокий самоконтроль, пластичность поведения, независимость суждений и действий.

2. Детям с высоким интеллектом и низкой креативностью свойственен страх перед неудачей, стремление к школьным успехам, избегание риска, не любят публичные выступления, скрытность.

3. Дети с низким интеллектом и высокой креативностью – это «изгои» класса, у них увлечения часто вне школы, они тревожны, невнимательны, закомплексованы.

Одаренность -это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.

Несмотря на критику, в частности, со стороны английского психолога Ч. Спирмена, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности, определение, данное В. Штерн, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.

Одаренность - это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.

Природные задатки организма сами по себе не детерминируются однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение о том, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимо от него.

Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.

Специальная одаренность определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.146 (0.005 с.)