А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о ровных отражениях действительности и стадии развития психики животных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри о ровных отражениях действительности и стадии развития психики животных



Отражение - это способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, животного на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Второй уровень - органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Избирательность - это реакция в соответствии с потребностями организма, это использование благоприятных факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения присуща всей живой материи, но у сложных, особенно высших животных она носит подчиненный характер, в то время как у микроорганизмов и растений является доминирующей или подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения наиболее типично проявляется в безусловных и условных рефлексах.

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представ- лений.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две основные формы отражения:

а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;

б) теоретическая форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.

В биологических системах можно выделить следующие четыре формы или уровня отражения:

1) отражение в неживой природе (включая физико-химические процессы и превращения) - элементарное отражение;

2) отражение, присущее всей живой материи, - раздражимость;

3) отражение, присущее всему животному миру и лишь в зачатке растительному (ощущения, рефлексы психика), - первая ступень в развитии гносеологических форм отражения;

4) человеческое сознание - идеальная форма отражения.

Концепция Леонтьева-Фабри: 2 стадии: - стадия элементарной сенсорной психики (уровень ощущений) – стадия перцептивной психики (уровень восприятия).

Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость – Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способнасть реагировать на биологичсеки нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, целенаправленная двигательная активность – Простейшие. Многие низшие одноклеточные механизмы живущие в водной среде.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипуляции – челюсти. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. – Четкая реакция на биологические раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научения играют небольшую роль. Главное значение в поведении играют жесткие врожденные программы. – Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски, другие беспозвоночные.

Стадия перцептивной психики.

А. Низкий урвоень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипуляции – челюсти. – Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограмированные компаненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, вредных, развитое защитное поведение. – Рыбы и другие низшие позвоночные,а так же некоторые высшие безпозвоночные. Насекомые.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления. Складывание определенной картины мира. – Высокоразвитое инстинктивное поведение. Способность к научению. – Высшие позвоночные.(птицы, некоторые млекопитающие)

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировачно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях. – Выделения специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений, навыков. – Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

8. ИНСТИКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.

Инстинкты- сложнейшие акты врожденного поведения. Для инстинктивного поведения есть два важных момента. Во- первых, зависимость инстинктивного поведения от состояния внутренней среды организма. Во- вторых, раздражители являются только триггерами инстинктивного поведения и не обязательны для осуществления всего акта. Серый гусь, например, как правило, возвращает в гнездо выкатившееся яйцо, толкая его клювом, и продолжает эти толкательные движения даже в том случае, если яйцо перекатилось (смешение активности) через гнездо.

Ч. Дарвин под инстинктом принимал ту часть поведения животных, которая характерна для данного вида и закреплена за представителями этого вида наследственно.

Согласно немецкому зоологу Биглеру (1914 год) действие считается инстинктивным, если оно:

ü наследственно, т.е. побуждение и способность к действию принадлежат к числу наследственных свойств вида;

ü не требует предварительного наущения;

ü выполняется одинаково у всех;

ü соответствует телесной организации животного, т.е. находится в связи с нормальным употреблением ею органов;

ü приспособлено к естественным условиям жизни, часто даже в связи с регулярными естественными изменениями этих условий, например со временами года.

В настоящее время инстинктом называют все не зависящие от воспитания действия животных. Инстинктивное поведение основано на специфических для данного вида нормах движений (эндогенные автоматизмы), а также на специфических для данного вида нормах реагирования.

Инстинкт- совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животным данного вида, возникающих на раздражение из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанной с осуществлением этих актов.

Инстинктом называется наследственный комплекс реакций на определенные воздействия, определенные изменения условий внешней и внутренней среды, одинаковый у всех особей вида. Инстинкты- проявления поведенческих актов, обусловливаемых закрепленными эволюцией сложнейшими связями структур и процессов организма.

Соответственно видам потребностей различают следующие виды инстинктов:

- витальные, направленные на выживание особи, неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация потребности не требует участия другой особи;

- зоосоциальные, или ролевые, направлены на выживание вида, эффективное существование группы- «что хорошо виду, то хорошо и тебе»;

- саморазвития, обращены в будущее, направлены на самосовершенствование рассудочной деятельности.

Витальные инстинкты:

Ø пищевой

Ø питьевой

Ø оборонительный (активный и пассивный)

Ø регулирования цикла «сон- бодрствование»

Ø экономии энергии (сил)

Зоосоциальные, или ролевые, инстинкты:

ü половые (выбор партнера)

ü родительские (разделение роли отца и матери)

ü территориальные (охрана зоны обитания для сохранения ресурсов)

ü эмоциональный резонанс (ускорение социализации- путь возникновения сопереживания, сочувствия, в конце концов- сознания)

ü групповая иерархия (альтруистический эгоизм)

Инстинкты саморазвития:

ü исследовательский

ü новизны

ü свободы

ü имитационный (подражательный)

ü игровой

Инстинкт осуществляется в несколько последовательных этапов: подготовительный, поисковый, завершающий.

К свойствам инстинктов можно отнести то, что инстинктивные поведенческие реакции обладают высокой видовой специфичностью- комплексом фиксированных действий, генетически предопределенных центральной программой. Относительно простые («ключевые») стимулы только запускают стереотипную реакцию, но не определяют ее реализации. Возникают инстинкты на специфические раздражители, предаются по наследству. Движущей силой инстинкта является потребность. Изменяются с возрастом. Не требуют научения.

Этологи представляют инстинктивное поведение как сложную иерархию взаимоподчиненных внутренних и внешних влияний, причем на каждом уровне нервная система контролирует специфические инстинктивные акты.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.011 с.)