Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды эмоциональных состояний и их характеристикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Их можно классифицировать: 1) по интенсивности; 2) по продолжительности; 3) осознанности; 4) происхождению; 5) условиям возникновения; 6) воздействию на организм; 7) динамике развития; 8) направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее); 10) по способу их выражения во внешнем проявлении (экспрессии); 11) по нейрофизиологической основе, 12) "знаку" (положительные, отрицательные, нейтральные); 13) по их влиянию на деятельность человека (тормозят или активизируют и т.д.). Выделяют ряд основных эмоциональных состояний, которые принято называть фундаментальными, а все остальные производными. Каждая из фундаментальных имеет свой спектр характеристик и внешних проявлений: 1) интерес-волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) страдание - горе, 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд. Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности. Пример: 1) спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование; или 2) застенчивость, смущение, стыд, вина; или 3) неудовольствие, досада, огорчение, страдание, горе. Напомнить, что это курс «Общей психологии», а не «Дифференциальной» Борис Иосиф.Додонов перечислил социальные эмоции, поскольку они приобретаются прижизненно в результате взаимодействия с людьми: 1) альтруистически е эмоции, которые возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям; 2) коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении; 3) глорические эмоции (от лат. – слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе; 4) праксические эмоции вызываются той деятельностью, которой занят человек, ее успешностью или неуспешностью; 5) пугнические эмоции (от лат. – борьба), в основе которых лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе; 6 ) романтические эмоции, в основе которых лежит стремление ко всему необычному; 7) гностические эмоции (от греческого – знание) связаны с познавательной деятельностью личности (это интеллектуальные эмоции); 8) эстетические эмоции, которые возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы; 9) гедонистические эмоции, связанны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте; 10) акизитивны е эмоции (от французского – приобретение), которые связаны с интересом к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. По влиянию на деятельность человека эмоции делят на стенические и астенические. Стенические эмоции отличаются действенностью, они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов "горы перевернуть". Переживая сочувствие к другу, человек ищет способ помочь ему. При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут "ноги подкоситься". Иногда переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести. 3. Эмоциональные состояния. К разновидностям эмоциональных состояний принято относить следующие: настроение, аффектацию, стрессы, тревожность, агрессивность. Коротко их охарактеризуем. Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Отличаются от эмоции длительностью протяжения во времени. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное и т.д. Виды настроений: 1) Благополучное (повышенный тонус, повышенная активность). 2) Воодушевленное. 3) Созерцательное. 4) Синтоническое (ровное). 5) Деятельное (старание на фоне утомления). 6) Унылое. 7) Дисфорическое (пониженный тонус и активность, возможна гневливость). Аффектами – называются эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. На 1-ой стадии аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного. Следующие стадии – разгар аффекта и выход из него. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость. Состояние аффекта в юриспруденции признается как оправдательное и смягчающее для совершившего преступление. Стрессовые состояния – представляют собой особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, по длительности протекания приближающуюся к настроениям. Стресс в переводе с английского – давление, напряжение. Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в других случаях – в пассивности, бездеятельности в обстоятельствах, когда надо решительно действовать. Стресс может вызвать и положительная эмоция. Виды стресса: 1. Острый или хронический. 2. Системный (физиологический) или психологический. 3. Психологический подразделяется на: эмоциональный и информационный! Хорошо бы примерчики! К состоянию и понятию стресса очень близко понятие фрустрации. В переводе с латинского – обман, расстройство, разрушение планов. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Помехи могут быть объективными. Однако чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личностных желаний человека и ограничений, запретов, налагаемым обществом, группой. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм стресса, сопровождающуюся гаммой отрицательных эмоций. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Агрессивность. Определения полного не существует. Агрессивность – это устойчивая черта, которая выражается в готовности к агрессивному поведению. Эрнст Фромм выделил 2 вида: а) доброкачественная, которая охраняет организм и б) злокачественная – это специфическое человеческое стремление к абсолютной власти над другим живым существом и стремление к разрушению. Этот вид он предложил называть деструктивностью или жестокостью. По способу направленности: физическая (драка, пощечина); вербальная (крик, ругань, содержание слов); косвенная (шутки, сплетни, топанье ногами, битье посуды, т.е. агрессия никуда на направлена).!!! В филологии активно изучается «Семантическое поле агрессии»!! Тревожность. Склонность индивида к переживанию тревоги. Обычно повышена при заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы. Различают ситуативную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией, и личностную тревожность, являющуюся стабильным свойством личности. ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ И ИХ ВИДЫ. Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Связь чувства с эмоциями заключается в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. В структуру чувств входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием. Отличия чувств от эмоций: 1. Чувства всегда осознаются. 2. Относительно устойчивы. 3. Обнаруживаются в конкретных эмоциях. 4. В структуру кроме эмоций входит обобщенное отношение. 5. Носят предметный характер. 6. Образуют ряд уровней – от непосредственных до высших. 7. Носят исторический характер. 8. Играют социализирующую роль (их воспитывают). Амбвивалентность чувств – это несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Чаще всего она возникает из-за того, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (уважают за трудолюбие и осуждают за вспыльчивость). Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства и практические. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и – шире – к обществу. Сюда относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность и т.д. Безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жесткость, злорадство, надменность, себялюбие и др. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. Роль чувств в мыслительном процессе состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. К ним относятся: интерес (как эмоцию), удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и т.д. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и его отображению в искусстве как к чему-либо прекрасному, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в оценках, художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же презрения, разочарования, отвращения. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса его формирования и сознания. Все люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по: 1) эмоциональной возбудимости; 2) длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний; 3) доминированию стенических иди астенических эмоций. Но более всего эмоциональная сфера различается по 4) силе и глубине чувств, по 5) содержанию; 6) предметной отнесенности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.009 с.) |