Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович) Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций. Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4 варианта ответа: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет» и «безусловно, нет». За первый ответ испытуемый получает 4 балла, за второй – 3 балла, за третий – 1 балл, за четвертый – 0. К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относится по 12 вопросов (2 вопроса являются одновременно прямыми для одной модальности (радости или печали) и обратными для другой). Процедура анкетирования и вычисления индивидуальных оценок по каждой из модальностей такова. Перед анкетированием испытуемому вручается письменная инструкция, вопросник и бланк для ответов, имеющий 4 графы, соответствующие 4 вариантам ответов. Согласно инструкции, испытуемые должны заносить номера вопросов в те графы бланка ответов, которые им наиболее подходят. Ответы испытуемых оцениваются экспериментатором по 4‑балльной системе. Вычисление индивидуальных оценок по каждой из модальностей состоит в суммировании количества ответов каждого из указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается, и суммировании баллов всех вариантов ответов. Максимально высокая индивидуальная оценка по каждой из модальностей – 48 баллов, минимальная – 0. Из‑за сложности понимания того, как подсчитывать сумму баллов, засчитываемых при ответах «нет», все вопросы подобного типа переделаны мною с отрицательных ответов на утвердительные. Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции, а настроение, оптимизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики личности, что, собственно, было предопределено целью создания данного опросника: выявить устойчивые эмоциональные переживания обследуемых. Поэтому данную методику в значительной мере можно рассматривать не как выявление в чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали), а как склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону. Инструкция. Перед Вами вопросник и бланк, на котором предусмотрено 4 варианта ответов на указанные вопросы. Ваша задача – ответить на каждый из вопросов. Это делается таким образом: Вы читаете вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно да» «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет»), отражающий Ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов. Поскольку в разные периоды жизни Вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по‑разному, при ответе исходите из того, что характерно для Вас сейчас, в настоящее время. Дальше Вы так же поступаете со всеми остальными вопросами, всякий раз тщательно обдумывая, какой из 4 вариантов ответа Вам больше всего подходит. Основное условие нашего эксперимента – Ваша добросовестность и искренность. Если Вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз. Итак, начинайте работу! 1. Вы не решитесь пойти ночью в любое страшное место, даже если дело идет на спор? 2. Часто ли у Вас портится настроение, находит уныние, хандра? 3. Можно ли сказать, что Ваше настроение бывает чаще всего веселым и бодрым? 4. Страшно ли бывает Вам идти по темной, пустынной улице? 5. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты? 6. Часто ли Вы испытываете чувство неудачи, неудовлетворенности собой, разочарования в себе? 7. Если над Вами зло подшутили, привело бы это Вас в состояние гнева? 8. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования? 9. Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих? 10. Можно ли о Вас сказать, что Вы не верите в свои силы? 11. Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения? 12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильмах? 13. У Вас часто появляется желание с кем‑нибудь поссориться? 14. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение? 15. Можно ли назвать Вас несмелым человеком? 16. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас раздражение? 17. Испытываете ли Вы боязнь, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу? 18. Бываете ли Вы активным участником веселья в компаниях? 19. Вас легко рассердить? 20. Можно ли сказать о Вас, что Вы человек печальный? 21. Можно ли о Вас сказать, что у Вас преобладает грустное и унылое настроение? 22. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью? 23. Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке? 24. Считаете ли Вы себя веселым человеком? 25. Вы не склонны предаваться невеселым, мрачным мыслям? 26. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в тоннеле? 27. Часто ли неудачи приводят Вас в отчаяние? 28. Можете ли Вы сказать про себя, что Вы по своей натуре оптимист? 29. Вызывают ли у Вас чувство тоски книги с плохим концом? 30. Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну? 31. Вы неуступчивы? 32. Вами овладевает злость, если Вы очень торопитесь, а Вам помешали? 33. Когда на Вас кричат, вам хочется ответить тем же? 34. Свойственно ли вам переживать чувство страха при сильной грозе? 35. Если Вы терпите поражение в споре, овладевают ли Вами раздражение и злость? 36. Испытываете ли Вы радость, когда находите решение важной для Вас задачи? 37. Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше невзгод и печалей, чем радостей? 38. Кажется ли Вам будущее бесперспективным и мрачным? 39. Может ли небольшое препятствие, мешающее достичь желаемого, вызвать у Вас чувство подавленности? 40. Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг себя? 41. Легко ли Вы ощущаете чувство потери чего‑то? 42. Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий человек? 43. Обычно по утрам у Вас бодрое и радостное настроение? 44. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться? 45. Вы, вероятно, отказались бы заниматься каким‑либо опасным видом спорта? 46. Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сделать укол? Ключ. Радость. «Да» – номера вопросов: 3, 9, 14, 18, 22, 24, 25, 28, 36, 37, 40, 43. Гнев. «Да» – номера вопросов: 7, 8, 11, 13, 16, 19, 31, 32, 33, 35, 42, 44. Страх. «Да» – номера вопросов: 1, 4, 5, 12, 15, 17, 23, 26, 30, 34, 45, 46. Печаль. «Да» – номера вопросов: 2, 6, 10, 20, 21, 25, 27, 29, 37, 38, 39, 41. Количество баллов за каждый ответ: «безусловно да» – 4, «пожалуй, да» – 3, «пожалуй, нет» – 1, «безусловно нет» – 0. Бланк для ответов:
Методика «Определение эмоциональной возбудимости» (П. В. Симонов) Методика основана на определении сдвига электрокожного сопротивления (КГР) при эмоциогенном раздражителе. Измеряются: – абсолютная величина КГР в состоянии покоя, – величина КГР при воображаемом болевом раздражителе, – величина КГР при ожидании болевого раздражителя. Измерение этих показателей производится по Фере благодаря электронному потенциометру с записью КГР через усилитель на самопишущий прибор. Методика «Эмоциональная возбудимость – уравновешенность» (Б. Н. Смирнов) Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да (+) или «нет» (‑), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Учащимся дается бланк ответов, либо они его заготавливают сами, записывая числа от 1 до 15 тремя столбиками по 5 чисел в каждом. Текст опросника: 1. Часто ли Вас терзает чувство вины? 2. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения? 4. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний? 5. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить? 6. Возникают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие? 7. Вспыльчивы и легко ли Вы ранимы намеками и шутками над Вами? 8. Вы любите подшучивать над другими? 9. Вы принимаете все близко к сердцу? 10. Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к родителям? 11. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем‑то хуже других? 12. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? 13. Вас можно быстро рассердить? 14. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 15. Часто ли Вам снятся кошмары? Обработка результатов. За ответ «да» на вопрос 15 начисляется 1 балл, на вопросы 3 и 5 – по 2 балла, на остальные вопросы (1, 7, 9, 11, 13, 14) – по 3 балла. В результате подсчитывается общая сумма. Искренность определяется по ответам на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. За ответ «да» на вопросы 6 и 8 начисляется 1 балл; 2 и 4 – по 2 балла; 10,12,14 – по 3 балла. Подсчитывается сумма всех баллов. Если опрашиваемый набирает в итоге 1‑7 баллов, то искренность его ответов низкая, как низка надежность и диагностики эмоциональной возбудимости. Интерпретация результатов. Эмоциональная возбудимость: – очень высокая – 18–20 баллов, – высокая – 14–17 баллов, – средняя – 8‑13 баллов, – низкая – 4‑7 баллов, – очень низкая – 0‑3 балла.
Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова) Предложена в 1976 г. и позволяет судить об эмоциональности по интегральному показателю. Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) вопросы, и если описанные симптомы наблюдаются у Вас, то рядом с номером вопроса поставьте знак «+». Если же у Вас какие‑либо симптомы отсутствуют, то поставьте знак «‑». Текст опросника: 1. Можете ли Вы сильно покраснеть от смущения или стыда так, что сами ощущаете, что щеки пылают и слезы навертываются на глаза? 2. Приходилось ли Вам бледнеть от страха или огорчения? 3. Часто ли Вы смущаетесь, свойственна ли Вам застенчивость? 4. Легко ли Вы плачете от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости? Могут ли у Вас появиться слезы от эстетического удовольствия, когда слушаете музыку, читаете стихи? 5. Прошибал ли Вас пот в неприятной или трудной обстановке? 6. Наблюдается ли у Вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли у Вас при этом голос? 7. В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли Вы скованности конечностей, когда ноги становятся негнущимися, «ходульными» или «ватными» и подкашиваются? 8. Не замечали ли Вы дрожание пальцев рук при сильном волнении или смущении, не бывает ли у Вас внутренней дрожи и схожего с ознобом состояния («мороз по коже»)? 9. Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что Вам кажется, что Вы все забыли? 10. Можете ли Вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться и замолчать? 11. Часто ли Вы раздражаетесь и возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на ребенка, сгоряча наказать его? 12. Свойственно ли Вам ссориться с близкими, если Вы видите несправедливость их поступков? Часто ли при этом дело кончается Вашими слезами, унынием и раскаянием? 13. Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них, и плохое настроение всецело владеет Вами длительное время? 14. Не замечали ли Вы в моменты волнения или смущения излишней суетливости, двигательной расторможенности? 15. Не бывает ли у Вас при волнении болей в области солнечного сплетения? Обработка результатов опроса. За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Интерпретация. Чем большее число баллов набирает испытуемый, тем выше его эмоциональность. От 0 до 5 баллов – эмоциональность низкая, от 6 до 10 баллов – средняя, от 11 баллов и выше – высокая. Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. П. Ильин) Тест предназначен для самооценки того, насколько выражены различные характеристики эмоций: – эмоциональная возбудимость, – эмоциональная реактивность (интенсивность, длительность), – эмоциональная устойчивость (влияние эмоций на эффективность деятельности). Инструкция. На каждый из заданных вопросов отвечайте «да», если согласны с тем, о чем Вас спрашивают, или же «нет» – если не согласны. 1. В разговоре Вы легко обижаетесь по пустякам? 2. Сильно ли Вы переживаете, когда сдаете экзамен менее успешно, чем ожидали? 3. Часто ли Вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут волнующие Вас мысли? 4. Когда Вы сильно волнуетесь, у Вас все валится из рук? 5. Легко ли ранимы намеками и шутками над Вами? 6. Выходите ли Вы из себя, сердясь не на шутку? 7. Быстро ли Вы отходите после того, как разозлитесь? 8. Вам помогает волнение собраться с мыслями на экзамене? 9. Вас можно быстро рассердить? 10. Охватывает ли Вас ярость, когда с Вами поступают несправедливо? 11. Долго ли Вы не прощаете нанесенную Вам обиду? 12. Вы от страха «теряли голову»? 13. Легко ли Вы можете заплакать при трогательных сценах в театре или кино? 14. Сильно ли Вы волнуетесь перед ответственным делом или разговором? 15. Вы действительно долго переживаете из‑за пустяков? 16. Можете ли Вы от сильного волнения совершить какую‑нибудь глупость? 17. Вы легко откликаетесь на горе других? 18. Вы способны восторгаться, восхищаться чем– или кем‑нибудь? 19. Долго ли вы переживаете оттого, что сказали такое, чего не следовало бы? 20. Вы не теряете контроль над собой, даже если очень волнуетесь? 21. Легко ли Вы обижаетесь, если Вас критикуют? 22. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких‑либо разочарованиях? 23. Правда ли, что Вы недолго переживаете свои разочарования? 24. Бывает ли, что от возмущения Вы не можете вымолвить и слова, как будто у Вас язык к нёбу прилип? 25. Вы быстро начинаете злиться или впадать в гнев? 26. Вы сильно волнуетесь на экзамене? 27. Вы долго дуетесь на обидчика? 28. Часто ли на зачетах и экзаменах Вы из‑за сильного волнения не можете показать все, на что способны? 29. Волнуетесь ли Вы из‑за пустяков? 30. Вы действительно принимаете все близко к сердцу? 31. Вам действительно свойственно быстро забывать свои неудачи? 32. Это правда, что во время ссоры вы «не лезете за словом в карман»? Обработка данных опроса. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма баллов по каждой из четырех шкал. Ключ. Эмоциональная возбудимость: ответы «да» на вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29. Интенсивность эмоций: ответы «да» на вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30. Длительность эмоций: ответы «да на вопросы 3, 11, 15, 19, 27; ответы «нет» на вопросы 7, 23, 31. Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения: ответы «да» на вопросы 4, 12, 16, 24, 28; ответы «нет» на вопросы 8, 20, 32. Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» –1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, при ответе «да, всегда» – 5. Отвечать нужно на все пункты. Текст опросника: 1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». 2. Взрослых детей раздражает забота родителей. 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы». 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. 6. Больному человеку можно помочь даже словом. 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. 8. Старые люди, как правило, обидчивы беспричинно. 9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. 11. Я равнодушен к критике в мой адрес. 12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. 13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы. 14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать. 15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной. 16. Родители относятся к своим детям справедливо. 17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. 19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. 20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. 21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23. Все люди необоснованно озлоблены. 24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. 26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем‑нибудь помочь. 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. 28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. 29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. 30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. 31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно. 32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины. 33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы. 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать. 36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения 3, 9, 11, 13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше 3 неискренних ответов. Выводы. При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатии, от 63 до 81 – высокий, от 37 до 62 – средний, от 12 до 36 баллов – низкий, 11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии. Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко) В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов. Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на существо иного человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет выражающему эмпатию непредвзято выявлять его сущность. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность субъекта эмпатии эмоционально резонировать с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к тому, кому адресована эмпатия. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно‑энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Идентификация – еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации – легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Инструкция. Если Вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны – знак «–». Текст опросника: 1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности. 2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным. 3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции. 4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев. 5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется. 6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке. 7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете. 8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем‑то угнетены. 9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт. 10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно. 11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того. 12. Я легко могу представить себя каким‑либо животным, ощутить его повадки и состояния. 13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение. 14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей. 15. Обычно за несколько дней я чувствую: что‑то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются. 16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном. 17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним. 18. Мне легко удается, подражая людям, копировать их интонацию, мимику. 19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров. 20. Чужой смех обычно заражает меня. 21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку. 22. Плакать от счастья глупо. 23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем. 24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов. 25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей. 26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются. 27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам». 28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого‑либо из членов семьи. 29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком. 30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистичная. 31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых. 32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека. 33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией. 34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему. 35. Если я вижу, что у кого‑то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов. 36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей. Обработка результатов. Ниже приводятся 6 шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитывается число ответов, соответствующих ключу каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма. 1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, –13, +19, +25, –31. 2. Эмоциональный канал эмпатии: –2, +8, –14, +20, –26, +32. 3. Интуитивный канал эмпатии: –3, +9, +15, +21, +27, –33. 4. Установки, способствующие эмпатии: +4, –10, –16, –22, –28, –34. 5. Проникающая способность в эмпатии: +5, –11, –17, –23, –29, –35. 6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, –24, +30, –36. Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. Выводы. Если в сумме по всем шкалам 30 баллов и выше – у человека очень высокий уровень эмпатии; 29–22 – средний; 21–15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий. Экспериментальный метод изучения эмпатии К. Хенер, Уатни (С. Напег, Whitпеу, 1960) и С. Бергер (S. Вегдег, 1962) разработали методику, суть которой сводится к следующему. Перед испытуемым сажают ассистента экспериментатора и предупреждают, что его (ассистента) будут ударять током. Чтобы вызвать эмоциональный ответ, ассистент отдергивает руку при мнимом ударе током и имитирует переживание боли. Воспринимая видимую эмоцию боли, наблюдатель переживает состояние ассистента. В одном из вариантов перед «ударом током» дается предварительный сигнал (красный свет или звонок). Эмоциональная реакция может появиться у испытуемого и на эти сигналы как предвосхищение эмоционального состояния ассистента. Е. Стотлэнд и др. (Е. Stоtlаnd еt аl., 1971) несколько видоизменили этот эксперимент: ассистент помещает руку в обогревающий аппарат, и ему якобы подается тепло различной интенсивности. У испытуемых в этих экспериментах регистрируются КГР и плетизмограмма, по величине изменения которых судят о степени проявления эмпатии к «жертве». Методика «Оптимист – пессимист» Источник: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997. Инструкция. Перед Вами опросник, включающий 10 вопросов. На каждый из них Вам нужно дать ответ с учетом того, какой из них Вам больше или меньше всего подходит. Если Вам «свойственен» какой‑либо ответ (а, или б, или в, или г), то в бланке для ответов против соответствующей буквы поставьте крестик. Текст опросника: 1. Как Вы будете реагировать, если совершенно неожиданно Вам придется пережить финансовый крах: а) не станете излишне беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется Вам; б) почувствуете полную неуверенность в себе; в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации; г) окажетесь во власти сильной депрессии. 2. Если Вас преследуют неудачи: а) переживаете, но вовсе этому не удивлены; б) бросаетесь действовать, стараясь скорее исправить положение; в) обеспокоены тем, что думают окружающие; г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра. 3. С каким настроением Вы участвуете в спортивных соревнованиях (или переживаете за кого‑то): а) считаете, что у Вас есть все шансы на победу; б) делаете все, чтобы выиграть и надеетесь до самого конца; в) особенно не верите в победу; г) считаете, что у Вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу. 4. Если кто‑то поссорился с Вами или разошелся во мнениях: а) Вы избегаете этого человека; б) считаете, что Вы были не правы; в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации; г) надеетесь, что при ближайшей же встрече с этим человеком Вам удастся уладить раздор. 5. Вы один из нескольких претендентов на занятие вакансии. Какие чувства Вы испытываете перед собеседованием: а) нервничаете, поскольку другие кандидаты кажутся Вам слишком уверенными в себе; б) уверены в себе, поскольку другие Вас в общем‑то не интересуют; в) счастливы, что Вас внесли в список претендентов, и рады, что в Вашей анкете что‑то, видимо, привлекло к себе внимание; г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает Вас. 6. Как Вы относитесь к тому, что кто‑то пользуется Вашей щедростью: а) Вам приятно доставлять людям радость; б) слегка раздражаетесь, так как знаете, что некоторые склонны поживиться за чужой счет; в) Вам безразлично, поскольку Вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире; г) не возражаете, но надеетесь, что когда‑нибудь Вам воздастся сторицей. 7. Что, по‑вашему, более важно: а) делать деньги; б) жить счастливо; в) добиваться успеха во всем, чем бы Вы ни занимались; г) раскрыть талант, которым Вы обладаете. 8. Завидуете ли Вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем Вам: а) никогда; б) иногда; в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются; г) завидуете и готовы быть на их месте хоть завтра. 9. Если исходить из того, что Вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли Вы верите, что: а) личный успех зависит от удачи; б) успех скорее определяется Вашими связями, а не знаниями и способностями; в) возможность достижения успеха имеется у каждого; г) скорого успеха не бывает. 10. Если бы Вам предоставили возможность выбора, где и когда Вы предпочли бы жить: а) в прошлом; б) в настоящем; в) в будущем; г) в другом государстве. Бланк для ответов.
Ключ к опроснику.
Окончание ключа к опроснику.
Подсчитывается сумма баллов по 10 ответам Если она превышает 35, то опрашиваемый – неизменный оптимист; более 25 – скорее оптимист, чем пессимист; более 15 – скорее пессимист, чем оптимист; менее 15 – пессимист.
Тест «Пессимист или оптимист» Источник: Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов‑самоисследований. СПб., 1997. Методика состоит из двух частей. В первой – «картиночной» – испытуемому дается следующая инструкция. Посмотрите на каждый рисунок и обведите «а» или «б» в зависимости от того, о чем вы подумали в первую очередь, взглянув на картинку на с. 505.
Вторая часть методики вербальная. Инструкция. О чем Вы подумаете, прочитав приведенные ниже слова? В каждом случае обведите «а» или «б».
Обработка результатов. Подсчитайте общее число «а» и «б» в I и II частях теста. Если ответов «а» 10 и более, Вы – оптимист, если ответов «б» 10 и более, Вы – пессимист. Возможна и третья часть теста, которая предполагает вписывание в слова пропущенных букв: пе…аль (может получиться педаль или печаль), гр…б (гриб или гроб), тр…п (трап или труп), …адость (радость или гадость) и т. д.
Шкала оптимизма – активности Источник: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2003. Занятие 34. Методика содержит две субшкалы: оптимизм и активность. Испытуемому выдается опросник и бланк для ответов. Инструкция. Перед Вами список утверждений. Прочтите внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с каждым. Для этого используйте приведенные на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответствующую Вашей оценке. Текст опросника: 1. Я люблю слушать громкую музыку. 2. Я думаю, будет трудно достичь моих целей. 3. Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределенности, когда я не знаю, что будет со мной дальше. 4. Я люблю бросать вызов судьбе. 5. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим. 6. У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела. 7. Я менее счастлив, чем другие. 8. Меня раздражают осторожные люди. 9. В настоящее время невозможно верить во что‑либо хорошее. 10. Мне нравится соревноваться. 11. Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противоположного пола. 12. Меня пугает мое будущее. 13. Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего. 14. Мне нравится испытывать острые ощущения (быть в ситуациях, связанных с определенным риском). 15. У меня жизнерадостное, приподнятое настроение. Бланк для ответов.
Ключ. Активность (прямые): 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 14, 15. Оптимизм (обратные): 2, 5, 7, 9, 12, 13. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по каждой субшкале, которые соотносятся с квадратом координатной модели (см. рис.).
Типы оптимистов и пессимистов Каждому квадрату соответствуют определенные личностные особенности. Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. Оптимисты, как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Пессимистам же свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире. Под активностью понимается энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что‑либо делать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.016 с.) |