Методика 1. «Определи выражение лица». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 1. «Определи выражение лица».



Цель: оценить уровень эмпатии или эмоциональной восприимчивости ребёнка. Методика предназначена для детей от 5 лет.

Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций. Его задача назвать, какие эмоции соответствуют этим схемам. Для этого он должен каждую схему попытаться изобразить на своём лице, а затем уже назвать соответствующее чувство.

Экспериментатор проверяет по ключу, насколько точно вообразил ребёнок каждое состояние и смог назвать его.

Обработка результатов: 1. радость; 2. спокойствие; 3. грусть; 4. удовольствие; 5. смущение; 6. насмешка; 7. злость; 8. недовольство; 9. страх. Далее проводится это же задание, но с использованием рисунков с изображением эмоций.

Обработка результатов: 1. сожаление; 2. радость; 3. злость; 4. удовольствие; 5. разочарование; 6. испуг; 7. восторг; 8. недоверие. Ответы детей, их эмоциональные проявления фиксировались в протоколе.

Результаты оценивались по следующей шкале:

высокая степень - ребёнок справился с заданием, изобразил от 7 до 9 эмоций и смог правильно назвать их - 3 балла;

средняя степень - ребёнок частично справился с заданием, изобразил и назвал от 3 до 6 состояний - 2 балла;

низкая степень - ребёнок не справился с заданием или изобразил только 1-2 эмоциональных состояния - 1 балл.

Методика 2. «Составления невербального портрета». Методика предложена Субботиной Л.Ю. Предназначена для детей от 6 лет.

Цель: позволяет выявить умения в соотнесении отдельных невербальных признаков (глаза, губы и руки) между собой, создающих в комплексе динамические особенности образа, соответствующего определенному эмоциональному состоянию. А также позволяет выявить определённые образы-эталоны у конкретного ребёнка и следовательно узнать, на что он ориентируется в жизни.

Инструкция: предлагается ряд изображений отдельных выразительных элементов мимики и жестикуляции. За каждым скрывается определённое чувство. Экспериментатор предлагает ребёнку составить из элементов «самого хорошего» и «самого плохого» человека. Затем на основании выбранных элементов составляется эмоционально-чувственный портрет. Ребёнка просят объяснить, почему он выбрал именно эти элементы. Элементы соотносятся с личностными характеристиками, представленными в ключе.

Обработка результатов:

Эмоциональное выражение губ:

1. удивление

2. печаль

3. счастье

4. концентрация внимания

5. гнев

6. лукавость

7. страх

Эмоциональное выражение глаз:

1. удивление

2. печаль

3. счастье

4. концентрация внимания

5. гнев

6. лукавость

7. страх

Положение рук:

1. уверенность в себе, может быть самоуверенность

2. разочарование, желание скрыть своё отрицательное отношение

3. оборонное или негативное состояние

4. негативное отношение и чувство превосходства

5. агрессивность, готовность, наступательность

6. человек расстроен и пытается взять себя в руки

7. откровенность, открытость

«Хороший» портрет покажет черты, которые имеет ребёнок или хотел бы иметь. «Плохой» портрет покажет те черты, которые ребёнок не желает иметь. Результаты эксперимента оценивались по следующей шкале:

высокая степень - ребёнок справился с заданием, правильно назвал несколько невербальных признаков по 3 категориям: глаза, губы, руки; и доступно объяснил каждый из выбранных элементов - 3 балла;

средняя степень - ребёнок справился с заданием частично, правильно назвал невербальные признаки по 2 категориям, объяснил свой выбор - 2 балла;

низкая степень - ребёнок не справился с заданием или назвал невербальный признак только по 1 из предложенных категорий, затруднялся в интерпретации своего выбора - 1 балл.

Методика 3. «Лицевые маски». Методика разработана Л.И. Савва.

Цель: выявление способности к адекватному опознанию эмоционального состояния другого человека по его лицу, позволяет определить эффективность идентификации мимических масок и соотнесения их с основными эмоциональными состояниями.

Инструкция: экспериментатор предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки, затем называет одну из эмоций и просит найти карточку с её изображением. По выбранной картинке экспериментатор задаёт вопросы ребёнку: Как ты догадался? Почему эта картинка больше подходит? Что выражает это лицо? Таким образом, экспериментатор пытается услышать от ребёнка экспрессивные признаки, описывающие данную эмоцию. Далее экспериментатор просит ребёнка идентифицировать данные картинки по трём критериям: положительные, отрицательные и нейтральные эмоции.

Результаты методики дают возможность выделить два параметра: общее количество вербальных обозначений эмоциональных состояний и адекватность идентификации положительных, отрицательных и нейтральных эмоций.

Обработка результатов:

А. Эталоны невербального поведения в состоянии радости:

1. улыбка, глаза сияют, подвижный.

2. рот растянут, взгляд весёлый, многословен.

3. желание помочь другому, смешливый.

4. движения лёгкие, глаза прищурены.

5. глаза широко открыты, брови приподняты.

6. движения энергичные, жестикулирует.

Б. Эталоны невербального поведения в состоянии удивления:

1. рот приоткрыт, на лбу морщинки, глаза широко открыты.

2. поза застывшая, растерянность.

3. интонации восклицательные, всплёскивает руками.

4. взгляд вопросительный, лицо застывшее.

5. уголки губ опущены.

6. растерянность.

В. Эталоны невербального поведения в состоянии презрения:

1. глаза сужены, брови нахмурены, кривая улыбка.

2. взгляд холодный, уголки рта опущены.

3. губы плотно сжаты, голова поднята вверх.

4. брови нахмурены, не разговаривает.

5. взгляд холодный, раздражительный.

6. недоброжелательное отношение.

Г. Эталоны невербального поведения в состоянии страдания:

1. губы опущены, глаза печальные.

2. брови сдвинуты к переносице, на лбу морщины.

3. молчание, движения медленные.

4. губы сжаты, глаза прикрыты.

5. рот в болезненной гримасе, плачет.

6. замкнутый, не желает общаться.

Д. Эталоны невербального поведения в состоянии страха:

1. крик, брови приподняты, лицо искажено.

2. глаза расширены, бледный.

3. рот приоткрыт, смятение.

4. тело дрожит, движения резкие.

5. дрожь, взгляд бегающий.

6. голос дрожит, пот.

Е. Эталоны невербального поведения в состоянии гнева:

1. глаза расширяются, ноздри вздрагивают.

2. лицо искажено, глаза блестят.

3. губы и зубы плотно сжаты, брови резко сведены.

4. кричит, жестикулирует, мечется.

5. на переносице вертикальные складки.

6. глаза превращены в щели, кулаки сжаты.

Результаты эксперимента оценивались по следующей шкале:

высокая степень - ребёнок справился с заданием, опознал 5 - 6 эмоциональных состояний, разграничил положительные и отрицательные эмоции - 3 балла;

средняя степень - ребёнок частично справился с заданием, опознал 3 - 4 эмоциональных состояния, попытался разграничить положительные и отрицательные эмоции - 2 балла;

низкая степень - ребёнок не справился с заданием или опознал 1 - 2 эмоциональных состояния, попытался разграничить положительные и отрицательные эмоции - 1 балл.

 


Заключение

 

Диагностика результатов освоения навыков невербального общения детей подготовительных групп проводилась в эмоционально-положительной, доверительной атмосфере. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года с целью выявления динамики развития невербальных компонентов общения.

Остановимся подробнее на количественных и качественных результатах диагностики.

Гистограмма 1

Результаты диагностики в 2010-2011 учебном году

в подготовительной группе № 2

Анализ качественных результатов диагностики уровня развития невербальных компонентов показывает, что уровень освоения повысился за учебный год со среднего уровня до очень высокого у 90% детей от группы (25 человека). Уровень развития воспринимаемых одновременно детьми, увеличивается к концу периода развития.

На основании методики «Определение выражения лица» в конце года выявлена высокая способность детей подготовительной группы к распознаванию эмоциональных состояний, изображённых на схемах и рисунках, а также умения точно изобразить определённую эмоцию на своём лице. Детьми данной категории были правильно названы и изображены практически все эмоции, небольшое затруднение вызвала эмоция удовольствия и сожаления у 2 детей. Все дети справились с заданием. В группе в конце года высокий уровень показали 16 детей - 83%, 9 детей показали средний уровень - 27%, низкий уровень эмоциональной восприимчивости не выявился - 0%. (в группе 25 детей).

Результаты методики «Составление невербального портрета» отражают высокий уровень способности соотнесения невербальных признаков у 18 воспитанников - 87%, у 7 детей - средний уровень - 17%, низкий уровень не выявился - 0%.

В результате применения методики «Лицевые маски» отмечается высокий уровень адекватности опознания и идентификации у 18 воспитанников - 87%, у 7 детей - средний уровень - 17%, низкий уровень не выявился - 0%.

Результаты второй подготовительной группы в 2011-2012 учебном отличаются более положительной динамикой развития невербальных компонентов общения.

Гистограмма 2

Результаты диагностики в 2011-2012 учебном году

в подготовительной группе № 6

Данные проведения методики «Определи выражение лица» показывают, что степень развития уровня эмоциональной восприимчивости на высоком уровне у 19 детей - 90%, средний уровень у 5 ребят - 10%, низкий уровень не выявился - 0%. (в группе 24 ребенка) У детей выявилась высокая способность распознавания эмоционального состояния.

В результате исследования по методике «Составление невербального портрета» в группе выявлен также высокий уровень способности соотнесения невербальных признаков у 21 воспитанников – 96 %, средний уровень у 3 детей - 4%, низкий уровень не выявился-0%.

Методика «Лицевые маски» определяет способности к адекватному опознанию эмоционального состояния. Высокий уровень определения способности к адекватному опознанию эмоционального состояния показали 16 воспитанников - 76%, средний уровень 8 детей - 24%, низкий уровень не выявился-0%.

Результаты диагностики показывают, что уровень развития эмоциональной восприимчивости, соотнесения невербальных признаков, выявления умения способности адекватного опознания эмоционального состояния у детей в течение периода развития повысился со среднего до высокого уровня у детей подготовительных групп в 2010-2011 учебном году и в 2011-2012 учебном году. Таким образом, можно сделать вывод: правильно организованная работа по применению психогимнастики положительно влияет на развитие невербальных компонентов общения у детей дошкольного возраста.

В ходе работы по решению поставленных задач дети приобрели:

- навыки практического владения выразительными движениями – невербальными средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой);

- навыки владения приемами саморасслабления, снятия психомышечного напряжения;

- умения произвольно организовать свою деятельность (произвольно запоминать информацию, концентрировать внимание, владеть способами саморегуляции);

- навыки владения повышенным уровнем самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, терпимостью к мнению собеседника;

- положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении, чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- закрепленные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способы оценки собственных действий.

Таким образом, рассмотренные направления работы, методы и приемы способствуют формированию способов невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно-речевых умений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.037 с.)