Возрастные особенности общения старших дошкольников (6-7 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности общения старших дошкольников (6-7 лет)



 

Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Исследования показали, что старшая дошкольная группа представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности. В процессе внутригруппового общения дети вступают в различные типы взаимоотношений друг с другом.

Исследователи считают, что в дошкольной группе преобладающей является система личностных эмоциональных отношений, которые возникают в процессе общения, игры и других видов деятельности.

Выделены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при формировании отношений с окружающими:

- в старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих возрастных ступенях, проявляется потребность в общении со сверстниками;

- в данном возрасте происходит активное освоение норм нравственности. Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.) определяют старший возраст как период усвоения важнейших «моральных инстанций», проявления настойчивого интереса детей к нормам и правилам, регулирующим поведение в коллективе;

- в старшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка всех систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка с 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и в других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и нормами); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания. Формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Осознанное и целенаправленное поведение начинает формироваться и становится устойчивым, оттачивается в активной игровой деятельности ребенка под влиянием воспитателя и примером родителей.

Старший дошкольный возраст это период бурного развития, как физического, так и психического. Ребенку трудно адаптироваться к социуму и научиться быть «взрослым», так как в этом возрасте ребенок учится вести себя «правильно», соблюдать правила принятые в социуме. Также ребенок учится оценивать свои поступки, поведение, работу, сравнивая и анализируя.

Выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника позволяют навыки невербального общения. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи детей, их неумение правильно выразить свои чувства затрудняет общение со сверстниками и взрослыми. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познать других, обрести друзей.


 

Психогимнастика

 

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, редко – психогимнастика. Однако именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение: психогимнастика – это этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

 


Психогимнастика как средство развития невербальных

Компонентов общения

 

Использование психогимнастики в работе с детьми позволяет формировать у них умение правильно выражать свои чувства, избегать скованности, неловкости, неадекватности мимико-жестовой речи в общении со сверстниками и взрослыми. Также способствует развитию двигательной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умение различать и сравнивать мышечные ощущения; умение определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.)) и характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм).

При использовании психогимнастики детей знакомим с названием и содержанием эмоций, что позволяет ребенку эмоционально осознавать себя, так как словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни, очень важен. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психогимнастика помогает развитию эмоциональной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и др.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции, которые испытывают окружающие).

Психогимнастика содействует росту произвольности психической саморегуляции (умение определять конкретные цели своих поступков; умение искать и находить средства достижения этих целей; умение проверять эффективность выбранных путей, правильность выбора опытом чувств в аналогичных ситуациях; умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; умение брать на себя ответственно). За этим стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевной и физической жизни. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его массой запретов. Тем самым убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности.

Психогимнастика способствует развитию сферы общения (умение улавливать, понимать и различать эмоциональные состояния других людей; умение сопереживать; умение отвечать адекватными чувствами).

Ребенку, для нормального дальнейшего развития, необходима помощь, которая будет ненавязчива и интересна. Такой помощью может быть психогимнастика, основанная на ведущей деятельности детей (играх), где взрослый «не над, а рядом», направляет деятельность, принимая активное участие, играя и разговаривая с детьми. А ребенок: рассказывает о своих чувствах и переживаниях; узнает много нового и интересного, учится общаться; учится анализировать и делать выводы; учится предвидеть результат своих действий; учится понимать не только свои переживания, но и чувства и переживания других людей.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.01 с.)