Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления реализации работыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Психогимнастика проводится как в свободное время, так и как элемент непосредственно образовательной деятельности. Разработано перспективное планирование применения психогимнастики в соответствии с комплексно-тематическим планированием основной общеобразовательной программы (см. приложение 1). Формы работы: групповая и подгрупповая. Данная работа включает в себя психогимнастические игры, упражнения, этюды, мимические и пантомимические тренинги. Для реализации данной работы создана картотека психогимнастических игр (см. приложение 2). Психогимнастика реализуется не автономно, а в совокупности с другими формами работы: - игры-драмматизации; - использование пиктограмм; - упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); - дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему); - мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); - двигательные упражнения руками (способствует межполушарному взаимодействию); - чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). Для формирования невербальных средств у детей старшего дошкольного возраста выделяю два основных направления работы с использованием психогимнастики: 1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии; 2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений. Первое направление реализуется с использованием психогимнастики в играх-драматизациях, где дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Реализация игр-драмматизаций с дошкольниками включает психогимнастические игры и упражнения. Они разработаны по методике Н.Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку); «Комплимент»(дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…». – «Спасибо. Мне очень приятно!»). Видами драматизаций являются: - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей: - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки; - в театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. В работе для развития невербальных средств общения применяется игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Данная игра развивает у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жест, пластику. Вторым направлением работы является формирование способов выражения эмоциональных состояний, то есть умения выразить свое отношение к собеседнику и предмету общения. Основополагающим при этом является знакомство с ведущими человеческими эмоциями и чувствами, формирование невербальных средств, их выражения. Смысл решения данной задачи заключается в следующем: - ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позу; - развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений; - закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности; - перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность. Обучение невербальным способам выражения различных чувств и эмоций происходит с использованием элементов психогимнастики и психодрамы по методике М.И. Чистяковой, которые способствуют расслаблению и раскрепощению. Основным методом по формированию невербальных компонентов общения дошкольников являются пластические этюды, которые способствуют развитию речи, умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений: «День рождение» (выражение радости, интереса и удивления); «Одинокий печальный щенок» (выражение печали); «Поможем Зимушке найти волшебный снежок» (выражение интереса, удивления и радости). Чтобы дети поняли смысл каждого состояния, желательно использовать литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные жизненные ситуации в детском саду, на улице, дома. При этом необходимо выйти за рамки поверхностного описания эмоций и постепенно подводить детей к их более глубокому пониманию. Данная работа ведется параллельно с ознакомлением дошкольников с нормами и правилами человеческих взаимоотношений, поэтому одни и те же литературные произведения используются и в целях знакомства с человеческими эмоциями. Параллельно с овладением представлениями о человеческих эмоциях и чувствах необходимо знакомить дошкольников с невербальными средствами выражения подобных состояний. Приемом, помогающим в решении этих вопросов, является использование иллюстраций к художественным произведениям или к ситуациям. Картинки, изображающие кульминационный момент рассказа, обычно фиксируют эмоциональные проявления человека и отражаются на его лице, позе, походке. Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица использую пиктограммы, изображающие определенные чувства и эмоции человека. Особое внимание обращают на разнообразие мимических проявлений изучаемого состояния: например, когда человеку стыдно, он опускает глаза, краснеет, иногда стыдливо улыбается. Параллельно дети представляют (и описывают), какая поза может быть у человека, которому стыдно, какова его походка. Работа над передачей состояния человека с помощью невербальных средстввключает в себя тренинг мимических и пантомимических мышц (у некоторых детей наблюдались затруднения при использовании своих мышечных возможностей для передачи эмоциональных и чувственных состояний). Решение данной проблемы оказывается возможным благодаря специальным упражнениям, направленным на изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний, на тренинг выразительной мимики. Ребенкупредлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица, например: наморщить лоб, поднять брови (удивление), сдвинуть брови (гнев), сжать губы, прищурить глаза (презрение).«Мимическая гимнастика» (дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка). «Маски» (один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли это сделать). «Глаза в глаза» (дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить»). Психогимнастика - это система игр и упражнений, в ходе которых дети получают много новых знаний, чувствуют себя ответственными за выбор своих действий и последствия этого выбора, учатся общаться и договариваться. Для того чтобы отследить результативность применения психогимнастики, используются следующие методики диагностики (на входе и выходе исследования): «Определи выражение лица», направленная на определение уровня эмпатии и выразительной эмоциональности; «Лицевые маски» Саввы Л.И., направленная на выявление способности к адекватному опознанию эмоционального состояния другого человека по его лицу; «Составление невербального портрета» Субботиной Л.Ю., позволяющая выявить умения в соотнесении отдельных невербальных признаков (глаза, губы и руки) между собой, создающих в комплексе динамические особенности образа, соответствующего определенному эмоциональному состоянию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.007 с.) |