Основные направления реализации работы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления реализации работы



Психогимнастика проводится как в свободное время, так и как элемент непосредственно образовательной деятельности. Разработано перспективное планирование применения психогимнастики в соответствии с комплексно-тематическим планированием основной общеобразовательной программы (см. приложение 1). Формы работы: групповая и подгрупповая. Данная работа включает в себя психогимнастические игры, упражнения, этюды, мимические и пантомимические тренинги. Для реализации данной работы создана картотека психогимнастических игр (см. приложение 2).

Психогимнастика реализуется не автономно, а в совокупности с другими формами работы:

- игры-драмматизации;

- использование пиктограмм;

- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

- дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему);

- мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

- двигательные упражнения руками (способствует межполушарному взаимодействию);

- чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Для формирования невербальных средств у детей старшего дошкольного возраста выделяю два основных направления работы с использованием психогимнастики:

1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;

2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений.

Первое направление реализуется с использованием психогимнастики в играх-драматизациях, где дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Реализация игр-драмматизаций с дошкольниками включает психогимнастические игры и упражнения. Они разработаны по методике Н.Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку); «Комплимент»(дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…». – «Спасибо. Мне очень приятно!»).

Видами драматизаций являются:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей:

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки;

- в театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. В работе для развития невербальных средств общения применяется игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Данная игра развивает у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жест, пластику.

Вторым направлением работы является формирование способов выражения эмоциональных состояний, то есть умения выразить свое отношение к собеседнику и предмету общения. Основополагающим при этом является знакомство с ведущими человеческими эмоциями и чувствами, формирование невербальных средств, их выражения.

Смысл решения данной задачи заключается в следующем:

- ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позу;

- развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений;

- закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

- перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Обучение невербальным способам выражения различных чувств и эмоций происходит с использованием элементов психогимнастики и психодрамы по методике М.И. Чистяковой, которые способствуют расслаблению и раскрепощению.

Основным методом по формированию невербальных компонентов общения дошкольников являются пластические этюды, которые способствуют развитию речи, умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений: «День рождение» (выражение радости, интереса и удивления); «Одинокий печальный щенок» (выражение печали); «Поможем Зимушке найти волшебный снежок» (выражение интереса, удивления и радости). Чтобы дети поняли смысл каждого состояния, желательно использовать литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные жизненные ситуации в детском саду, на улице, дома. При этом необходимо выйти за рамки поверхностного описания эмоций и постепенно подводить детей к их более глубокому пониманию.

Данная работа ведется параллельно с ознакомлением дошкольников с нормами и правилами человеческих взаимоотношений, поэтому одни и те же литературные произведения используются и в целях знакомства с человеческими эмоциями. Параллельно с овладением представлениями о человеческих эмоциях и чувствах необходимо знакомить дошкольников с невербальными средствами выражения подобных состояний. Приемом, помогающим в решении этих вопросов, является использование иллюстраций к художественным произведениям или к ситуациям. Картинки, изображающие кульминационный момент рассказа, обычно фиксируют эмоциональные проявления человека и отражаются на его лице, позе, походке.

Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица использую пиктограммы, изображающие определенные чувства и эмоции человека. Особое внимание обращают на разнообразие мимических проявлений изучаемого состояния: например, когда человеку стыдно, он опускает глаза, краснеет, иногда стыдливо улыбается. Параллельно дети представляют (и описывают), какая поза может быть у человека, которому стыдно, какова его походка.

Работа над передачей состояния человека с помощью невербальных средстввключает в себя тренинг мимических и пантомимических мышц (у некоторых детей наблюдались затруднения при использовании своих мышечных возможностей для передачи эмоциональных и чувственных состояний). Решение данной проблемы оказывается возможным благодаря специальным упражнениям, направленным на изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний, на тренинг выразительной мимики. Ребенкупредлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица, например: наморщить лоб, поднять брови (удивление), сдвинуть брови (гнев), сжать губы, прищурить глаза (презрение).«Мимическая гимнастика» (дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка). «Маски» (один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли это сделать). «Глаза в глаза» (дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить»).

Психогимнастика - это система игр и упражнений, в ходе которых дети получают много новых знаний, чувствуют себя ответственными за выбор своих действий и последствия этого выбора, учатся общаться и договариваться.

Для того чтобы отследить результативность применения психогимнастики, используются следующие методики диагностики (на входе и выходе исследования): «Определи выражение лица», направленная на определение уровня эмпатии и выразительной эмоциональности; «Лицевые маски» Саввы Л.И., направленная на выявление способности к адекватному опознанию эмоционального состояния другого человека по его лицу; «Составление невербального портрета»Субботиной Л.Ю., позволяющая выявить умения в соотнесении отдельных невербальных признаков (глаза, губы и руки) между собой, создающих в комплексе динамические особенности образа, соответствующего определенному эмоциональному состоянию.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.006 с.)