МДОУ «Детский сад №10» г. Усинск



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДОУ «Детский сад №10» г. Усинск



МДОУ «Детский сад №10» г. Усинск

Методическая разработка

«Психогимнастика как средство развития невербальных компонентов

Общения у дошкольников»

Эсполова

ЗаремаИльясовна

Воспитатель

Г. Усинск, 2010 г.


 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Общение, его структура………………………………………....
1.1. Средства коммуникации………………………………………...
1.2. Вербальная коммуникация……………………………………...
1.3. Невербальная коммуникация…………………………………...
1.4. Возрастные особенности общения старших дошкольников (6-7 лет)……………………………………………….  
2. Психогимнастика………………………………………………...
2.1. Психогимнастика как средство развития невербальных компонентов общения………………………………………………...  
3. Основные направления реализации работы……………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы………………………...
Приложения  
Приложение 1. Перспективное планирование по психогимнастике в подготовительной группе в соответствии с комплексно-тематическим планированием ООП………………………………………………………….    
Приложение 2. Картотека психогимнастических игр………………………
Приложение 3. Консультация для родителей «Вербальные и невербальные средства коммуникации»…………………………………..    

 

Введение

 

В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления универсальных учебных действий в школе. Предпосылками к учебной деятельности являются произвольность поведения, умение слышать и слушать собеседника. Эти умения и качества являются составляющими таких интегративных качеств дошкольников как «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «Эмоционально отзывчивый».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем этот возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Перед такими детьми встает проблема контакта, общения со сверстниками, где ребенок не принят, изолирован и отвергнут. А между тем внешнее становление отношений дошкольника со сверстниками – основное условие и важнейший фактор формирования и развития его личности.

Чрезвычайная актуальность данной проблемы становления взаимоотношений детей и поиски путей оказания помощи им до поступления их в школу обуславливает использование психогимнастики в воспитательно-образовательном процессе для формирования навыков невербального общения в старших группах дошкольного возраста.

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Актуальность применения психогимнастики также обусловлена интеграцией реализации образовательных областей в психолого-педагогическом сопровождении образовательной деятельности на основании федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. Так психогимнастика может быть частью непосредственно образовательной деятельности, совместной работы педагога с детьми и применяться в режимных моментах.

Цель данной работы – формирование у старших дошкольников невербальных компонентов общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

- формировать у детей навыки практического владения выразительными движениями – невербальными средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой);

- развивать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении, чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- повысить уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника;

- обучить приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения;

- создать возможности для самовыражения.

Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения, сопереживания. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, а это – прямой путь к полноценному общению.

Эффективность данной работы может повыситься за счет взаимодействия с родителями и коллегами, для которых необходимо разработать совместный ход работы и консультативный материал.

Общение, его структура

 

Общение играет очень важную роль в нашей жизни. Общение - это, прежде всего процесс, которым мы пользуемся и ощущаем ежедневно.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной,интерактивной, перцептивной.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен мнениями, переживаниями, желаниями. Она связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми с учетом их отношений между собой, установок, целей.

Во время общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения, следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Проблемой развития коммуникативно-речевых умений дошкольников занимались А.Г. Арушанова, Т.В. Антонова, А.А. Соколова и др. Т.В. Антонова выделяет группу коммуникативных умений, включающую в себя речевые умения. М.М. Алексеева и В.И. Яшина рассматривают коммуникативные и диалогические умения с точки зрения интеграции.

 

Средства коммуникации

 

Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Вербальная коммуникация

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мы должны иметь хорошую дикцию. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как «проезд закрыт», «остановитесь»; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как «прошу дополнительную минуту перерыва» в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации т.е. средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это - социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

-речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

-речь способствует формированию общественной роли (socialidentity) коммуниканта,

-с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

-в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов бывает недостаточно. Пропадает эмоциональное наполнение фразы или полиэмоциональный колорит и люди не уверены «А сказал ли тот, кто сказал именно то, что он сказал».

 

Невербальная коммуникация

 

Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. Непосредственно контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации – жестов, мимики, позы, голосовых, интонационных модуляций речи и т.д. Компоненты невербального общения играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника, помогают определить его настроение, чего он хочет или ожидает. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, невербальные средства достоверны (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений, без которых нормальное развитие и общение невозможно. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

Имеется несколько способов обмена невербальной информацией:

- оптико-кинетические способы передачи информации (жесты, мимика, пантомимика, вазомоторные реакции, конвенциальные и идиосинкразические жесты);

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность, конвенциально-наполнение тембра-дрожь, приглушенность (подавленность произношения));

- экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи, ритмика речи (очень важно при подстройке));

- пространственно-временные (взаиморасположение партнеров, позы по отношению друг к другу, временные задержки начала общения, внезапные жесты, направленные на разрыв шаблонов).

Знание невербального языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Такое общение, как правило, спонтанно, и проявляется бессознательно.

Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.

Психогимнастика

 

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, редко – психогимнастика. Однако именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» психогимнастикойназывается метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение: психогимнастика– это этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

 


Компонентов общения

 

Использование психогимнастики в работе с детьми позволяет формировать у них умение правильно выражать свои чувства, избегать скованности, неловкости, неадекватности мимико-жестовой речи в общении со сверстниками и взрослыми. Также способствует развитию двигательной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умение различать и сравнивать мышечные ощущения; умение определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.)) и характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм).

При использовании психогимнастики детей знакомим с названием и содержанием эмоций, что позволяет ребенку эмоционально осознавать себя, так как словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни, очень важен. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психогимнастика помогает развитию эмоциональной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и др.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции, которые испытывают окружающие).

Психогимнастика содействует росту произвольности психической саморегуляции (умение определять конкретные цели своих поступков; умение искать и находить средства достижения этих целей; умение проверять эффективность выбранных путей, правильность выбора опытом чувств в аналогичных ситуациях; умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; умение брать на себя ответственно). За этим стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевной и физической жизни. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его массой запретов. Тем самым убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности.

Психогимнастика способствует развитию сферы общения (умение улавливать, понимать и различать эмоциональные состояния других людей; умение сопереживать; умение отвечать адекватными чувствами).

Ребенку, для нормального дальнейшего развития, необходима помощь, которая будет ненавязчива и интересна. Такой помощью может быть психогимнастика, основанная на ведущей деятельности детей (играх), где взрослый «не над, а рядом», направляет деятельность, принимая активное участие, играя и разговаривая с детьми. А ребенок: рассказывает о своих чувствах и переживаниях; узнает много нового и интересного, учится общаться; учится анализировать и делать выводы; учится предвидеть результат своих действий; учится понимать не только свои переживания, но и чувства и переживания других людей.


 

Заключение

 

Диагностика результатов освоения навыков невербального общения детей подготовительных групп проводилась в эмоционально-положительной, доверительной атмосфере. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года с целью выявления динамики развития невербальных компонентов общения.

Остановимся подробнее на количественных и качественных результатах диагностики.

Гистограмма 1

Результаты диагностики в 2010-2011 учебном году

в подготовительной группе № 2

Анализ качественных результатов диагностики уровня развития невербальных компонентов показывает, что уровень освоения повысился за учебный год со среднего уровня до очень высокого у 90% детей от группы (25 человека). Уровень развития воспринимаемых одновременно детьми, увеличивается к концу периода развития.

На основании методики «Определение выражения лица» в конце года выявлена высокая способность детей подготовительной группы к распознаванию эмоциональных состояний, изображённых на схемах и рисунках, а также умения точно изобразить определённую эмоцию на своём лице. Детьми данной категории были правильно названы и изображены практически все эмоции, небольшое затруднение вызвала эмоция удовольствия и сожаления у 2 детей. Все дети справились с заданием. В группе в конце года высокий уровень показали 16 детей - 83%, 9 детей показали средний уровень - 27%, низкий уровень эмоциональной восприимчивости не выявился - 0%. (в группе 25 детей).

Результаты методики «Составление невербального портрета» отражают высокий уровень способности соотнесения невербальных признакову 18 воспитанников - 87%, у 7 детей - средний уровень - 17%, низкий уровень не выявился - 0%.

В результате применения методики «Лицевые маски» отмечаетсявысокий уровень адекватности опознания и идентификации у 18 воспитанников - 87%, у 7 детей - средний уровень - 17%, низкий уровень не выявился - 0%.

Результаты второй подготовительной группы в 2011-2012 учебном отличаются более положительной динамикой развития невербальных компонентов общения.

Гистограмма 2

Результаты диагностики в 2011-2012 учебном году

в подготовительной группе № 6

Данные проведения методики «Определи выражение лица» показывают, что степень развития уровня эмоциональной восприимчивости на высоком уровне у 19 детей - 90%, средний уровень у 5 ребят - 10%, низкий уровень не выявился - 0%. (в группе 24 ребенка) У детей выявилась высокая способность распознавания эмоционального состояния.

В результате исследования по методике «Составление невербального портрета» в группе выявлен также высокий уровень способности соотнесения невербальных признаков у 21 воспитанников – 96 %, средний уровень у 3 детей - 4%, низкий уровень не выявился-0%.

Методика «Лицевые маски» определяет способности к адекватному опознанию эмоционального состояния. Высокий уровень определения способности к адекватному опознанию эмоционального состояния показали 16 воспитанников - 76%, средний уровень 8 детей - 24%, низкий уровень не выявился-0%.

Результаты диагностики показывают, что уровень развития эмоциональной восприимчивости, соотнесения невербальных признаков, выявления умения способности адекватного опознания эмоционального состояния у детей в течение периода развития повысился со среднего до высокого уровня у детей подготовительных групп в 2010-2011 учебном году и в 2011-2012 учебном году. Таким образом, можно сделать вывод: правильно организованная работа по применению психогимнастики положительно влияет на развитие невербальных компонентов общения у детей дошкольного возраста.

В ходе работы по решению поставленных задач дети приобрели:

- навыки практического владения выразительными движениями – невербальными средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой);

- навыки владения приемами саморасслабления, снятия психомышечного напряжения;

- умения произвольно организовать свою деятельность (произвольно запоминать информацию, концентрировать внимание, владеть способами саморегуляции);

- навыки владения повышенным уровнем самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, терпимостью к мнению собеседника;

- положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении, чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- закрепленные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способы оценки собственных действий.

Таким образом, рассмотренные направления работы, методы и приемы способствуют формированию способов невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно-речевых умений.


 

Приложение 1

Перспективное планирование по психогимнастике в подготовительной

группе в соответствии с комплексно-тематическим планированием ООП

Период Тема Задачи Методы и формы
1 неделя сентября Мой город, моя страна, моя планета Развивать умение использовать жест, позу в общении. Корректировать эмоциональную сферу. Упражнения: «Здороваемся без слов», «Маски», этюды: «Встреча с другом», «Новая кукла»
  2-4 неделя сентября   Месячник безопасности Развивать умение правильно выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей. Регулировать поведение. Обучать приемам саморасслабления. Этюды: «Тише!», «Иди ко мне», «Уходи!», «Ток», «Газета»
1-3 неделя октября Осень Развивать творческие способности. Развивать познавательную сферу психики. Снизить психоэмоциональное напряжение. Этюды: «Притвора», «Упрямый мальчик», «Злюка», «Вова-растеряша»
4 неделя октября Неделя пожарной безопасности Закрепить понятия «эмоции». Развивать способность понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможность к самовыражению. Снять психомоторное напряжение. Игры в воображаемые ситуации: «Дети спасены», «Просто старушка», « Вредное колечко»
1 неделя октября Неделя здоровья Развивать познавательную сферу психики, регулировать поведение и характер. Снизить психоэмоциональное напряжение. Этюды: Посещение больного», «Любящий сын», «Ой-ой-ой, живот болит», «Хмурый орел»
2-4 неделя ноября День матери, день защиты прав ребенка. Декада национальных традиций Развивать эмоциональную сферу психики детей. Развивать память. Игра «Медвежата в берлоге», этюды: «Гадкий утенок», «Соленый чай»
1-4 неделя декабря Новый год Развивать умение лучше понимать себя и других , способность к самовыражению; развивать ловкость, быстроту реакции. Снять психическое напряжение. Игры: «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост»
3-4 неделя января Зима,зимние забавы Преодолеть барьеры в общении. Регулировать поведение. Снять психическое напряжение. Этюды: «Игра в снежки», «Замри!», «Не покажу!»
1 неделя февраля День рождение детского сада Развивать подражательные способности; эмоционально разгрузить от излишних переживаний, развивать умение проявлять веселье и радость. Игра «Веселые мартышки», Этюды: «Кривляка», «Упрямый мальчик», «Вова-растеряшка»
2-3 неделя февраля Декада патриотического воспитания. День защитника отечества Развивать способность адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей.Снять психическое напряжение. Игры: «Флажок», «Реченька»; этюды: «Штанга», «Часовой», «Разведчики», «Ура победителю!»
4 неделя февраля, 1-3 неделя марта Весна. Международный женский день Тренировать отдельные группы мышц. Этюды: «Сосулька», «Шалтай-Балтай»
4 неделя марта Неделя открытых дверей Развивать выразительную моторику, умение адекватно выразить свое состояние. Снять психическое напряжение. Этюды: «Кукушонок кланяется», «Спать хочется», «Возьми и передай».
1-2 неделя апреля Декада семьи Развивать умение лучше понимать себя и других, снять барьеры в общении. Развивать внимание. Регулировать поведение в коллективе. Этюды: «Это я! Это мое!», «Заколдованный ребенок», «Вот он какой!», «Дружная семья»,
1-2 неделя мая Декада патриотического воспитания Развивать познавательную сферу психики. Снизить психоэмоциональное напряжение. Этюды: «Вежливый ребенок», «Так будет справедливо»,
3-4 неделя мая Месячник безопасности Развивать эмоциональную сферу психики. Развивать память ощущений. Обучать приемам саморегуляции, саморасслабления для сброса напряжения. Этюды: «Лисенок боится», «Собака лает и хватает», Потерялся» «Хромой ведет здорового», «Фея сна»

Приложение 2

Приложение 3

Консультация для родителей

«Вербальные и невербальные средства коммуникации»

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными "ярлыки": неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец:

Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви недостаточно" просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям:

"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок воспринимает это так:"Такой, какой я есть, я неприемлем").

"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей." ("Я наверное плохой").

"Ну разве можно быть таким глупым?" ("Должно быть я не умён").

"Ты никогда ничего не понимаешь." ("Я тупой, неспособный!").

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: "Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста".

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок - правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что "личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная - это её эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".

Доказано, что существуют два языка общения:

один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;

второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления.

Как ребёнок начинает учиться речевому общению?

Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.

Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.

Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?

Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.

Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?

Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять".

Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Заповеди для родителей и воспитателей.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.027 с.)