Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер) Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. На основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера разработаны различные варианты. Один из них приводится здесь по книге О. П. Елисеева «Конструктивная типология и психодиагностика личности» (Псков, 1994). Инструкция. Приводится ряд парных утверждений. Решите, с каким из них Вы согласны в большей степени, и обведите кружком соответствующую ему букву – «а» или «б». Текст опросника: 1. а) дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают; б) в наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. 2. а) многие неудачи происходят от невезения; б) неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. 3. а) одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними; б) аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. 4. а) в конце концов к людям приходит заслуженное признание; б) к сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. 5. а) мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно; б) многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. 6. а) успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств; б) способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. 7. а) как бы Вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать Вам; б) тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими людьми. 8. а) наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека; б) только жизненный опыт определяет характер и поведение. 9. а) я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать»; б) по‑моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. 10. а) для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений; б) даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. 11. а) успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения; б) чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобного случая. 12. а) каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения; б) обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. 13. а) когда я строю планы, то всегда убежден, что смогу осуществить их; б) не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. 14. а) есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие; б) в каждом человеке есть что‑то хорошее. 15. а) осуществление моих желаний не связано с везением; б) когда не знают, как быть, подбрасывают монету; по‑моему, в жизни часто можно прибегать к этому. 16. а) руководителем становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств; б) чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми; везение здесь ни при чем. 17. а) большинство из нас не могут влиять сколько‑нибудь серьезно на мировые события; б) принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. 18. а) большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств; б) на самом деле такая вещь, как везение, не существует. 19. а) всегда нужно уметь признавать свои ошибки; б) как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. 20. а) трудно узнать, действительно ли Вы нравитесь человеку; б) число ваших друзей зависит от того, насколько Вы располагаете к себе других. 21. а) в конце концов неприятности, которые случаются с Вами, уравновешиваются приятными событиями; б) большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени. 22. а) если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить; б) есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. 23. а) иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда выдвигают человека на поощрение; б) поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. 24. а) хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что должны делать; б) хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. 25. а) я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной; б) не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. 26. а) люди одиноки из‑за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим; б) бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься и так. 27. а) характер человека зависит главным образом от его силы воли; б) характер человека формируется в основном в коллективе. 28. а) то, что со мной случается – это дело моих собственных рук; б) иногда я чувствую, что моя жизнь развивается независимо от меня. 29. а) я часто не могу понять, почему руководители поступают так, а не иначе; б) в конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. Бланк ответов.
Обработка результатов. Используются два трафарета, соответствующие бланку для ответов, с вырезанными в соответствующих местах окошечками. Утверждения на экстернальность соответствуют пунктам опросника 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а. Утверждения на интернальность соответствуют пунктам 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б. Согласие с любым утверждением оценивается в 1 балл. Суммы баллов подсчитываются по количеству обведенных кружочками букв «а» и «б», появившихся в окошечках соответствующего трафарета при накладывании его на бланк для ответов (строчки и колонки трафаретов и бланка должны строго совпадать). Максимальные суммы по интернальности и экстернальности равны 23, поскольку 6 утверждений являются фоновыми. Выводы. О соответствующей направленности локуса контроля испытуемого следует судить по относительному превышению суммарных баллов показателей интернальности или экстернальности. Методика «Импульсивность» Опросник позволяет узнать о тенденции данного человека к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений. Инструкция. Прочтите вопросы и, если Вы согласны с утверждением, поставьте рядом знак «+», если не согласны – знак «–». Текст опросника: 1. Отмечаете ли Вы за собой некоторую поспешность в принятии решений? 2. Свойственно ли Вам в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях? 3. Следуете ли Вы при принятии решения правилу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь?» 4. Отмечаете ли Вы за собой склонность говорить не думая? 5. Свойственно ли Вам поступать под влиянием чувств? 6. Склонны ли Вы к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать? 7. Вызывают ли у Вас раздражение люди, не могущие быстро решиться на что‑нибудь? 8. Рассудительный ли Вы человек? 9. При намерении что‑то сделать для Вас важнее эмоции или разум? 10. Характерно ли для Вас нежелание долго перебирать всякие варианты при принятии решения? 11. Часто ли Вы ругаете себя за поспешные решения? 12. Когда Вы принимаете решение, то думаете ли прежде всего, к чему это приведет? 13. Обычно Вы колеблетесь, не можете принять решения до последнего момента? 14. При решении даже простого вопроса Вы должны все обдумать? 15. Можете ли Вы при конфликте не раздумывая дать отпор своему обидчику? Обработка результатов. За ответы «да» на вопросы 1, 2, 4, 5, 7, 9–12, 15 и «нет» на вопросы 3, 6, 8, 13, 14 проставляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма баллов. Выводы. Чем больше набранная человеком сумма баллов, тем более выражена у него импульсивность. Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс) Методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху. Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «–» («нет»). Текст опросника: 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на некоторое время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на 100% выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. 11. Усердие – это не основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Обычно заметно, когда я работаю без вдохновения. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой‑то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что‑то не ладится, я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти и на крайние меры. Обработка результатов. По 1 баллу проставляется за ответ «да» по следующим пунктам опросника: 2–5, 7–10, 14–17, 21, 22, 25–30, 32, 37, 41; «нет»: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39. Ответы по пунктам 1, 11, 12, 19, 23, 33–35 и 40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов. Выводы. Чем больше сумма баллов, тем более выражена у обследованного мотивация на достижение успеха. Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс) Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в строке. Выберите в каждой из них только одно слово, которое наиболее точно характеризует Вас, и пометьте его на своем опросном листе знаком «+» или шифром (например, 1/1 или 21/2, где числитель – это № строки, а знаменатель – № слова в строке). Опросный лист со списком слов:
Обработка результатов. Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2. Для удобства диагностики целесообразно иметь, кроме бланка для ответов (опросного листа), и бланк‑ключ следующего вида.
В бланке‑ключе вырезаются окошечки в местах, соответствующих позициям, за выбор которых дается один балл (1/2; 2/1; 2/2 и т. д.). Этот трафарет накладывается на бланк для ответов, и попавшие в окошечки отметки испытуемого суммируются. Выводы. Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, к защите. От 2 до 10 баллов – низкий уровень мотивации к избеганию неудач, к защите, от 11 до 15 – средний уровень, от 16 до 20 – высокий уровень, свыше 20 баллов – очень высокий уровень мотивации. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан) Инструкция. Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает и явное «да», и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным. Текст опросника: 1. Включаясь в работу, надеюсь на успех. 2. В деятельности активен. 3. Склонен к проявлению инициативы. 4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. 5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально трудные. 6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. 7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. 8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля. 9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается. 10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. 12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно. 13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. 14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. 15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается. 16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели. 20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает. Обработка результатов. Один балл получают ответы «да» на утверждения 1–3, 6, 8, 10–12, 14, 16, 18–20 и ответы «нет» на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов. Выводы. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи); когда же сумма от 14 до 20 баллов, это мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, следует считать, что мотивационный полюс не выражен. Однако в случае с 8–9 баллов мотивация испытуемого ближе к избеганию неудачи, а 12–13 – ближе к стремлению достичь успеха.
Методика «Измерение рациональности» Методика состоит из двух частей – А и Б. Она построена как элемент техники массового социологического опроса и предназначена для оценки способа принятия и выдвижения целей испытуемым. Часть А. На работе и дома каждому из нас приходится решать какие‑то проблемы, но мы делаем это по‑разному. А как принимаете решения Вы? Инструкция. Приводится ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»). Текст опросника: Когда я принимаю решение, то: 1. а) прежде всего думаю о том, к чему это приведет, к каким результатам; б) часто не задумываюсь о последствиях и результатах, просто следую своему желанию. 2. а) советуюсь с друзьями или родными и обычно поступаю так, как советуют; б) иногда советуюсь, иногда нет, но не очень считаюсь с советами. 3. а) обычно колеблюсь, не могу принять его до последнего момента; б) обычно принимаю его без колебаний. 4. а) даже перед тем как решить не очень важный вопрос, ядолжен хорошо подумать; б) предпочитаю принимать его с ходу, по вдохновению. 5. а) считаю, что не всегда нужно принимать его, потому что многое решается само собой; б) предпочитаю не полагаться на обстоятельства, а самому решать свои проблемы. 6. а) мне очень трудно решиться на что‑то, если я не знаю точно, к чему это приведет; б) без особого труда принимаю его и тогда, когда ситуация неясная. 7. а) часто вместо того чтобы обдумывать его, начинаю мечтать о том, что вряд ли сбудется; б) я не мечтаю о том, что вряд ли сбудется. 8. а) часто потом отказываюсь от него; б) редко потом отказываюсь от него. Обработка результатов и выводы. Положительные ответы по утверждениям 1а, 2а и 4а свидетельствуют об осторожности при принятии решения, по 3а и 6а – о нерешительности, по 5а – о зависимости при принятии решения от обстоятельств, по 7б – о прагматичности, по 8б –о настойчивости в осуществлении принятого решения, по 1б и 4б – об импульсивности принимаемых решений, по 3б и 6б – о решительности, по 2б и 5б – о самостоятельности в принятии решения, по 7а – о мечтательности, по 8а – о неустойчивости намерений. Часть Б. Инструкция. Люди по‑разному строят свою повседневную жизнь, и каждый имеет свое мнение на этот счет. Ниже приводятся некоторые из них. Ответьте, отражают ли они Вашу точку зрения. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением (пунктом) ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «–» («нет»). Текст опросника:
Обработка результатов и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о следующих качествах человека: – независимость от внешних обстоятельств – при ответе «да» по пункту 1; – целеустремленность – при ответах «да» по пункту 5 и «нет» по пунктам 2 и 11; – импульсивность в принятии решения – при ответе «да» по пункту 3; – стремление к прогнозированию будущего – при ответах «да» по пунктам 7 и 8 и «нет» по пункту 4; – прагматизм – при ответах «да» по пунктам 6, 9, 10 и 12. Противоположные ответы по тем же пунктам свидетельствуют об обратных характеристиках человека, проявляющихся при выборе цели и принятии решения, т. е. в построении поведенческой стратегии. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) Адаптированный вариант методики, разработанной М. Рокичем, служит исследованию системы ценностей личности. Автор делит таковые на терминальные, или ценности‑цели, и инструментальные, или ценности‑средства. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая‑то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; под инструментальными ценностями он понимает убеждения, что какой‑то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Инструкция. Испытуемому предлагается разложить по ранжиру карточки из плотной бумаги размером 150 х 50 мм с наименованием ценностей и обозначением на обратной стороне «Т» (терминальные ценности) или «И» (инструментальные ценности). Карточки с наименованием ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала – 18 карточек «Т», а затем – 18 карточек «И». Ранжируются последовательно первые, а затем – вторые. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сделать отметку на специальном бланке с делениями от 50 до 100, характеризующую степень его уверенности в том, что при повторном опыте порядок карточек остался бы тем же. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.009 с.) |