Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики изучения индивидуальных особенностей поведения

Поиск

 

Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)

Метод для исследования у взрослых людей интерперсонального поведения (типа отношений с другими людьми). Выделяют восемь типов:

– I – авторитарный,

– II – эгоистичный,

– III – агрессивный,

– IV – подозрительный,

– V – подчиняемый,

– VI – зависимый,

– VII – дружелюбный,

– VIII – альтруистический.

Метод содержит 128 оценочных имен прилагательных, расположенных блоками из 4 прилагательных, упорядоченных по восходящей интенсивности. Каждый блок соответствует той или иной шкале, обозначенной римскими цифрами. Блоки располагаются по порядку от 1‑й до 8‑й шкалы. Такое расположение прилагательных повторяется 4 раза. Для диагностики нужно сложить ответы, выражающие согласие с данной характеристикой (прилагательным), по четырем блокам, обозначенным одной и той же римской цифрой (I + I + I + I или V + V + V + Vит. д.). Таким образом, каждый тип отношений с другими людьми может оцениваться 16 прилагательными.

Для проведения исследования необходимы тестовая тетрадь, бланк для записи ответов и протокол. Респонденты по инструкции отмечают ответы в бланке, причем могут оценивать поведение других (системой наблюдений), самого себя или других лиц по инструкции и оценивать идеал.

Для заполнения опросника (оценки одного лица) требуется 10–15 мин.

Инструкция. Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

Текст опросника:

I.

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

II.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

III.

09. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

IV.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

V.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Покладистый.

VI.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

VII.

25. Способный к сотрудничеству и взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

VIII.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

I.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

II.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловитый и практичный.

40. Соперничающий.

III.

41. Стойкий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

IV.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

V.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

VI.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

VII.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

VIII.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Щедрый.

I.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно‑повелительный.

68. Властный.

II.

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

III.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Расчетливый.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

IV.

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

V.

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

VI.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

VII.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

VIII.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

I.

97. Стремится к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

II.

101. Относится к окружающим с чувством превосходства.

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

III.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

IV.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

V.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

116. Мягкотелый.

VI.

117. Почти никому не возражает.

118. Ненавязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

VII.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда со всеми дружелюбен.

124. Всех любит.

VIII.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Обработка результатов. Бланк ответов представляет собой таблицу, состоящую из 8 строк по 16 номеров в каждой. По каждой строке производится подсчет количества выбранных прилагательных. Выбранное прилагательное оценивается в 1 балл. Сумма набранных баллов по строке свидетельствует о выраженности данного типа отношения к окружающим.

Шкалы I, II, III, IV относятся к доминированию, шкалы V, VI, VII – к подчинению, шкала VIII – к альтруизму.

Степень доминирования определяется по формуле:

Дом. = (I–V) + 0,7(VIII + II–IV–VI).

Степень дружелюбия определяется по формуле:

Др. = (VII–III) + 0,7(VIII–II–IV + VI).

Выводы. Степень выраженности по каждой шкале определяется следующим образом: 0–4 балла – низкая, 5–8 баллов – умеренная, 9–12 баллов – высокая, 13–16 баллов – очень высокая.

Методика измерения застенчивости

Источник: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997.

Отобраны только положения, полностью отвечающие задаче методики. При этом некоторые утверждения мною модифицированы.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый имеет свое мнение по поводу одного и того же. Старайтесь отвечать точно и искренне.

Отвечая на каждое утверждение, Вы должны выбрать 1 из 4 предлагаемых ответов, а именно тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.

Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам на ум. Обязательно отвечайте на все утверждения подряд, ничего не пропуская.

В бланке для ответов, выбрав 1 из 4 утверждений, ставьте крестик напротив номера вопроса.

Текст опросника:

1. Я боюсь какой‑нибудь выходкой испортить впечатление, которое составили обо мне окружающие:

а) очень редко,

б) иногда,

в) бывает часто,

г) испытываю это чувство постоянно.

2. Если в беседе у меня внезапно иссякает тема разговора, я чувствую себя: а) очень неприятно, б) достаточно неудобно,

в) несколько неудобно,

г) совершенно спокойно.

3. В разговоре с более опытными и знающими людьми я чувствую себя глупее их: а) очень редко,

б) иногда,

в) часто,

г) почти всегда.

4. Когда меня дома застают врасплох (непричесанным, одетым по‑домашнему), я очень смущаюсь: а) так бывает почти всегда,

б) случается часто,

в) бывает иногда,

г) почти никогда не случается.

5. Я чувствую себя весьма скованно в общении с лицами противоположного пола: а) очень редко,

б) иногда,

в) часто,

г) всегда.

6. Попросить кого‑нибудь о маленьком одолжении мне: а) всегда неудобно,

б) довольно часто неудобно,

в) иногда неудобно,

г) не составляет никакого труда.

7. Критика, направленная в мой адрес, сковывает меня, угнетает: а) очень редко,

б) редко,

в) достаточно часто,

г) почти всегда.

8. Мне кажется, что, если я буду откровенно высказывать свои мысли, желания, многие сочтут это бестактным: а) это относится ко мне полностью,

б) относится ко мне в достаточной степени,

в) относится ко мне в некоторой степени,

г) ко мне это совсем не относится.

9. Потребовать что‑то от другого человека я: а) могу довольно легко,

б) иногда получается,

в) могу очень редко,

г) не в состоянии.

10. Я очень смущаюсь, когда мне приходится входить в помещение, где уже собрались люди: а) да, это почти всегда,

б) часто,

в) иногда,

г) очень редко.

11. Мне очень трудно просить незнакомых людей об одолжении: а) никогда не бывает,

б) случается редко,

в) иногда бывает,

г) это относится ко мне целиком и полностью.

12. Мне кажется, что моя внешность проигрывает по сравнению с другими людьми, и поэтому я смущаюсь, когда на меня пристально смотрят: а) это относится ко мне целиком и полностью,

б) до известной степени,

в) иногда,

г) это ко мне не относится.

13. Когда мне дают поручение, я боюсь сделать что‑нибудь не так: а) очень редко,

б) иногда,

в) очень часто,

г) постоянно.

14. Безболезненно я воспринимаю критику только близких мне людей: а) это относится ко мне полностью,

б) до известной степени,

в) довольно редко,

г) это ко мне совершенно не относится.

15. При обращении к чиновнику или начальнику я чувствую себя скованным, мысли мои сбиваются, и я не могу ничего рассказать толком, что мне надо: а) так никогда не бывает,

б) иногда бывает,

в) бывает очень часто,

г) бывает всегда.

16. Когда мне приходится разговаривать с незнакомыми людьми, я чувствую себя неуверенно: а) всегда,

б) часто,

в) иногда,

г) так не бывает вообще.

17. Даже в узком кругу знакомых мне людей я чувствую себя смущенным: а) очень редко,

б) временами,

в) очень часто,

г) всегда.

18. Опасение, что я могу сказать что‑нибудь нелепое, заставляет меня быть сдержанным в присутствии начальства: а) почти всегда,

б) часто,

в) иногда,

г) никогда.

19. Обратиться к другим людям с какой‑нибудь просьбой для меня: а) не трудно, б) несколько затруднительно,

в) затруднительно,

г) очень трудно.

20. Скорее я откажусь от своих планов, чем обращусь за помощью к другим людям: а) это для меня типично,

б) характерно в большинстве случаев,

в) это со мной бывает,

г) этого я не могу о себе сказать.

21. Разговаривая с людьми, уважаемыми мной, я кажусь себе ничтожным и боюсь сказать лишнее слово: а) никогда,

б) иногда,

в) часто,

г) всегда.

22. Если я чувствую, что на меня смотрят, то очень смущаюсь: а) так всегда,

б) это случается часто,

в) иногда,

г) такого не бывает.

23. Я смущаюсь, когда мне приходится высказывать свою точку зрения в присутствии многих людей: а) никогда,

б) иногда,

в) часто,

г) всегда.

24. У меня часто бывают ситуации, в которых я чувствую себя неловко: а) почти каждый день,

б) достаточно часто,

в) иногда,

г) это ко мне не относится.

25. Если я чем‑нибудь себя скомпрометирую, я бываю совершенно подавлен и не могу прийти в себя: а) это не соответствует моему характеру,

б) бывает со мной редко,

в) бывает достаточно часто,

г) это полностью соответствует моему характеру.

26. Если мне приходится воспользоваться чьей‑либо помощью, я чувствую себя: а) в высшей степени неуверенно,

б) достаточно неудобно,

в) несколько неловко,

г) абсолютно спокоен.

Обработка результатов. За каждый ответ начисляется от 0 до 3 баллов (см. таблицу на с. 530).

Затем находится общая сумма баллов. Чем она больше, тем более застенчив испытуемый.

 

 

Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко)

Инструкция. На предложенные Вам вопросы нужно дать ответ «да», если Вы с ними согласны, и «нет» в случае несогласия. Свои ответы указывайте рядом с номерами вопросов.

Текст опросника:

1. В принципе Вы способны восторгаться, восхищаться чем‑нибудь или кем‑нибудь?

2. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

3. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких‑либо разочарованиях?

4. Вы можете сказать о себе: могу полюбить до безумия и могу ненавидеть до глубины души?

5. У Вас есть любимые животные, при виде которых Вы испытываете чувство умиления, нежности?

6. Есть ли у Вас тип людей, которых Вы абсолютно не переносите?

7. Неожиданная подмеченная деталь в человеке может резко изменить ваше мнение о нем?

8. Вызывает ли у Вас восторг, потрясение творчество какого‑либо талантливого человека (художника, артиста, поэта, музыканта и т. п.)?

9. Трагический фильм, пьеса или роман могут Вас растрогать настолько, что покатятся слезы?

10. В Вашем окружении есть люди, которых Вы ненавидите или глубоко презираете?

11. Вы уверены, что большинство людей уступают Вам в каком‑либо отношении настолько, что не могут сравниваться с Вами?

12. Часто Ваши вкусы, мнения и оценки существенно расходятся с позициями большинства?

Обработка данных и выводы. За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма баллов. Если опрашиваемый набирает 10–12 баллов, то у него имеется отчетливо выраженная экзальтированность, 5–9 – тенденция к экзальтированности, 4 балла и меньше – экзальтированность как эмоциональный стереотип поведения отсутствует.

Шкала поиска ощущений (Sеnsаtiоn Sеекing Sсаlе) М. Цукермана (1978)

Опросник (в сокращенном варианте) позволяет выявить тип людей, которые постоянно стремятся к поиску новых ощущений, впечатлений, переживаний.

Инструкция. Прочтите каждое из 13 пар утверждений. В каждой из них обведите одно, А или В, лучше всего описывающее Ваши предпочтения или мнение.

Текст опросника:

1. А. Я бы предпочел иметь работу, связанную с частыми разъездами.

В. Я бы предпочел работать на одном месте.

2. А. В бодрящий морозный день я чувствую себя полным сил.

В. В холод я только и думаю о том, как бы побыстрее оказаться дома.

3. А. Мне скучно, когда я изо дня в день вижу одни и те же лица.

В. Я чувствую себя спокойнее, когда меня окружают знакомые люди.

4. А. Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где никому ничто не грозит и каждый чувствует себя счастливым.

В. Я бы предпочел жить в смутные времена нашей истории.

5. А. Иногда мне нравится делать то, что возбуждает некоторый страх.

В. Разумный человек не будет подвергать себя опасности.

6. А. Я бы не хотел, чтобы меня подвергли гипнозу.

В. Я бы хотел, чтобы меня подвергли гипнозу.

7. А. Главная цель моей жизни – жить «на полную катушку» и испытать как можно больше.

В. Главная цель моей жизни – обрести умиротворение и счастье.

8. А. Я бы хотел прыгнуть с парашютом.

В. Я ни за что не попробую прыгнуть из самолета с парашютом.

9. А. В прохладную воду я вхожу постепенно, давая себе время привыкнуть.

В. Мне нравится сразу нырнуть в море или бассейн с прохладной водой.

10. А. На отдыхе я предпочитаю комфорт гостиничного номера.

В. На отдыхе я предпочитаю разнообразие жизни в кемпинге.

11. А. Я предпочитаю экспрессивных людей, даже если они несколько неуравновешенны.

В. Я предпочитаю спокойных, уравновешенных людей.

12. А. Хорошая живопись должна потрясать, поражать воображение.

В. Хорошая живопись должна давать ощущение умиротворения.

13. А. У людей, ездящих на мотоцикле, вероятно, есть скрытая потребность причинить себе боль.

В. Я хотел бы водить мотоцикл или ездить на нем.

Подсчет баллов. Добавьте по одному баллу за каждое из следующих обведенных Вами утверждений: 1А, 2А, 3А, 4В, 5А, 6В, 7А, 8А, 9В, 10В, 11А, 12А, 13В. Полученную сумму баллов сравните со следующими нормами:

– 0‑3 – очень низкий уровень поиска ощущений;

– 4‑5 – низкий уровень;

– 6‑9 – средний уровень;

– 10–11 – высокий уровень;

– 12–13 – очень высокий уровень.

Опросник Х. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду»

В основу опросника положена концепция К. Леонгарда об «акцентуированных личностях». Личности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, автор называл акцентуированными. Он выделяет 10 типов акцентуации: 1) демонстративный; 2) педантичный; 3) застревающий; 4) возбудимый; 5) гипертимный; 6) дистимический; 7) тревожно‑боязливый; 8) циклотимический; 9) аффективно‑экзальтированный; 10) эмотивный.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «да» или «нет», проставляя в регистрационном бланке соответственно «+», если ответ утвердительный, или «–», если ответ отрицательный. Не задумывайтесь долго над ответом. Помните, плохих или неверных ответов не существует.

Текст опросника:

01. Чаще у Вас бывает веселое и беззаботное настроение?

02. Чувствительны ли Вы к обидам, оскорблениям?

03. Бывает ли так, что в кинотеатре или в разговоре у Вас на глаза навертываются слезы?

04. Сделав что‑то, Вы сомневаетесь, все ли выполнено правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

05. В детстве были ли таким же смелым и отчаянным, как Ваши сверстники?

06. Часто ли у Вас меняется настроение от невероятно веселого к крайне тоскливому?

07. Являетесь ли Вы центром внимания в обществе, компании?

08. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком недовольно‑раздражительном настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

09. Серьезный ли Вы человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем‑нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Быстро ли забываете, если Вас кто‑либо обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, не застряло ли оно в щели?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Боялись ли Вы в детстве грозы или собак?

17. Стремитесь ли Вы во всем соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас ваши знакомые?

20. Часто ли Вас преследует чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. Часто ли у Вас подавленное настроение?

22. Была ли у Вас хоть раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам длительное время усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, отстаиваете ли свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу?

26. Если дома занавески висят неровно, раздражает ли Вас это обстоятельство и Вы стараетесь сразу поправить их?

27. В детстве Вы боялись оставаться один дома?

28. Часто ли у Вас без причины колеблется настроение?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть компетентным в своей профессии или одним из лучших в учебе?

30. Быстро ли Вы злитесь или впадаете в гнев?

31. Можете ли Вы быть беспечно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально Вас пронизывает?

33. Как Вы думаете, смогли бы быть ведущим (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Обычно Вы высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови, так как он вызывает у вас неприятные ощущения?

36. Любите ли Вы работу, требующую от Вас огромной ответственности?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. Вам страшно спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаете ли Вы деятельность, требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и где требования к качеству невысоки?

40. Общительный ли Вы человек?

41. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Были ли такие ситуации, что Вы так расстроились, что не в состоянии были пойти на работу, занятия?

45. Можно ли сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы Вы первым шаги к примирению, если бы Вас кто‑нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Выйдя из дома, возвращаетесь ли снова, чтобы убедиться, что оставили его в таком состоянии, что ничего не случится?

49. Беспокоили ли мысли, что с Вами или родными что‑нибудь может случиться?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам выступать с докладами, играть на сцене перед большой аудиторией?

52. Можете ли Вы ударить обидчика, если он вас оскорбляет?

53. У Вас очень высока потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тому типу людей, кто впадает в отчаяние при каких‑либо разочарованиях?

55. Нравится ли Вам работа, требующая активной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли Вас так взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы?

58. Трудно ли уснуть из‑за того, что проблемы пережитого или следующего дня постоянно в ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам огромная сила воли, чтобы ночью пройти по кладбищу?

61. Следите ли Вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь имела свое место?

62. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении, Вы встаете в подавленном состоянии?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Подвержены ли Вы головным болям?

65. Часто ли Вы смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Из‑за несправедливости Вы очень переживаете?

69. Любите ли Вы природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, погашен ли свет, закрыты ли двери, выключен ли газ?

71. Вы боязливы?

72. Часто ли меняется Ваше настроение?

73. Принимаете ли Вы участие в кружках художественной самодеятельности или участвовали в них в молодости?

74. Расцениваете ли Вы жизнь несколько пессимистически, без радостных надежд?

75. Увлекает ли Вас путешествие?

76. Меняется ли у Вас внезапно настроение от огромной радости до глубокой тоски?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей или компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы длительное время несчастье других людей?

80. Будучи школьником, часто ли Вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно поставили кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и настороженно, чем с доверчивостью?

82. Часто ли видите страшные сны?

83. Бывает ли у Вас такое состояние, что Вы боитесь, что броситесь под поезд или выброситесь из окна многоэтажного здания?

84. Вы обычно веселы в хорошей компании?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Становитесь ли Вы среди близких людей менее сдержанным, чувствуете себя более свободно?

87. В беседе Вы скорее немногословны, чем разговорчивы?

88. Если Вам надо было бы играть на сцене, могли бы Вы так перевоплотиться, что забыли бы о том, что только играете?

Ключи к опроснику. 1. Гипертимность (х 3): да – 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

2. Застревание (х 2): да – 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68. 78,81; нет – 12, 46, 59.

3. Эмотивность (х 3): да – 3, 13, 35. 47, 57, 69, 79; нет – 25.

4. Педантичность (х 2): да – 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; нет – 36.

5. Тревожность (х 3): да – 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; нет – 5.

6. Циклотимность (х 3): да – 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

7. Демонстративность (х 2): да – 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 88, 85; нет – 51.

8. Возбудимость (х 3): да – 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86.

9. Дистимность (х 3): да – 9, 21, 43, 74, 87; нет – 31, 53, 65.

10. Экзальтированность (х 6): да – 10, 32, 54, 76.

Регистрационный лист.

 

 

Обработка результатов. Для обработки результатов опроса нужно изготовить трафареты в соответствии с ключами, которые накладываются на регистрационный лист. Затем подсчитывается количество ответов, соответствующих ключам, и сумма умножается на соответствующий коэффициент (2, 3 или 6). Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции к акцентуации свидетельствует сумма баллов от 15 до 18. Интерпретация типов акцентуации (Е. М. Вайнер)

Гипертимность. Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тонусом. Добр, отзывчив, беззаботен. Из‑за неустойчивости внимания и недостаточного упорства интересы поверхностны. Не терпит стеснения свободы. Плохо переносит критику в свой адрес. Находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они не выбивают его из колеи. К правилам и законам относится легкомысленно. Тяготится одиночеством, в группе стремится быть лидером. Неразборчив в выборе знакомств. Приподнятое, радостное настроение лишь изредка нарушается вспышками раздражительности, связанными с противодействием окружающих.

Застревание. Настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на другую ситуацию в процессе деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Обладает повышенным самомнением и себялюбием, недоволен недостаточным признанием его заслуг. Стремится быть лидером, превзойти других. Повышенно чувствителен к несправедливостям – действительным и мнимым. Недоверчив. Длительно переживает одни и те же эмоции.

Эмотивность. Отличается изменчивостью настроения по самым незначительным поводам. Соответственно с этим окружающий мир предстает то радостным, то серым, тоскливым. Влечения и интересы неустойчивы. Не претендует на роль лидера. Ищет эмоциональных контактов, стремясь занять положение любимца. Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определять отношение к себе окружающих. Ответное отношение возникает незамедлительно и открыто. Слабо выражено чувство долга.

Педантичность. Отличается преувеличенной приверженностью к определенному порядку. Противится изменениям, так как плохо переключается на что‑либо новое. Неуклонно следует заведенному порядку, сформировавшимся привычкам. Придает большое значение внешней стороне дела и мелочам. Склонен требовать того же от других.

Тревожность. Постоянно испытывает внутреннюю напряженность, ощущение неблагополучия. Склонен к ожиданию неприятностей. Проявляет повышенное внимание к негативным сигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий, поэтому колеблется при принятии решений. Неудовлетворен своими возможностями разрешать жизненные проблемы.

Циклотимичность. Периоды ровного настроения сменяются периодами подъема с высокой умственной активностью и спада с минорным настроением, вялостью, рассеянностью, неуверенностью в себе. Мелкие неприятности, возникающие в период спада, тяжело переживаются, вызывают уныние. Общение раздражает.

Демонстративность. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится быть постоянно в центре внимания. Характерны позерство, поступки, рассчитанные на внешний эффект. Эмоции ярки, но неглубоки и неустойчивы. С целью привлечения к себе внимания может фантазировать, приписывать себе несуществующие качества и необычные действия. Претендует на роль лидера или на исключительное положение. Увлечения экстравагантные и не требующие особого труда.

Возбудимость. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Постоянно внутренне напряжен, раздражителен, причем интенсивность реакции не соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную требовательность к окружающим, часто не хочет считаться с их мнением. Склонен к конфликтам. Характерна чрезмерная сила влечения, неудержимость в их удовлетворении.

Дистимность. Настроение часто и подолгу меняется в сторону снижения, что проявляется в подавленности, тоске, предчувствии неприятностей.

Экзальтированность. Склонен приходить в состояние восторга по незначительным поводам, а при разочаровании впадать в отчаяние.

Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Тест позволяет определить эгоцентрическую направленность личности подростков и старших школьников.

Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений, необходимо написать к ним окончания. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Старайтесь работать быстро.

Незаконченные предложения

1. В такой ситуации…

2. Легче всего…

3. Несмотря на то что…

4. Чем дальше…

5. По сравнению с…

6. Каждый…

7. Жаль, что…

8. В результате…

9. Если…

10. Несколько лет тому назад…

11. Самое важное то, что…

12. На самом деле…

13. Только…

14. Настоящая проблема в том, что…

15. Неправда, что…

16. Придет такой день, когда…

17. Самое большое…

18. Никогда…

19. В то, что…

20. Вряд ли возможно, что…

21. Главное в том, что…

22. Иногда…

23. Лет так через двенадцать…

24. В прошлом…

25. Дело в том, что…

26. В настоящее время…

27. Самое лучшее…

28. Принимая во внимание…

29. Если бы не…

30. Всегда…

31. Возможность…

32. В случае…

33. Обычно…

34. Если бы даже…

35. До сих пор…

36. Условие для…

37. Более всего…

38. Насчет…

39. С недавнего…

40. Только с тех пор…

Обработка и анализ результатов. Цель обработки и анализа – получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого.

Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться, чтобы закончены были все предложения. В случае, когда более 10 предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно.

Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеется местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие данные местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется один балл и подсчитывается их сумма.

Выводы. При сумме 0–13 баллов у испытуемого низкий уровень, при сумме 27–40 баллов – высокий уровень эгоцентризма.

Методика «Шкала совестливости»

Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16‑факторного опросника Р. Кеттелла).

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Инструкция. На бланке для ответа Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии – «‑».

Текст опросника:

1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые, поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно‑единственное правильное понимание жизни.

11. Когда кто‑нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12. Я человек твердых убеждений.

13. Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка результатов и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 очку и подсчитывается их сумма. Чем выше набранная опрашиваемым сумма баллов, тем более у него выражены совестливость, чувство ответственности.

Опросник «Ауто– и гетероагрессия» (Е. П. Ильин)

Методика разработана Е. П. Ильиным для определения направленности агрессии на себя или на других.

Инструкция. Сейчас я оглашу ряд положений, касающихся Вашего поведения. Если они соответствуют имеющейся у Вас тенденции реагировать именно так, рядом с номером зачитываемого положения поставьте знак «+», если нет – то знак «‑».

Текст опросника:

1. Я не могу удержаться от грубых слов в свой адрес, если допускаю оплошность в каком‑нибудь важном для меня деле.

2. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.

3. Когда у меня что‑то не получается в совместной работе с другими, я прежде всего ругаю самого себя, а не партнеров.

4. От злости я часто посылаю проклятия своему обидчику.

5. При возникновении конфликта с другими людьми я чаще всего обвиняю себя.

6. Если кто‑нибудь меня раздражает, я готов сказать все, что о нем думаю.

7. Я часто проклинаю себя за то, что сделал не то, что хотел.

8. Когда на меня кричат, я тоже начинаю кричать в ответ.

9. Иногда я выражаю досаду на себя каким‑нибудь физическим действием (ударяю себя по бедру, по лбу и т. п.).

10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.

11. Если я совершаю поступок, который кажется мне недостойным, я долго корю себя, не стесняясь при этом в выражениях в свой адрес.

12. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто‑то не согласен со мной.

13. Если я делаю глупость, то ругаю себя последними словами.

14. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.

15. Когда кто‑то не отдает мне долг, я обвиняю прежде всего самого себя: так мне, дураку, и надо.

16. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.

17. Поссорившись с кем‑то, я никогда не обвиняю себя.

18. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.

19. Даже ес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.66.132 (0.016 с.)