Перечень методик для изучения когнитивной сферы у детей с ОПФР



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень методик для изучения когнитивной сферы у детей с ОПФР



1. Нейропсихологическая диагностика праксиса и речи

2. Методика измерения готовности к школьному обучению (тест Керна-Йерасека)

1. Методика «Доски Сегена» (Почтовый ящик)

2. Составление пирамиды из колец

3. Составление и выкладывание матрешек

4. Цветные прогрессивные матрицы (тест Дж. Равена)

5. Методика «Классификация предметов»

6. Методика «Классификация объектов по двум признакам» (таблица Когана)

7. Методика «Разрезные картинки»

8. Методика «Кубики Кооса»

9. Методика исследования способности формирования искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова)

10. Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (Л.В.Занкову)

11. Методика «Установление последовательности событий»

12. Методика «Исключение предмета»

13. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом

14. Методика «Нелепицы»

15. Методика «Парные картинки»

16. Методика «Сравнение понятий»

17. Методика Головиной

18. Методика «Нахождение недостающих деталей»

19. Методика «Аналогии» (простые и сложные)

20. Методика Б. И. Пинского

21. Методика «Выделение существенных признаков»

22. Методика «Понимание временных последовательностей»

23. Методика «Непроизвольное запоминание»

24. Методика «10 слов» А.Р. Лурия

25. Методика «Образная память»

26. Корректурная проба (тест Бурдона)

27. Таблицы Шульте

28. Методика «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора)

29. Графический диктант

30. Тест Бендер

31. Методика Н.И. Озерецкого

Перечень методик для изучения личности и межличностных отношений у детей с ОПФР

1. Методика Р. Тэмма, М. Дорки, В. Амэн

2. Методика Р. Жиля

3. Методика М. Панфиловой

4. Методика изучения особенностей проявления воли

5. Социометрия

6. «Несуществующее животное»

7. Детский апперцептивный тест (САТ)

8. Тест «Нарисуй человека»

9. Кинестетический рисунок семьи

10. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

11. Тест незаконченных предложений

12. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

13. Шкала явной тревожности (СМАS)

14. Опросник Басса-Дарки

15. Опросник САН

16. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера)

17. Тест школьной тревожности Филлипса

18. Опросник ЕPI (Айзенка)

19. Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)

20. Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук)

21. Патохарактериологический диагностический опросник (ПДО)

22. Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду)

23. Шкала депрессии

24. Тест А. Ассингера

25. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)

26. Графическая беседа «Мой круг общения»

27. Цветовой тест отношений (по А. М. Эткинд)

28. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

29. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня (MMPI)

30. Определение психологического климата класса (А.Н. Лутошкин)


 

МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Метод клинической беседы является неотъемлемой частью постро­ения диагностической гипотезы и позволяет собрать данные об особен­ностях психофизического развития ребенка, недоступных для выявле­ния при помощи экспериментальных методик. Полученные результаты должны учитываться при планировании, проведении и анализе хода об­следования. Беседа состоит из двух блоков: беседа с родителями и бесе­да с ребенком.

Беседа с родителяминацелена на получение информации о:

· представлениях родителей о нормативном развития ребенка;

· условиях и особенностях протекания беременности и родов;

· режиме дня ребенка;

· раннем психомоторном развитии ребенка;

· особенностях аффективно-личностной сферы: контакта, интереса к взрослому, инициативности в процессе общения, понимания эмоциональных состояний других людей, морального поведения;

· темпах, сроках и особенностях речевого развития;

· сроках и сферах формирования бытовых навыков и навыков самообслуживания;

· особенностях взаимодействия ребенка с окружающей предметной средой;

· выраженности и симптоматике критических периодов развития ребенка;

· особенностях формирования игровой деятельности ребенка: игровые интересы, содержание сюжетных игр, становление игры как совместной деятельности, предпочитаемые игровые атрибуты, прини­маемые роли, речевое сопровождение игровой деятельности;

· особенностях познавательной и учебной деятельности: интересы ребенка, активность в познании окружающего мира, мотивация к обуче­нию, сформированность учебных навыков, особенности адаптации к условиям школьного обучения, успешность в обучении;

· особенностях взаимодействия со сверстниками: потребность в об­щении со сверстниками, умение устанавливать контакт с ровесника­ми, избирательность контактов со сверстниками, преобладающие формы общения со сверстниками (ситуативно-деловое, ситуатив­но-личностное, внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное), способы взаимодействия со сверстниками (речевые, предмет­ные), статус в группе;

· особенностях детско-родителъеких отношений: эмоциональное пред­почтение ребенком одного из родителей, ожидания в адрес ребенка, содержание и форма предъявляемых требований, формы совместного с ребенком времяпрепровождения и удовлетворенность ими родителями и ребенком, эмоциональный контакт с ребенком, условия одоб­рительного и порицающего отношения к ребенку;

· особенностях моральной регуляции поведения ребенка: выполне­ние ребенком требований взрослых, инициативность ребенка в следовании моральным нормам, моральная регуляция поведения в отношениях со сверстниками;

· особенностях поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

· динамических особенностях деятельности ребенка: утомляемость ребенка, работоспособность, темп и ритм деятельности, произвольность;

· особенностях соматического состояния ребенка на протяжении детства: болезни, признаки неврологического неблагополучия, госпитализация.

Беседа с ребенкомнацелена на получение информации о:

· осознании ребенком своих проблем;

· представлениях ребенка о его месте в структуре межличностных от­ношений со сверстниками: потребность в общении со сверстниками, умение устанавливать контакт с ними, избирательность кон­тактов со сверстниками, преобладающие формы общения со сверстниками (ситуативно-деловое, ситуативно-личностное, внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное), способы взаимодействия со сверстниками (речевые, предметные), статус в группе сверстников;

· представлениях ребенка о его месте в структуре семейных отношений (с родителями, бабушками и дедушками, сиблингами): эмоциональ­ное предпочтение одного из членов семьи, ожидания членов семьи в адрес ребенка и ребенка в их адрес, содержание и формы предъявляе­мых требований, формы совместного с ребенком времяпрепровожде­ния и удовлетворенность ребенка ими, эмоциональный контакт ре­бенка с членами семьи, условия одобрительного и порицающего от­ношения к ребенку, представления ребенка о равноценности требований родителей в адрес сиблингов, представлениях ребенка о его отношениях с миром взрослых: тревожность и страхи по отношению к взрослым, значимость оценок и отношений взрослого, следование требованиям взрослых;

· особенностях игровой деятельности: игровые интересы, содержание сюжетных игр, становление игры как совместной дея­тельности, предпочитаемые игровые атрибуты, принимаемые роли, речевое сопровождение игровой деятельности;

· особенностях познавательной и учебной деятельности: интересы, активность в познании окружающего, мотивация к обучению, сформированность учебных навыков, особенности адаптации к школе, успешность в обучении;

· представлениях ребенка о своем будущем;

· особенностях моральной регуляции поведения ребенка: выполне­ние ребенком требований взрослых, инициативность ребенка в следовании моральным нормам, моральная регуляция поведения в отношениях со сверстниками;

· особенностях поведения ребенка в конфликтных ситуациях:

· динамических особенностях деятельности ребенка: утомляемость ребенка, работоспособность, темп и ритм деятельности, произ­вольность деятельности;

· представлениях ребенка о своем «Я»: физическое «Я», положение в группе сверстников, самооценка, уровень притязаний, мораль­ные качества.

ПРИЛОЖЕНИЕ В



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.005 с.)