Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Исследование когнитивной сферы
Похожие статьи вашей тематики
№
| Методика, автор
| Валидность
| Периоды
| Источник
|
| Дошколь
ный
| Младший
школьный
| Подрост
ковый
| Юноше
ский
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тесты Валентайна
| Определение общего уровня развития, в т.ч. и интеллектуального
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методика В.Ф. Талызиной и Ю.В.Карпова
| Определение стадии развития интеллекта
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коробка форм (ящик Сегена)
| Диагностика перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16,28,13
|
|
| Тест Векслера (адаптированный)
| Измерение интеллекта детей
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 10,9
|
|
| Тест Амтхауэра
| Изучение структуры интеллекта
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Тест Витцлака
| Определение психологической готовности детей к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7, 9, 1
|
|
| Задачи Ж.Пиаже
| Определение уровня умственного развития детей
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тест Гудинаф-Харриса
| Диагностика интеллекта
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| 9, 27
|
|
| Парные картинки
| Изучение логической памяти элементарных мыслительных операций
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10,13
|
|
| Сравнение понятий
| Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| 1, 20, 28, 26, 3, 13
|
|
| Нахождение недостающих деталей (Векслер)
| Исследование уровня развития образного мышления
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Перцентивное моделирование (Венгер)
| Исследование образного и схематического мышления
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методика Б.И.Пинского
| Выделение закономерностей
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3,13
|
|
| Кубики Коса
| Исследование операций анализа и синтеза на материале внеречевой деятельности, конструктивный праксис
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28,3
|
|
| Таблица Когана
| Исследование схематического мышления
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Клипец»
| Выявление способности к абстрагированию
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методика Ивановой
| Исследование актуального уровня развития ребенка
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Матрица Равенна (детский и взрослый вариант)
| Исследование уровня интеллектуального развития, концентрации внимания
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 16, 17, 21
|
|
| Краткий ориентировочный тест (КОТ)
| Тест умственных способностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Методика «Образец и правило (Венгер А.Л.)
| Отражает уровень развития наглядно-образного мышления
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методика «Лабиринт»
| Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 27, 13
|
|
| «Самое непохожее» (Венгер)
| Изучение мышления и восприятия
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Классификация понятий
| Изучение словесно-логического мышления
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 16, 28, 3, 13
|
|
| Модификация методики Выготского-Сахарова (Семаго)
| Исследование уровня сформированности понятийного мышления
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методика Замбицявичене
| Исследование словесно-логического мышления
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9, 27
|
|
| Простые невербальные аналогии
| Выявление характера логических связей и отношения между понятиями
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
|
| Простые аналогии
| Выявление характера логических связей и отношений между понятиями
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20 3, 13
|
|
| Исключение лишнего (предметный и словесный варианты)
| Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 16, 29, 28, 32, 26, 13
|
|
| Выделение существенных признаков
| Исследование степени сформированости мыслительных операций
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 16, 29, 21
|
|
| Парные аналогии
| Исследование логического мышления
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Метафоры, пословицы, поговорки
| Понимание скрытого и переносного смысла
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 29, 3, 13
|
|
| Понимание прочитанного текста
| Особенности понимания, осмысления, запоминания текста
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 29, 13
|
|
| Понимание сюжетной картины
| Исследование возможности осмысления изображения, особенностей зрительного восприятия
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 28, 13
|
|
| Сюжетный ряд
| Исследование умения строить последовательные умозаключения
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| 28, 13
|
|
| Сформированность пространственных представлений
| Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
|
| Понимание временных последовательностей
| Понимание временных последовательностей
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| Понимание условий задач
| Исследование понимания условий задач
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 29, 13
|
|
| ШТУР
| Диагностика умственного развития
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 9, 27
|
|
| Сложные аналогии
| Выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
|
| Культурно свободный тест на интеллект (CFIT) Р.Кеттела
| Измеряет уровень интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20
|
|
| Тест Керна-Йерасека
| Определяет функциональную готовность к школьному обучению
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7, 9, 27, 21
|
|
| Непроизвольное запоминание
| Изучение непроизвольной памяти
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Произвольное запоминание
| Изучение произвольной памяти
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| Соотношение непроизвольной и произвольной памяти
| Изучение особенностей памяти, применение специальных приемов запоминания, повышение эффективности мнемической деятельности
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Воспроизведение рассказа
| Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 28, 3, 13
|
|
| Особенности наглядно-образной памяти детей
| Изучает, как влияет рассматривание и описание на формирование образа
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методика определения кратковременной памяти
| Определение объема кратковременной памяти
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| 1, 20
|
|
| 10 слов (А.Р.Лурия)
| Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 1, 20, 29, 28, 3
|
|
| Запоминание двух групп слов
| Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Память на числа
| Оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема, точности
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Методика «Образная память»
| Изучение кратковременной памяти
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
|
| «Опосредованное запоминание» Леонтьев А.И.
| Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| 1, 20, 28
|
|
| Пиктограмма
| Исследование особенностей опосредованного запоминания
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 28
|
|
| Методика «Оперативная память»
| Изучение кратковременной памяти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
|
| Узнавание фигур
| Исследование процессов восприятия и узнавания
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 29, 3
|
|
| Методика «Домик»
| Определение уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Графический диктант
| Выявляет уровень устойчивости внимания и степень отвлекаемости
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7, 27, 21, 26
|
|
| Методика «Интеллектуальная лабильность»
| Исследование способности переключения внимания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| 1, 20, 21
|
|
| Корректурная проба (тест Бурдона)
| Исследование степени концентрации и устойчивости внимания, утомляемость
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 29, 21, 26, 3
|
|
| Таблицы Шульте
| Обследование устойчивости внимания и динамики работоспособности
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 29, 28, 33
|
|
| Счет по Крепелину
| Исследование работоспособности, утомляемости, концентрации внимания
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Методика Горбова «красно-черная таблица»
| Оценка переключения и распределения внимания
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1, 20, 21
|
|
| Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин)
| Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 1, 20
|
|
| Составление пирамиды из колец
| Исследование степени сформированности представлений о сенсорных эталонах, координацию движений
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Составление и выкладывание матрешек
| Исследование понимания задания, характер выполнения
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разрезные картинки
| Исследование целостности восприятия и конструктивный праксис
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16, 29, 13
|
|
| «Эталоны» (Венгер)
| Диагностика восприятия, степени обобщенности сенсорных эталонов
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тест Бендер
| Исследование зрительно-моторной координации
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Узнавание реалистических изображений
| Выявление особенностей зрительного восприятия, определение активного и пассивного словаря
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
|
| Узнавание перечеркнутых изображений
| Целостность восприятия, зрительный гнозис
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)
| Целостность восприятия, зрительный гнозис
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 24
|
|
| Методика Головиной
| Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3, 13
|
|
| Узнавание недорисованных изображений
| Целостность восприятия, зрительный гнозис
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
|
| Методика изучения зрительных восприятий М.Я.Басова
| Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников. Изучение восприятия цвета, формы, пространственных соотношений различной сложности и величины
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10, 13
|
|
| Методика «Компасы»
| Определение пространственных представлений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Нелепицы
| Целостность восприятия, возможность практического анализа изображений, выявление чувства юмора
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29, 13
|
|
| Дорисовывание
| Исследование образной и вербальной креативности
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16, 13
|
|
| Буквенный гнозис
| Исследование буквенного гнозиса
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список рекомендуемой литературы к Методическим рекомендациям по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе ПМПК
1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996.
2. Барташев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.: «Дело», 1999.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: «Роспедагенство», 1994.
4. Богомолов В. Тестирование детей. – Ростов н\Д.: «Феникс», 2003.
5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. М.: АРКТИ, 2001.
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 2002.
7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития \под ред. Стребелевой Е.А. – М.: «Полиграф сервис», 1998.
9. Детская психодиагностика и профориентация. \Под ред. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников \Под ред. Коломинского Я.Л., Е.А.Панько. – Мн.: «Універсітэтскае”, 1997.
11. Дыгун М.А. Диагностика готовности к обучению в школе. Выпуск 2 – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 1997.
12. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Мелицина, 1981.
13. Забрамная С.Д, Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: «ВЛАДОС», 2002.
14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.: «Просвещение», 1991.
15. Комкова Е.И. Диагностика интеллекта детей дошкольного возраста.
16. Методическое пособие по курсу «Диагностика познавательной сферы ребенка» - Мн.: БГПУ им.М.Танка, 1998.
17. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1997.
18. Михайловская Е.Л., Осипова Е.А., Чуменко Е.В. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии. – Мн.: АПО, 1999.
19. Основы психологии. Столяренко Л.Д. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 1997. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. – Самара: «БАХРАХ», 1999.
20. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1999.
21. Психологические тесты \под ред. Ахмеджанова Э.Р. – М.: «СВЕТОТОН», 1995.
22. Психологические тесты. Том 1 /Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.
23. Психологические тесты. Том 2 \Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.
24. Психология. Немов Р.С. Книга 3. – м.: «Владос», 1999.
25. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: «Флинта», 1998.
26. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психологические методы изучения личности. – М.: «Флинта», 2003.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
28. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1979.
29. Семаго Н.Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.: АРКТИ, 1999.
30. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.
31. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Второй и третий годы жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.
32. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Исключение предмета. – Киев: «Здоровье», 1994.
33. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Таблицы Шульте – Киев: «Здоровье», 1994.
34. Цыганкова О.М. Диагностико-коррекционная работа с детьми. – Мозырь: «Белый ветер», 2002.
35. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 1. – М.: «Владос», 2003.
36. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 3. – М.: «Владос», 2003.
PORTAGE. Программа раннего обучения. М.Уайт, Р.Камерон. NFER-NELSON
|