Исследование когнитивной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование когнитивной сферы



Методика, автор Валидность Периоды Источник  
Дошколь ный Младший школьный Подрост ковый Юноше ский  
                                 
  Тесты Валентайна Определение общего уровня развития, в т.ч. и интеллектуального + + + + + + + + +                  
  Методика В.Ф. Талызиной и Ю.В.Карпова Определение стадии развития интеллекта     + + +                          
  Коробка форм (ящик Сегена) Диагностика перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению + + + + + +                     16,28,13  
  Тест Векслера (адаптированный) Измерение интеллекта детей     + + + + + + + + + + + + + + 10,9  
  Тест Амтхауэра Изучение структуры интеллекта         + + + + + + + + + + + +    
  Тест Витцлака Определение психологической готовности детей к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка       + +                       7, 9, 1  
  Задачи Ж.Пиаже Определение уровня умственного развития детей     + + +                          
  Тест Гудинаф-Харриса Диагностика интеллекта + + + + + + + + + + + + +       9, 27  
  Парные картинки Изучение логической памяти элементарных мыслительных операций   + + +                         10,13  
  Сравнение понятий Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении     + + + + + + + + +           1, 20, 28, 26, 3, 13  
  Нахождение недостающих деталей (Векслер) Исследование уровня развития образного мышления   + + + +                          
  Перцентивное моделирование (Венгер) Исследование образного и схематического мышления     + + +                          
  Методика Б.И.Пинского Выделение закономерностей     + + + +                     3,13  
  Кубики Коса Исследование операций анализа и синтеза на материале внеречевой деятельности, конструктивный праксис   + + + + +                     28,3  
  Таблица Когана Исследование схематического мышления   + + +                            
  «Клипец» Выявление способности к абстрагированию       + + + + +                    
  Методика Ивановой Исследование актуального уровня развития ребенка       + + + + +                    
  Матрица Равенна (детский и взрослый вариант) Исследование уровня интеллектуального развития, концентрации внимания   + + + + + + + + + + + + + + + 16, 17, 21  
  Краткий ориентировочный тест (КОТ) Тест умственных способностей                           + + +    
  Методика «Образец и правило (Венгер А.Л.) Отражает уровень развития наглядно-образного мышления       + + +                        
  Методика «Лабиринт» Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления     + + + +                     27, 13  
  «Самое непохожее» (Венгер) Изучение мышления и восприятия   + + + +                          
  Классификация понятий Изучение словесно-логического мышления     + + + + + + + + + +         16, 28, 3, 13  
  Модификация методики Выготского-Сахарова (Семаго) Исследование уровня сформированности понятийного мышления + + + + +                          
  Методика Замбицявичене Исследование словесно-логического мышления       + + + +                   9, 27  
  Простые невербальные аналогии Выявление характера логических связей и отношения между понятиями     + + +                       29, 13  
  Простые аналогии Выявление характера логических связей и отношений между понятиями               + + + + + + + + + 1, 20 3, 13  
  Исключение лишнего (предметный и словесный варианты) Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки     + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 16, 29, 28, 32, 26, 13  
  Выделение существенных признаков Исследование степени сформированости мыслительных операций         + + + + + + + +         16, 29, 21  
  Парные аналогии Исследование логического мышления         + + + + +                  
  Метафоры, пословицы, поговорки Понимание скрытого и переносного смысла           + + + + + + + + + + + 29, 3, 13  
  Понимание прочитанного текста Особенности понимания, осмысления, запоминания текста           + + + + + + + + + + + 29, 13  
  Понимание сюжетной картины Исследование возможности осмысления изображения, особенностей зрительного восприятия     + + + + + + +               29, 28, 13  
  Сюжетный ряд Исследование умения строить последовательные умозаключения     + + + + + + + + +           28, 13  
  Сформированность пространственных представлений Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов       + + +                     29, 13  
  Понимание временных последовательностей Понимание временных последовательностей         + + + + + + + +            
  Понимание условий задач Исследование понимания условий задач       + + + + + + + + +         29, 13  
  ШТУР Диагностика умственного развития               + + + + + + + + + 9, 27  
  Сложные аналогии Выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей                   + + + + + + + 1, 20, 21  
  Культурно свободный тест на интеллект (CFIT) Р.Кеттела Измеряет уровень интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды           + + + + + + + + + + + 1, 20  
  Тест Керна-Йерасека Определяет функциональную готовность к школьному обучению     + + + + +                   7, 9, 27, 21  
  Непроизвольное запоминание Изучение непроизвольной памяти + + + + +                          
  Произвольное запоминание Изучение произвольной памяти     + + + + + + + + + +            
  Соотношение непроизвольной и произвольной памяти Изучение особенностей памяти, применение специальных приемов запоминания, повышение эффективности мнемической деятельности     + +                            
  Воспроизведение рассказа Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи     + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 28, 3, 13  
  Особенности наглядно-образной памяти детей Изучает, как влияет рассматривание и описание на формирование образа   + +                              
  Методика определения кратковременной памяти Определение объема кратковременной памяти       + + + + + + + + + + +     1, 20  
  10 слов (А.Р.Лурия) Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания     + + + + + + + +             1, 20, 29, 28, 3  
  Запоминание двух групп слов Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания   + + + +                          
  Память на числа Оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема, точности       + + + + + + + + + + + + +    
  Методика «Образная память» Изучение кратковременной памяти       + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 21  
  «Опосредованное запоминание» Леонтьев А.И. Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления         + + + + + + + + + +     1, 20, 28  
  Пиктограмма Исследование особенностей опосредованного запоминания         + + + + + + + + + + + + 1, 20, 28  
  Методика «Оперативная память» Изучение кратковременной памяти                         + + + + 1, 20, 21  
  Узнавание фигур Исследование процессов восприятия и узнавания     + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 29, 3  
  Методика «Домик» Определение уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук     + + + + + +                    
  Графический диктант Выявляет уровень устойчивости внимания и степень отвлекаемости     + + + +                     7, 27, 21, 26  
  Методика «Интеллектуальная лабильность» Исследование способности переключения внимания                             + + 1, 20, 21  
  Корректурная проба (тест Бурдона) Исследование степени концентрации и устойчивости внимания, утомляемость   + + + + + + + + + + + + + + + 1, 20, 29, 21, 26, 3  
  Таблицы Шульте Обследование устойчивости внимания и динамики работоспособности         + + + + + + + + + + + + 1, 20, 29, 28, 33  
  Счет по Крепелину Исследование работоспособности, утомляемости, концентрации внимания         + + + + + + + + + + + +    
  Методика Горбова «красно-черная таблица» Оценка переключения и распределения внимания         + + + + + + + + + + + + 1, 20, 21  
  Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин) Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников             + + +               1, 20  
  Составление пирамиды из колец Исследование степени сформированности представлений о сенсорных эталонах, координацию движений + + +                              
  Составление и выкладывание матрешек Исследование понимания задания, характер выполнения + + +                              
  Разрезные картинки Исследование целостности восприятия и конструктивный праксис + + + + +                       16, 29, 13  
  «Эталоны» (Венгер) Диагностика восприятия, степени обобщенности сенсорных эталонов   + + +                            
  Тест Бендер Исследование зрительно-моторной координации       + +                          
  Узнавание реалистических изображений Выявление особенностей зрительного восприятия, определение активного и пассивного словаря + + + +                         29, 13  
  Узнавание перечеркнутых изображений Целостность восприятия, зрительный гнозис + + + +                            
  Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) Целостность восприятия, зрительный гнозис + + + +                         29, 24  
  Методика Головиной Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений     + + + +                     3, 13  
  Узнавание недорисованных изображений Целостность восприятия, зрительный гнозис + + + +                         29, 13  
  Методика изучения зрительных восприятий М.Я.Басова Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников. Изучение восприятия цвета, формы, пространственных соотношений различной сложности и величины   + + + +                       10, 13  
  Методика «Компасы» Определение пространственных представлений                     + + + + + +    
  Нелепицы Целостность восприятия, возможность практического анализа изображений, выявление чувства юмора   + + + +                       29, 13  
  Дорисовывание Исследование образной и вербальной креативности         + + + +                 16, 13  
  Буквенный гнозис Исследование буквенного гнозиса       + + + +                      

 

 

Список рекомендуемой литературы к Методическим рекомендациям по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе ПМПК

1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996.

2. Барташев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.: «Дело», 1999.

3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: «Роспедагенство», 1994.

4. Богомолов В. Тестирование детей. – Ростов н\Д.: «Феникс», 2003.

5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. М.: АРКТИ, 2001.

6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 2002.

7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития \под ред. Стребелевой Е.А. – М.: «Полиграф сервис», 1998.

9. Детская психодиагностика и профориентация. \Под ред. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников \Под ред. Коломинского Я.Л., Е.А.Панько. – Мн.: «Універсітэтскае”, 1997.

11. Дыгун М.А. Диагностика готовности к обучению в школе. Выпуск 2 – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 1997.

12. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Мелицина, 1981.

13. Забрамная С.Д, Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: «ВЛАДОС», 2002.

14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.: «Просвещение», 1991.

15. Комкова Е.И. Диагностика интеллекта детей дошкольного возраста.

16. Методическое пособие по курсу «Диагностика познавательной сферы ребенка» - Мн.: БГПУ им.М.Танка, 1998.

17. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1997.

18. Михайловская Е.Л., Осипова Е.А., Чуменко Е.В. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии. – Мн.: АПО, 1999.

19. Основы психологии. Столяренко Л.Д. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 1997. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. – Самара: «БАХРАХ», 1999.

20. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1999.

21. Психологические тесты \под ред. Ахмеджанова Э.Р. – М.: «СВЕТОТОН», 1995.

22. Психологические тесты. Том 1 /Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.

23. Психологические тесты. Том 2 \Под ред. Карелина А.А. – М.Владос, 2000.

24. Психология. Немов Р.С. Книга 3. – м.: «Владос», 1999.

25. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: «Флинта», 1998.

26. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психологические методы изучения личности. – М.: «Флинта», 2003.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. – М.: «ВЛАДОС», 1998.

28. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1979.

29. Семаго Н.Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.: АРКТИ, 1999.

30. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.

31. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Второй и третий годы жизни. – Мн.: «Открытые двери», 1997.

32. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Исключение предмета. – Киев: «Здоровье», 1994.

33. Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Таблицы Шульте – Киев: «Здоровье», 1994.

34. Цыганкова О.М. Диагностико-коррекционная работа с детьми. – Мозырь: «Белый ветер», 2002.

35. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 1. – М.: «Владос», 2003.

36. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Часть 3. – М.: «Владос», 2003.

PORTAGE. Программа раннего обучения. М.Уайт, Р.Камерон. NFER-NELSON



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.042 с.)