Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понимание эмоционального интеллекта

Поиск

Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Данный концепт завоевал достойную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить наиболее целостно адаптивные возможности индивида чрез его знание, умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в разных видах социальной активности.

Поначалу понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Тем не менее, на современном этапе исследования эмоционального интеллекта считаются вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, однако имеет собственную специфику. Поэтому данные два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области. Публикация в 1995 г. книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мейер и П. Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других[2].

В 1990 г. они разработали одну из первых и более известную модель данного конструкта. Тогда же они начали разработку методики для изучения эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они дорабатывали и улучшали теоретическую модель. Также изменялась и методика, пока в 2002 г. не был создан MSCEIT V2.0 (The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test) – стандартизированный тест для измерения эмоционального интеллекта. Работы по изучению эмоционального интеллекта именно в рамках теории Мейера, Сэловея и Карузо активно продолжаются сейчас в Йельском университете под руководством Питера Сэловея.

Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо в 1990 г. такова.

1. Оценка и выражение эмоций: собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия).

2. Регуляция эмоций: собственных; других людей.

3. Использование эмоций: гибкое планирование; творческое мышление; переключение внимания; мотивация.

В дальнейшем данная структура была доработана. В настоящее время она включает четыре компонента, которые совокупно описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности:

• безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;

• использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;

• понимать значение эмоций;

• управлять эмоциями.

Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментaльные способности:

• осознанная регуляция эмоций;

• понимание (осмысление) эмоций;

• ассимиляция эмоций в мышлении;

• различение и выражение эмоций.

Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в собственном подробном обзоре изучений эмоционального интеллекта выделяют две главных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения. Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В данной модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в данном подходе различаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение конкретно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. К примеру, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i (Bar-On Emotional Quotient Inventory) включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение.

Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, основанным на смешанных моделях, возникает вопрос о способности человека адекватно расценивать свои эмоции и управлять ими. Важные и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников говорят о том, что данные методики измеряют разные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как единой когнитивной способности? Этот вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта – в работе Д. Ушакова. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, так как постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Схожее решение дает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности – обобщенной и опосредованной». Гарднер полагает множественность интеллектов. Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет лишь те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер. До определенной величины (средних значений) креативность тесно связана с показателями интеллекта, в дальнейшем она не зависит от роста интеллектуальных способностей (при больших показателях интеллекта креативность может оставаться на весьма средних значениях). Такое же отношение мы видим и при исследовании модели психического – способности понимать психические состояния свои и другого. Средний уровень интеллекта необходим, но не достаточен для развития данной способности, что особенно ярко проявляется при изучении аутистов со средними и выше среднего показателями интеллекта.

Не меньший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят перечень методик и отдельных шкал для их измерения. Сюда входят такие конструкты, как темперамент, обработка информации, уверенность в собственной эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и умения.

Таким образом, можно сказать, что эмоциональный интеллект не содержит в себе единые представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения.

В соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:

• способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;

• способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;

• способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления;

• совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают воздействие на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;

• эмоционально-интеллектуальная деятельность.

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта владеют выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает наиболее высокую адаптивность и эффективность в общении.

В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отображают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отображает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Конечный продукт эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отображения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. В конечном счете эмоциональный интеллект лежит на базе эмоциональной саморегуляции, что крайне важно для преодоления таких негативных эмоциональных состояний, как синдром эмоционального выгорания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.135.247 (0.007 с.)