Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понимание эмоционального интеллекта↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Данный концепт завоевал достойную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить наиболее целостно адаптивные возможности индивида чрез его знание, умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в разных видах социальной активности. Поначалу понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Тем не менее, на современном этапе исследования эмоционального интеллекта считаются вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, однако имеет собственную специфику. Поэтому данные два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области. Публикация в 1995 г. книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мейер и П. Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других[2]. В 1990 г. они разработали одну из первых и более известную модель данного конструкта. Тогда же они начали разработку методики для изучения эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они дорабатывали и улучшали теоретическую модель. Также изменялась и методика, пока в 2002 г. не был создан MSCEIT V2.0 (The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test) – стандартизированный тест для измерения эмоционального интеллекта. Работы по изучению эмоционального интеллекта именно в рамках теории Мейера, Сэловея и Карузо активно продолжаются сейчас в Йельском университете под руководством Питера Сэловея. Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо в 1990 г. такова. 1. Оценка и выражение эмоций: собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия). 2. Регуляция эмоций: собственных; других людей. 3. Использование эмоций: гибкое планирование; творческое мышление; переключение внимания; мотивация. В дальнейшем данная структура была доработана. В настоящее время она включает четыре компонента, которые совокупно описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности: • безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; • использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности; • понимать значение эмоций; • управлять эмоциями. Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментaльные способности: • осознанная регуляция эмоций; • понимание (осмысление) эмоций; • ассимиляция эмоций в мышлении; • различение и выражение эмоций. Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в собственном подробном обзоре изучений эмоционального интеллекта выделяют две главных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения. Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В данной модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в данном подходе различаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение конкретно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. К примеру, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i (Bar-On Emotional Quotient Inventory) включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение. Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, основанным на смешанных моделях, возникает вопрос о способности человека адекватно расценивать свои эмоции и управлять ими. Важные и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников говорят о том, что данные методики измеряют разные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как единой когнитивной способности? Этот вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта – в работе Д. Ушакова. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, так как постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Схожее решение дает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности – обобщенной и опосредованной». Гарднер полагает множественность интеллектов. Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет лишь те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер. До определенной величины (средних значений) креативность тесно связана с показателями интеллекта, в дальнейшем она не зависит от роста интеллектуальных способностей (при больших показателях интеллекта креативность может оставаться на весьма средних значениях). Такое же отношение мы видим и при исследовании модели психического – способности понимать психические состояния свои и другого. Средний уровень интеллекта необходим, но не достаточен для развития данной способности, что особенно ярко проявляется при изучении аутистов со средними и выше среднего показателями интеллекта. Не меньший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят перечень методик и отдельных шкал для их измерения. Сюда входят такие конструкты, как темперамент, обработка информации, уверенность в собственной эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и умения. Таким образом, можно сказать, что эмоциональный интеллект не содержит в себе единые представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения. В соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как: • способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний; • способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; • способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления; • совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают воздействие на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды; • эмоционально-интеллектуальная деятельность. Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта владеют выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает наиболее высокую адаптивность и эффективность в общении. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отображают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отображает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Конечный продукт эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отображения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. В конечном счете эмоциональный интеллект лежит на базе эмоциональной саморегуляции, что крайне важно для преодоления таких негативных эмоциональных состояний, как синдром эмоционального выгорания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.135.247 (0.007 с.) |