Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений



Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

 

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, было выявлено, что наиболее сформированной является фаза: «Резистенции» - сопротивление психологических защит. Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения. В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.

Фазы «напряжения» и «истощения» выражены не столь явно. Результаты отражены на рис. 1

 

Рис.1

 

Таким образом, мной было установлено, что низкий уровень эмоционального интеллекта педагогов действительно сочетается с достаточно ярко выраженными признаками эмоционального выгорания. Необходимо подтвердить связь исследуемых мною данных показателей с помощью математических методов. Применялся корреляционный анализ данных по Пирсону. Результаты отражены в Приложении (табл. 2).

В результате корреляционного анализа были установлены взаимосвязи между следующими показателями. Общий уровень Эмоционального интеллекта связан с показателями «Эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «управление эмоциями других людей». Это является вполне закономерным, т.к. все названные выше показатели входят в структуру эмоционального интеллекта. Не обнаружено значимой корреляции между показателями «Эмоциональная осведомленность» и «Управление своими эмоциями». Можно предположить, что испытуемые, хорошо осознавая свои эмоции, не в полной мере способны их контролировать в процессе профессиональной деятельности. Это подтверждается крайне низким средним значением показателя «Управление своими эмоциями» (1, при норме 8-13).

При соотнесении показателей эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания были выявлены значимые корреляционные взаимосвязи между показателями «эмоциональная осведомленность» и «фаза истощения».

Корреляция между «Эмоциональной осведомленностью» и «фазой истощения» может объясняться тем, что лица с низким уровнем эмоциональной осведомленности часто не осознают в полной мере развитие синдрома выгорания. Тем самым, они игнорируют симптомы выгорания, не обращая на них внимание. В таком случае, баллы по показателю «фаза истощения» у таких испытуемых могут быть занижены.

Кроме того, было установлено наличие значимой корреляционной связи между показателями «фаза истощения» и «управление эмоциями других». Данная взаимосвязь, на мой взгляд, является закономерной, т.к. влияние на эмоциональное состояние учащихся в учебно-воспитательном процессе является для педагогов весьма энергозатратным и довольно часто приводит к развитию симптомов эмоционального выгорания. Это наиболее сложная составляющая педагогической деятельности.

Выявленные мною в ходе исследования корреляционные взаимосвязи отражены на рис. 2

 

Рис.2

Выводы:

1. Было установлено, что у педагогов наблюдается низкий уровень эмоционального интеллекта (как общий показатель ЭИ, так и отдельные его составляющие). Возможно, причиной этого является недостаточная психологическая осведомленность испытуемых, отсутствие целенаправленной работы психолога с педагогическим составом, а также (как следствие) развитие синдрома эмоционального выгорания.

2. По результатам исследования эмоционального выгорания установлено, что в среднем у испытуемых преобладает фаза резистенции. (характеристика этой фазы).

3. Выявлены значимые положительные корреляционные связи между показателями: «Общий уровень ЭИ» и «фаза истощения», «эмоциональная осведомленность» и «фаза истощения», «управление эмоциями других» и «фаза истощения».

4. Не обнаружено значимой корреляции между показателями развития эмоционального интеллекта: «Эмоциональная осведомленность» и «Управление своими эмоциями». Можно предположить, что испытуемые, хорошо осознавая свои эмоции, не в полной мере способны их контролировать в процессе профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональный интеллект — устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей; в частности, ЭИ может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия.

В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций; пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении; различению и выражению эмоций.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гоулман, Д. Деструктивные эмоции Текст. / Д. Гоулман // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 672 с.

2. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Текст. / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. 3- изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.

3. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении Текст. / В.В. Бойко // СПб.: Питер.- 1999. 105 с.

4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других Текст. / В.В. Бойко // М.: Информац. издат. дом «Филин», 1996. 472 с.

5. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166–168.

6. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91–96.

7. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.

8. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.

9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 242–244.

11. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25–29.

12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. – № 12. – С. 137-140.

14. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.

15. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.

16. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250.

17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133–179.

18. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

19. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.

20. Слепкова В.И., Liet T. De Vries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130–137.

21. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109–125.

22. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3–14.

 

 

Приложение

Таблица 1

  Эмоциональный интеллект Эмоциональное выгорание
Общий уровень Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Управление эмоциями других людей Напряжение Резистенция Истощение
                   
      -2            
                   
                   
                   
                   
    -2     -1        
                   
                   
      -13 -1          
                   
                   
  -7   -7   -1 -3      
                   
                   
                   
  -28 -3 -5 -3 -7 -10      
  -7   -3 -2   -7      
  -39 -1 -12 -3 -8 -15      
      -2            
  28,05 7,25   6,9 6,8   32,55   34,75

 

Таблица 2

  Общий уровень Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Управление эмоциями других людей Напряжение Резистенция Истощение
Общий уровень х 0,7676 0,7547 0,8908 0,9401 0,9429 0,3531 0,3517 0,4297
ЭО   х 0,3684 0,5359 0,7327 0,7144 0,3939 0,1700 0,5835
УСЭ     х 0,7076 0,5567 0,6187 0,1863 0,2044 0,1358
С       х 0,8337 0,7710 0,2478 0,3634 0,1934
Э         х 0,9032 0,2969 0,3386 0,4127
УЭД           х 0,3935 0,3963 0,5101
напряжение             х 0,5761 0,6513
резистенция               х 0,4153
истощение                 х

 


[1] Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию / под общей редакцией В.П. Зинченко. - 15-е международное издание. - СПб, Прайм-Еврознак, 2007. – с. 58

[2] Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. С 32 Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. - М.: Изд-во «Ин­ ститут психологии РАН», 2010. - 176 с. (Методы психологии)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.111 (0.018 с.)