Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Перечень компетенций и этапы их формирования
Код и наименование компетенции
| Этапы формирования компетенции (семестр / раздел / тема дисциплины)
| Дескрипторные характеристики компетенции
(основные признаки)
| ПК-3
способность к диагностике качества профессионального образования, в т.ч. уровня профессионального мировоззрения, системы материального и морального стимулирования учебной и профессиональной деятельности
| Семестр 1
Темы 1-29
1. Три аспекта бытия науки. Позитивистская традиция в философии науки
2. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани
3. Интернализм и экстернализм во взглядах на научную деятельность
4. Ценность научной рациональности
5. Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей
6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления
7. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами
8. Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки
9. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в)
10. Научное знание как сложная развивающаяся система. Особенности эмпирического и теоретического языка и уровней науки
11. Научная картина мира и её исторические формы. Философские основания науки. Научная интуиция, логика и методология науки
12. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации науки и в науке.
13. Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования
14. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
15. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
16. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука
17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
18. Научные школы и подготовка научных кадров
19. Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика
Темы 20- 29
20. Современные процессы дифференциации и интеграции наук
21. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений о научных системах
22. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов
23. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания
24. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации
25. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук
26. Философия техники и методология технических наук
27. Природа ценностей и их роль в научном познании
28. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
29. Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности
| Знатьметодику диагностирования качества образования (тесты, опросники, наблюдение).
Уметьанализировать уровень профессионального мировоззрения.
Владетьнавыками материального и морального стимулирования, с учетом мировоззренческих основ профессиональной деятельности.
| УК-1
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
| Темы 30- 40
30. Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания.
31. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов
32. Компьютеризация науки и её социальные последствия
33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов
34. Развитие системных и кибернетических представлений в технике
35. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания
36. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
37. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
38. Структура научного знания
39. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
40. Наука как социальный институт
| Знать
методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач
Уметь
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
Владеть
навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
| УК-2
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
| Семестр 1
Темы 1-19
1. Три аспекта бытия науки. Позитивистская традиция в философии науки
2. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани
3. Интернализм и экстернализм во взглядах на научную деятельность
4. Ценность научной рациональности
5. Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей
6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления
7. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами
8. Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки
9. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в)
10. Научное знание как сложная развивающаяся система. Особенности эмпирического и теоретического языка и уровней науки
11. Научная картина мира и её исторические формы. Философские основания науки. Научная интуиция, логика и методология науки
12. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации науки и в науке.
13. Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования
14. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
15. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
16. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука
17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
18. Научные школы и подготовка научных кадров
19. Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика
| Знать
историю становления философского знания, труды ведущих мыслителей-философов; основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; роль философии как мировоззрения, общей методологии познания и ценностно- ориентирующей программы; основные философские категории, методы и приёмы философского анализа проблем, философские системы и школы; научную, философскую и религиозную картины мира, проблематику основных разделов философского знания.
Уметь
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать первоисточники в практике семинаров и экзаменов; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать первоисточники в практике семинаров и экзаменов; раскрыть смысл выдвигаемых идей. Представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике; отличать научную постановку вопросов от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира.
Владеть
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения; навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения;
Иметь навык
к абстрактному и аналитическому мышлению, навык работы с учебной и научной литературой.
Быть способным
использовать философские знания для самоанализа. Уметь ставить перед собой мировоззренческие цели и задачи; использовать эмоциональные и волевые особенности психологии личности, к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, уметь погашать конфликты, к социальной адаптации, коммуникативности, толерантности.
| Темы 20- 29
20. Современные процессы дифференциации и интеграции наук
21. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений о научных системах
22. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов
23. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания
24. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации
25. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук
26. Философия техники и методология технических наук
27. Природа ценностей и их роль в научном познании
28. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
29. Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности
| Знать
историю становления философского знания, труды ведущих мыслителей-философов; основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; роль философии как мировоззрения, общей методологии познания и ценностно- ориентирующей программы; основные философские категории, методы и приёмы философского анализа проблем, философские системы и школы.
Уметь
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать первоисточники в практике семинаров и экзаменов; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать первоисточники в практике семинаров и экзаменов.
Владеть
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения;
Иметь навык
к абстрактному и аналитическому мышлению, навык работы с учебной и научной литературой.
| Темы 30-40
30. Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания.
31. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов
32. Компьютеризация науки и её социальные последствия
33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов
34. Развитие системных и кибернетических представлений в технике
35. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания
36. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
37. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
38. Структура научного знания
39. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
40. Наука как социальный институт
| Знать
научную и философскую картины мира, проблематику основных разделов философского знания.
Уметь
раскрыть смысл выдвигаемых идей. Представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике; отличать научную постановку вопросов от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира.
Владеть
навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, методами философского анализа, постановке цели и выбору путей ее достижения;
Быть способным
использовать философские знания для самоанализа. Уметь ставить перед собой мировоззренческие цели и научные задачи в процессе работы над диссертацией.
|
|