Общая характеристика методической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика методической системы



Заказ общества сегодня - это подготовить ученика, который должен обладать умением творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни. Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно-ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения истории и обществознанию. Исходя из вышеизложенного, и была разработана методическая система учителя, т.е. упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся.

Методическая система нацелена на воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире. Реализуется через систему следующих условий:

- Развитие у учащихся естественной потребности познания окружающего мира;

- Формирование системного диалектического мышления;

- Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;

- Формирование навыков работы с информацией;

- Формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам;

- Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

Функции методической системы:

1) Гносеологическая (познание учебного процесса как объекта конструирования; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач).

2) Гуманистическая (направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного опыта).

3) Нормативная (поддерживает соблюдение педагогических норм, правил учебно-воспитательного процесса).

4) Проектировочная (осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта; выбор наиболее эффективных технологий).

5) Социальная компетентность (сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства).
6) Рефлексивная (осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности; создание условий для развития рефлексии).

Педагогические принципы, используемые в работе:

- Принцип научности;

- Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

- Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;

- Принцип индивидуализации;

- Педагогический гуманизм;

При этом осуществляю оптимальный отбор методов, средств и форм обучения и воспитания. Формы занятий выбираю исходя из возрастных особенностей и уровня подготовленности класса.

Общая характеристика методического стиля: «Творческий» - модель методической системы учителя, где ведущими являются цели-ценности, на основе использования ИКТ создается образовательная среда, способствующая творческому развитию. «Мастерский» - в данной модели ведущими становятся цели-ценности, использование средств ИКТ направленно на организацию проектной деятельности, взаимодействие учащихся между собой в творческих группах, что способствует расширению содержания предмета, осуществлению межпредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности, т.е. возможность комбинирования инновационных оргформ с традиционными. Осуществляется возможность деятельностного подхода, формирование коммуникативной, информационной компетентностей. В данной модели ведущими становятся цели-ценности, использование коммуникативной, информационной компетентностей. Ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы.

В современной школе объективной потребностью является разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, имеющих целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом. Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении успешными будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся.

На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий (мастерская, технология проектного обучения, технология игрового обучения, технология индивидуализированного обучения и т.д.), но, учитывая требования сегодняшнего времени, хочу остановиться на применении информационных технологий обучения на уроках истории и обществознания. К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующее: возможность конструирования информационного материала при помощи компьютера для конкретного урока; возможность сочетания различных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. Уроки с использованием компьютера мною проводится наряду с обычными занятиями, компьютерная поддержка является одним и компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Методы организации обучения с применением персонального компьютера следующие:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемно-поисковый

- исследовательский

- самостоятельной работы

- формирования познавательного интереса

Более успешным является применение проблемного и исследовательского методов. Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учеников. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какой-либо темы, создавая свою презентацию. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества. Методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры – викторины, игра по станциям, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ученика, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.

Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (создание буклета, презентаций). Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Таким образом, в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

В классной и внеклассной работе большое место отвожу кол­лективным формам работы с включением деловых игр, театрализации. Провожу дискуссии, обсуждаю возникающие проблемы, беседую о чувствах, потребностях, сомнениях ребят. Такие формы работы способствуют тому, что ребята учатся внима­тельно выслушивать друг друга, проявлять уважение и интерес к чужим идеям, мыслям, заботиться о чувствах одноклассников.

В моей деятельности стали реальностью следующие условия, которые помогают учащимся проявить свои интересы:

- разные типы заданий, побуждающих к творчеству;

- бережное отношение к индивидуальному стилю, ритму, тем­пу работы учащихся;

- разные формы организации учащихся во время работы (ин­дивидуальная, фронтальная, парная, групповая);

- образовательные события углубленного изучения (образова­тельные выезды, праздники, экскурсии, детские проекты).

Добиться устойчивого улучшения состояния здоровья учащихся считаю возможным только с учетом рациональной организации внеурочной деятельности и организацией ежедневного «здорового урока». Система мероприятий, используемых мной в учебно-воспитательном процессе, включает следующие компоненты здоровьесберегающих технологий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.011 с.)