Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация отношения учителей к нововведениям.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Всякое новшество, которое внедряется в образование и воспитание требует больших усилий, много времени и средств для своей реализации, а значит необходимо мотивированное доказательство необходимости происходящего. Мотивы любого дела представляют собой двигательную силу для преодоления препятствий и условий успешной работы. Нововведения сложный процесс, который зависит от интенсивности мотивированных действий его участников на всех этапах. Основные мотивы новаторского процесса: 1) стремление стимулировать учеников к большей активности в учебно-воспитательном процессе (40,5%) 2) утверждение новаторства в школе (31,5%) 3) удовлетворение требований общества (14,5%) 4) убежденность в повышении эффективности работы (11%) 5) «дань моде» (2,5%). Из этих данных видно, что большинство учителей применяют новшества, чтобы стимулировать ученическую активность. Второй мотив нововведений связан со статусом школы в современном обществе (гимназия, лицей, средняя школа, частная школа). Основные факторы, оказывающие влияние на внедрение новшеств: 1) общественно-моральное признание 2) материальное поощрение 3) снижение обязательного фонда рабочих часов 4) приоритет при внедрении. Материальные условия (помещение, оборудование) для внедрения новшеств в сферу образования: очень хорошие – 12%, хорошие – 27,5%, удовлетворительные – 33%, неудовлетворительные – 27,5%. Материальные условия в образовательной технологии: очень хорошие – 7%, хорошие – 14%, удовлетворительные – 26%, неудовлетворительные – 53%. Анализируя данные по фактору благоприятных условий, можно сделать вывод, что в целом преподаватели довольны деятельностью различных учреждений по созданию благоприятных условий для внедрения новшеств; в большей степени – внутренними школьными факторами, в меньшей – внешними. На решение школы внедрять новшества в обучение или нет, значительное влияние оказывает отношение к инновациям в районе, городе, области. Влияние общественной среды на внедрение новшеств в образование и воспитание: · стимулирует все новшества в образовании (некритическое отношение к новшествам) – 8%. · стимулирует только некоторые новшества в образовании (правильное отношение) – 44%. · безразлична к новшествам в образовании (не помогает и не мешает) – 46%. · консервативно относится (против введения новшеств в образование) – 2%. Инициаторы нововведений в образовании: · директор школы – 1428 случаев; · учительский коллектив – 1387; · учреждения по развитию образования и воспитания – 1378; · классные руководители – 1262; · самоуправленческие органы школы 1033; · министерство по образованию 1033; · общественно-политические объединения школы – 984; · школьники 891; · родители 752. Директор, как основной руководитель школы стоит на первом месте по внедрению новшеств. И это правильно, так как каждое нововведение должно исходить из анализа состояния дел в школе и осознанной потребности в том, что нововведение улучшит это состояние, а это лучше всего должен знать директор и учительский коллектив. Внеплановое, спонтанное внедрение новшеств в школах, когда нет разработанной методологии и системы, когда внедрение пущено на самотек не принесет желаемых результатов, а станет только «данью моде». Препятствия и трудности в применении новшеств: · отсутствие благоприятных материальных условий – 63%; · несвоевременная и неполная информация – 16,5%; · отсутствие материальной помощи – 8%; · потребность во времени – 7,5%; · разногласия в коллективе – 4%; · прочие трудности – 1%. Причины отказа от новшеств: · отсутствие благоприятных материальных условий и средств – 73,5%; · не выявилась эффективность новшеств – 13,5%; · не выделение дополнительно времени, необходимого для внедрения данного новшества – 9%. Исследования показали, что с наибольшей скоростью внедряются новшества в содержании образования, затем с достаточной умеренностью в организации обучения и более медленно в образовательной технологии. В качестве причин медленного внедрения новшеств в образовательную технологию и организацию обучения на первое место вышли материальные, слабая оснащенность школ техникой и дидактическими средствами. Можно заключить, что новшества в содержании образования реализуются гораздо чаще, быстрее, более основательно, а главное, массово. Новшества в образовательной технологии внедряются медленнее, скорее поверхностно и недостаточно массово. Для освоения и распространения новшеств важен способ их внедрени я, то откуда поступает инициатива: 1) новшества, вводимые законом и другими нормативными актами – 57%; 2) новшества, вводимые по инициативе школы и учителей – 17%; 3) другие причины – 26%. Мнению учащихся о новшествах: 1) для получения улучшенных результатов – 58% 2) для облегчения обучения – 72,5% 3) новшества облегчают работу учителя – 12% 4) из-за моды – 2%. Подготовленность учителей к восприятию и применению новшеств Индикатором подготовленности учителей к восприятию и применению новшеств в образовании являются следующие элементы: · успех студентов на первом году обучения в педагогическом институте; · мотив выбора профессии учителя; · успех студентов, выбравших профессию учителя, за время обучения в институте; · информированность о новшествах и готовность к их практическому применению. По данным исследований, можно заключить, что качество учащихся, поступивших на учебу в педагогические заведения, является средним. Это значит, что нас ожидает неудовлетворительный контингент будущих учителей. Вместо того, чтобы вести отбор способных молодых людей, которые сознательно и с любовью к детям, выбрали профессию учителя, в педагогические вузы поступают довольно слабые учащиеся (мотивы их поступков мы не обсуждаем). Известна старинная истина: посредственный учитель посредственно работает и добивается посредственных результатов, а для работы в области модернизации и новшеств в образовании и воспитании необходимы высококвалифицированные кадры. И еще один аспект заслуживает внимания: очень малый процент студентов, окончивших педагогический вуз, идут работать учителями. Вот некоторые причины, которые отталкивают молодых от профессии учитель: · низкие доходы в образовании · слабые перспективы для перехода на лучшую должность · недооценка образования – неблагоприятный статус в обществе · трудности и большая ответственность за воспитание детей · шансы работать учителем есть только в селе, а там жить не хочется. Профессиональная подготовленность к учительской деятельности – безусловно важный фактор ее успеха, а для новаторств, творческого отношения к делу – первейшее условие. Следующим важным фактором для успешного внедрения новшеств является информированность учителей о предстоящей работе. Информацию о новшествах будущие учителя получают прямо – через все формы обучения (семинары, дискуссии) и косвенно – через средства массовой информации. Способы и критерии выбора и внедрения новшеств
Мы уже говорили, что новшества в образовании и воспитании имеют в основном спонтанный характер. Отсутствует специальная система, план и программа внедрения новшеств, как нет и специальных критериев оценки введенных новшеств. Не все новшества следует автоматически считать хорошими, полезными, положительными. Нельзя новшества принимать или отрицать без тщательной их проверки. Для выбора новшеств необходима предварительная подготовка, а сам выбор следует проводить по определенным критериям. До сих пор нет специализированных баз для экспериментальной и научной проверки новшеств для внедрения в педагогическую практику. Важно, чтобы был создан какой-либо научный эксперимент, с помощью которого можно было бы указать хорошие и плохие стороны конкретного новшества. Это необходимо для успешного применения новшества и хорошо бы увидеть как оно «вписывается» в реальные условия работы школы. Каждое новшество должно «пустить корни» в конкретные условия, в «почву» школы, где происходит внедрение. Новшество не может существовать само по себе, оно успешно развивается только в конкретных условиях. Вот ответы на вопрос: «Существует ли экспериментальная проверка новшеств, применяемых в образовательно-воспитательный процесс?» Проверку проводил лично учитель – 30% Проверку проводила школа – 14% Проверку не проводил никто – 56% Мы видим, что наибольший процент новшеств вводится в образовательно-воспитательный процесс без предварительной проверки их подлинной ценности. Данные говорят о том, что нет разработанной системы планирования и внедрения новшеств, поэтому многие учителя сами готовятся к внедрению новшеств, если не сказать, что сами их придумывают. Действия учителей при подготовке к внедрению новшеств: 1. Изучают специальную литературу – 80% 2. Анализируют чужой практический опыт – 5% 3. Экспериментально проверяют ценности новшества – 7% 4. Разрабатывают специальные планы-проекты внедрения новшеств – 2% 5. Разрабатывают инструменты наблюдения за внедрением новшеств 0% 6. Консультируются со специалистами – 6% В целом можно сделать вывод, что большинство учителей не получают конкретной помощи в реализации новшеств, а предоставлены сами себе. Такое положение дел вызывает озабоченность. Помощь должна быть организована на постоянной основе, так как она приносит пользу и тому, кто ее получает и тому, кто ее оказывает. Оценка нововведений в образовании На вопрос: «Осуществляется ли специальная оценка нововведений, применяемых в школах?» были получены следующие ответы: осуществляется – 10%, не осуществляется – 90% (без комментариев!). Большинство учителей (86%) не передают полученных результатов и накопленный опыт по применению новшеств за пределы школы. В настоящее время с использованием информационных технологий появилась возможность говорить о своем опыте работы в ИНТЕРНЕТЕ, иметь свой сайт, участвовать в телеконференциях. Подробно об этом можно прочитать в методическом пособии «Методико-информационные технологии в обучении» (составители Б.Е.Железовский, Н.Г.Недогреева)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.007 с.) |