Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение с помощью других современных технических средств.

Поиск

В данном случае имеется в виду графоскопы, фланелеграфы, графопроектор, кодоскоп, фильмоскоп, диапроектор.

Практическое занятие 5.

Тема: Использование средств ТСО на уроках физики.

Задание: подготовить дидактический материал к уроку (кодограмма, слайд и т.д.).

Учебные лекции.

Известно, что лекционная форма работы со школьниками ведется с первой половины 20 века, она помогает учащимся развивать свои индивидуальные способности. Использование лекционных занятий наиболее распространено на второй ступени обучения, т.е. в 10-11 классе, когда сформированы личностные качества для включения в данный вид работы. Сегодня использование лекционных занятий является наиболее распространенной и совершенной формой обучения. Ее массовому распространению в области образования способствует относительно богатая информационная сеть и достаточно эффективное практическое применение.

В настоящее время созданы условия для подготовки хорошей учебной лекции. Это в первую очередь информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ и разнообразные электронные методические и дидактические материалы. Подготовка хорошей, интересной лекции с различными демонстрационными опытами, использованием ТСО и других современных средств – это трудное, но благодарное дело. Лекция не может быть подготовлена на много лет, так как жизнь идет, наука развивается.

Практическое занятие 6.

Тема: Учебные лекции в курсе физики средней школы.

Задание: разработать лекцию по теме с учетом большого количества учебников и учебных материалов, а также современных данных, используя учебно-наглядные пособия или дидактические материалы.

Учебный фильм.

Учебный фильм как динамическое визуальное учебное средство был создан в 19 веке, но до сих пор привлекает педагогов. В связи со своей динамичностью и возможностью комбинирования с другими средствами, такими как речь, текст, рисунки, чертежи и т.д., возможность использования на всех видах уроков и в связи с тем, что он не требует специальной подготовки от учителя, учебный фильм является одной из самых часто встречающихся форм работы. Ограничивающим фактором является нехватка хороших фильмов и проекторов. В настоящее время учебный фильм все больше заменяет компьютерная анимация.

Школьные радиопередачи.

Раньше было много различных учебных радиопередач по разным предметам для разных классов. Школьные радиопередачи по предмету хороши тем, что можно услышать голоса выдающихся ученых, биографии великих ученых, интересную современную информацию. Такая форма обучения интересна своей необычностью, приносит хорошие результаты, дает возможность узнать лучше историю предмета.

Ограничивающим фактором является плохое снабжение школ радиоаппаратурой, необходимостью согласования радиопередач с общим школьным расписанием. Хороший выход – создание радиоаппаратуры в кружке и использование автономно на конкретном уроке.

Проигрыватель.

Проигрыватель относится к относительно старой аудиовизуальной технике. Как звуковое техническое средство для воспроизведения записанного на пластинку, оно используется в обучении много лет и в различных предметах. Использование проигрывателя восполняет некоторые недостатки использования радиопередач и наоборот. Ограничивающим фактором является низкое качество проигрывателей и пластинок, а также отсутствие обучающих пластинок.

Обучение в общественной среде.

В истории педагогики есть исследователи, упрекающие систему образования и школу в плохой связи с обществом и общественно средой. Образование и школа должны быть тесно связаны с жизнью и общественной средой, в которой они находятся.

Одной из организационных форм обучения в общественной среде является тематическая учебная экскурсия на предприятие. До начала 90-х годов экскурсии включались в учебную программу по физике в качестве обязательной составляющей, на их проведение отводилось определенное число учебных часов. В настоящее время нет жестких требований к данному виду работы. Целью экскурсий является знакомство с новыми достижениями науки и их использование в современном производстве. Экскурсии должны носить политехнический и профориентационный характер.

Телевизионные передачи.

Телевидение также относится к нетрадиционным средствам обучения. Раньше было много учебных передач на нашем телевизионном экране (лет 15 назад). Сегодня об использование ТВ-передач в образовании вообще не стоит говорить. Главное неудобство заключается в том, что передачи жестко связаны временем телеэфира. В настоящее время возрождаются учебные телепередачи на российском телевидении. Хотя недостатки у них остаются прежние, изучение учебных предметов идет в неудобное время. Использовать эту информацию можно только путем перезаписи, а это создает определенные трудности для школьного учителя.

Кабинетное обучение.

Кабинетное обучение, т.е. проведение урока в отдельном специально оборудованном помещении – кабинете повсеместно применяется в современной школе. Современные кабинеты хорошо оборудованы, оснащены учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, техническими средствами обучения. Кабинетная система повышает ответственность учащихся за сохранность мебели и оборудования. В современных школах появляются дорогостоящие кабинеты: лингафонный кабинет, электронные классы. В свою очередь кабинетная система требует материальной базы и подготовленные педагогические кадры. Учитывая многократную пользу кабинетной системы этому способу обучения надо уделять большое внимание.

Магнитофон.

Магнитофон как звуковое обучение находит широкое практическое применение в обучении, по сравнению с радио и проигрывателем, поскольку с его помощью можно записывать и радиопередачи и воспроизводить их в удобное время.

Проблемой является естественно материальная сторона. К этому следует еще добавить и отсутствие лаборантских кадров для работы с данной аппаратурой (записать, воспроизвести и т.д.). Чаще всего магнитофоны применяются на уроках иностранных языков.

Проблемное обучение.

Проблемное обучение или, точнее, обучение с решением проблем, применяется достаточно широко. Появление проблемного обучения связано с новейшими исследованиями в психологии и педагогике и тесно связаны с изменением задач, стоящими сегодня перед обучением и воспитанием вообще.

Исследования показывают, что умственные силы и способности ребенка к мышлению иногда недооцениваются. При этом используется содержание, организация и методика работы, приспособленные и направленные в основном на развитие памяти. Сегодня от учителя требуется делать акцент на развитие мыслительных способностей, а это предполагает иную структуру учебных программ. Сегодня со всей серьезностью ставится вопрос не только о количестве, но и о качестве учебного материала, вводимого в учебные программы. Учебный материал должен быть такой структуры, которая давала бы возможность успешного развития логического мышления и особенно творческого. Учебы с решением проблем считается мощным и эффективным средством развития творческого мышления учеников, поскольку мышление развивается через работу мысли, осуществление мыслительных операций.

Проблемное обучение, как форма работы, находится в состоянии постоянного развития. Ее подлинные ценности и преимущества над классическими формами организации учебы очевидны, ее применение не требует никаких материальных затрат. Ограничивающими факторами является чрезмерно большие учебные программы и недостаточная подготовка преподавательских кадров к такой работе.

Практическое занятие 7.

Тема: Способы создания проблемных ситуаций на уроке физики.

Задание: разработать примеры создания проблемных ситуаций: а) ситуация неожиданности, б) ситуация конфликта, в) ситуация предположения, г) ситуация опровержения, д) ситуация несоответствия, е) ситуация неопределенности.

Бригадное обучение.

Сущность организации бригадного метода обучения заключается в отсутствии классических учебных классов, учащиеся в крупной группе (свыше 100 человек) слушают лекции (около 40% учебного времени). Практическая работа происходит самостоятельно в специальных помещениях под руководством бригады учителей. Часто бригада учителей охватывает группу предметов, при этом каждый учитель ведет преподавание по своему предмету.

В предметном обучении один учитель специализируется в теории и ведет теоретические занятия, а другой проводит практические занятия. Возможны многие комбинации, обеспечивающие рациональное использование и развитие специальных способностей учителей, а также адекватную связь индивидуальных и коллективных форм работы и большее участие учеников в обучении.

Применение этого новшества не требует никаких дополнительных материальных затрат, а только хорошего понимания и гибкой организации и распределения усилий. Существует большое количество форм, вариантов и комбинаций организации бригадного метода обучения, как и значительные преимущества при его практической реализации.

Переписка.

Сегодня для образования как императив ставится задача идти в ногу со всеми другими областями человеческой жизни, а это значит, оно должно использовать все современные достижения науки и техники. От образования требуется некоторое опережение, т.е. оно должно быть своего рода проводником многих инноваций. Для успешного выполнения этой задачи образование должно быть оснащено компьютерами и другой современной техникой. Оно должно быть открытым к теоретическим и практическим новшествам.

Однако в настоящее время многие школы еще сильно отстают в техническом оснащении. Эту проблему невозможно решить за одну ночь. Сегодня невозможно все образование оснастить необходимой техникой и другими современными дидактическими продуктами.

Сегодня школы должны больше обмениваться информацией, участвовать в диспутах, форумах, телеконференция с использованием современных информационных и компьютерных технологий.

Лабораторное обучение.

Лабораторное обучение в настоящее время требует изменения формы работы, от него ждут новых результатов.

Задачи лабораторного обучения:

§ реализация усложнившихся задач, которые стоят перед образованием,

§ осуществление больше связи теории и практики обучения,

§ приучение учащихся к самостоятельности в получении знаний из первоисточников,

§ формирование навыков критического мышления,

§ овладение элементами исследовательской (экспериментальной) работы.

Данная форма работы ограничивает свое применение в естественных предметах и зависит от определенной материальной базы и навыков работы учащихся.

Респондеры.

Система респондеров (коммуникационных средств) относится к так называемой кибернетической технике. Ее применение связано со многими трудностями. Респондеры в наших школах применяются редко и чаще всего для контроля ответов учеников на вопросы. Смысл применения коммуникационных средств состоит в оказании помощи учителю для проверки знаний учащихся, для представления о полноте полученных знаний, объективной оценки знаний учащихся и др. Для учащихся это дает возможность быстро отреагировать на поставленные вопросы.

Самыми большими препятствиями в применении являются сложность приобретения специальной техники, ее высокая стоимость, трудности, связанные с техобслуживанием, а также необходимость специальной методики применения и использования и высокой технической подготовке учителей.

Практическое занятие 8.

Тема: Использование информационных и компьютерных технологий на уроке физики.

Задание: подготовить реферат по теме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.012 с.)