Оснащенность школ и распространенность новшеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оснащенность школ и распространенность новшеств



В учебной технологии

Нет сомнения, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения.

Список новшеств по частоте их применения:

1. индивидуальная регистрация успехов учащихся

2. контрольные задачи

3. рабочие тетради

4. дополнительное обучение

5. факультативы

6. использование средств печати в обучении

7. групповое обучение

8. программированное обучение

9. обучение с помощью других современных технических средств

10. учебные лекции

11. учебный фильм

12. школьные радиопередачи

13. проигрыватель

14. обучение в общественной среде

15. ТВ передачи

16. кабинетное обучение

17. магнитофон

18. проблемное обучение

19. бригадное обучение

20. переписка

21. лабораторное обучение

22. респондеры

23. приглашение на преподавание других лиц

24. обучение в библиотеке.

 

Рассмотрим перечисленные новшества подробно.

Индивидуальная регистрация успехов учащихся.

Исходя из научного представления о том, что школьник является личностью наиболее динамичной и интенсивной в развитии, школа призвана дать возможность каждому ученику проявить и развить свои индивидуальные способности. Для того, чтобы школа могла организовать такую деятельность, в которой ученик мог бы найти себя и проявить свои потенциальные способности, необходимо прослеживать и регистрировать его индивидуальное развитие, его прогрессивное движение.

Такая работа в школе ведется плохо, учителя не имеют возможности (или желания) прослеживать индивидуальное развитие учащегося, это требует огромной психолого-педагогической культуры и основных знаний методологии педагогического исследования и много времени для создания педагогической документации.

В настоящее время в лицеях и гимназиях введены штатные психологи, кураторы, которые с помощью современной техники (компьютеров) имеют возможность создать базу данных на каждого учащего школы. Применение этого новшества имеет огромное значение и является предпосылкой и необходимым условием применения и успешной реализации других условий, таких как индивидуальное и групповое обучение, организация дополнительного и факультативного обучения.

Контрольные задачи.

Контрольные задачи (задания) дают возможность их широкого и частого применения почти по всем учебных предметам. Контрольные задачи относительно быстро дают возможность учителям получить определенные данные о результатах своей работы. Распространенность этого приема можно объяснить тем, что не требуется специальной подготовки и его достаточно легко и часто может применять любой учитель. Решение об использовании этого метода принимает сам учитель, а результаты – сразу налицо.

Контрольные задачи представляют собой своего рода универсальное средство и являются индикатором оценки применения других новшеств в обучении.

Практическое занятие 1:

Тема: Различные виды контрольных задач (заданий) для использования на уроке физики.

Задание: разработать и изготовить дидактический материал для проведения контроля различного вида: 1) контрольных работ; 2) физических диктантов на 5-10 минут (типа экспресс-опроса), 3) фронтальный и индивидуальный опрос по карточкам и т.д.

Рабочие тетради.

Применение рабочей тетради является дополнением учебников и практической реализацией некоторых новых требований к подготовке учащихся к самостоятельности. Считается, что учащиеся с помощью рабочих тетрадей углубят и расширят полученные знания, научатся применять их в новых ситуациях учебы параллельно с учебником.

В то же время рабочие тетради дают учителю возможность получить больше информации о развитии умственных и других особенностей учеников.

В настоящее время рабочие тетради по различным предметам нашли широкое применение, в частности, и по физике. Часто они являются «тестами-проверками» с выбором готовых предложений или недописанных определений. Рабочая тетрадь может быть по всему курсу или по отдельному разделу.

Практическое занятие 2:

Тема: Рабочие тетради в преподавании курса физики базовой школы.

Задание: 1) разработать и создать рабочую тетрадь по одному из разделов базового курса физики средней школы.

2) проанализировать их достоинства и недостатки в практической работе на уроке физики.

Дополнительное обучение.

Передовые учителя всегда стремились и стремятся любыми способами помогать отстающим ученикам. Сегодня дополнительное обучение выступает в роли компенсации недочетов в регулярном обучении, особенно в связи с перенасыщением учебных программ, озабоченностью родителей, плохими условиями для работы учеников в домашних условиях. Необходимость в проведении дополнительных занятий вытекает из конкретной картины обучения, если есть потребность помочь учащимся.

Факультатив.

Этот вид обучения появился в попытке найти пути, способы, средства и обеспечить условия каждому ученику всесторонне и максимально развить свою личность. Учебный материал (по объему и глубине изучения) рассчитан на средних учащихся. Для развития и удовлетворения специальных учебных интересов, склонностей и способностей одаренных и талантливых учеников, их развития адекватно их возможностям создана система факультативного обучения как свободная форма приобретения знаний.

Этот вид обучения стремится выйти за пределы учебной программы, расширить и углубить знания учащихся, найти новые причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, новые пути при значительно большей самостоятельности учащихся.

Задача учителя при таком обучении является ведение ученика, направление его, подталкивание и т.д.

Использование средств печати в обучении.

Эта форма работы имеет всеобщее значение и может применяться во всех школьных дисциплинах. Динамика общественного развития, использование новейших достижений требует от учителя повседневного использования в преподавании средств печати вообще и в особенности новых научных фактов. Без этого невозможно реализовать принцип модернизации и актуализации обучения как один из самых современных дидактических принципов.

Относительно частые изменения учебных планов и программ, частое появление новых учебников и несвоевременное их печатание делает актуальной потребность в частом использовании средств печати в процессе обучения.

Изменения в науке и технике, бурные экономические перемены невозможно отразить в учебниках и других средствах обучения. Это делает специальная и педагогическая периодика. Используя ее в своей работе, учитель вносит в учебный процесс современную информацию, делает учебную работу привлекательной и интересной.

Практическое занятие 3.

Тема: Обзор, изучение и анализ периодических методических и педагогических журналов - «Физика в школе», «Педагогика» «Народное образование», «Информатика в школе» и т.д.

Задание: познакомиться с периодическими печатными изданиями и подобрать материал по современным инновациям в образовании и в учебной дисциплине «Физика».

Групповое обучение.

Групповое обучение одна из современных и эффективных форм инновационной работы. Ценность его заключается в том, что в нем сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебной работы, а это способствует развитию ответственности за свою работу, самостоятельности, овладении методологией использования источников информации. При данной форме работы происходит формирование различных качеств личности человека.

Программированное обучение

Программированное обучение направлено на удовлетворение требований современного обучения, дать возможность каждому ученику продемонстрировать и развить свои индивидуальные силы и способности в обучении и работе. Работа с программированным материалом считается одной из самых развитых форм индивидуализации обучения. От программированного обучения ожидается стимулирование самостоятельности учащихся в области самообразования, а получение обратной информации с помощью программированного обучения является одной из существенных фаз в процессе успешного обучения.

Несмотря на то, что программируемое обучение начало внедряться в обучение в 60-е годы 20 века, до сих пор проблем остается еще большое множество. В настоящее время данной форме инновационной деятельности уделяется большое внимания на всех уровнях, начиная с принятия «Федеральной программы развития единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» от 28 августа 2001 г.

Программированное обучение имеет только вспомогательную функцию, хотя и очень значительную. Трудности связаны, прежде всего, с подготовкой программированных текстов, материалов, до сих пор в школах отсутствуют программированные учебники; многие учителя еще не подготовлены к такой работе. И все же использование современных компьютерных технологий в образовании это самое последнее новшество в нашем образовании. Преимущества его очевидны и их много, но главное – развитие свободной творческой личности.

Практическое занятие 4.

Тема: Использование компьютеров в преподавании физики в средней общеобразовательной школе.

Задание: подготовить реферат по теме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.014 с.)