Раздел 1. Инновации и общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Инновации и общество



ВВЕДЕНИЕ

 

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями в общественной структуре, в отношениях между странами и народами, в отношениях между людьми. Образование как подсистема глобальной общественной системы, от которой ему нельзя отставать, должно также учитывать все происходящие изменения, меняя соответственно свою структуру (формы, методы, способы и т.д.). Другими словами – образование должно делить судьбу общества, поэтому новшества и нововведения в нем неизбежны.

Новшества считаются одним из основных условий успешной реализации новых задач, которые ставятся перед образованием и воспитанием. Они должны способствовать повышению эффективности и продуктивности образовательно-воспитательной работы.

Одним из основных и важнейших факторов образования является учитель. От него в большей степени зависит успех нововведений. Этой проблеме и будут посвящены наши лекции и практические занятия.

Если проанализировать хотя бы бегло развитие человека и общества, то можно увидеть, что это развитие означает изменение, как человека, так и общества. В настоящее время с развитием науки и техники и их тесной взаимосвязи изменения в развитии общества и человека носят революционный характер.

Образование как общественная функция должно следовать за изменениями в обществе, но при этом и влиять на его развитие и изменения. Знания, опыт и навыки являются двигателем прогресса в обществе.

Роль человеческого фактора для развития общества очень велика, поэтому образование рассматривают в качестве первостепенной национальной задачи.

Значение образования не ограничивается только экономическим развитием. Оно имеет многоплановое воздействие и представляет собой основной фактор совокупного развития человека и общества.

Образование влияет на формирование человека, личности, сознания, навыков, а поэтому новшества в образовании и воспитании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Новшества в образовании и воспитании имеют ту же цель и то же значение, что и новшества в обществе – они должны способствовать развитию и прогрессу.

Это неминуемо ведет к новшествам в содержании, методах, формах и организации образования, а также в отношениях преподаватель – ученик.

Сущность человека заключается в творчестве, открытиях, изобретениях, отсюда вытекает, что основной задачей школы является помощь каждому отдельному человеку, каждому отдельному ученику развить свою сущность, свои творческие потенциалы, творческое мышление как главное средство познания.

Раздел 2. УЧИТЕЛЯ И ИННОВАЦИИ

 

Идеальные типы категорий реализаторов новшеств

Новаторы. Они характеризуются авантюрным духом и поглощены новшествами; всегда открыты к новому, которым постоянно интересуются, извлекают новое из общения, любых контактов. Связи новаторов сильны даже в случаях, когда они разделены большими расстояниями. Их авантюрная природа становится решающим фактором для новшеств в обществе и обучении. Эта группа составляет 2,5%.

Ранние реализаторы. Их основной характеристикой является то, что их ценят, они следуют за новаторами (реализуют их нововведения), отличаются тем, что в большей степени интегрированы в свое местное объединение. Они наблюдают за новаторами и слепо не идут за нововведениями. Эта группа составляет 13,5%.

Предварительное большинство. Они осваивают новшества непосредственно после ранних реализаторов, отличаются свободой действий. Субъекты этой группы свободно и интенсивно общаются с первыми группами, но редко выступают в роли лидеров. Они представляют значительную связь между предыдущими и следующими категориями. Им требуется больше времени для принятия решения о внедрении новшеств, они не выступать вперед, ни плестись в хвосте. Эта группа составляет 34%.

Позднее большинство. Общей характеристикой этой группы является скепсис. Они осваивают новшества как результат оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды. Из-за скептичности, они не осваивают инновации до тех пор, пока не образуется большое количество групп и обществ, и не начнет ясно высказываться в пользу определенного нововведения. Эта группа составляет 34%.

Колеблющиеся. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Они последними осваивают ценности. Чаще всего они не являются лидерами в мышлении и настроены лояльно; зачастую они социально изолированы. Ориентируются на прошлое. Решение принимают с учетом опыта предыдущих поколений. Контактируют больше всего с себе подобными. Сомневаются и в новаторах, и в инициаторах изменений. Являются тормозом для распространения новшеств. У них сильно выражено расхождение во времени между первыми знаниями о новшествах и их освоением. Быстрые изменения их не интересуют. В то время, когда большинство смотрит в будущее, их интересует прошлое. Эта группа составляет 16%.

Проблемой новшеств в образовании занимаются многие современные теоретики в области педагогики. Однако можно сказать, что почти все эти исследования носят теоретический характер или относятся к отдельных новшествам. Всеобъемлющего исследования нововведений в образовании пока мало, а потребность в нем велика.

Мнения учителей о новшествах

 

Оснащенность школ и распространенность новшеств

В учебной технологии

Нет сомнения, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения.

Список новшеств по частоте их применения:

1. индивидуальная регистрация успехов учащихся

2. контрольные задачи

3. рабочие тетради

4. дополнительное обучение

5. факультативы

6. использование средств печати в обучении

7. групповое обучение

8. программированное обучение

9. обучение с помощью других современных технических средств

10. учебные лекции

11. учебный фильм

12. школьные радиопередачи

13. проигрыватель

14. обучение в общественной среде

15. ТВ передачи

16. кабинетное обучение

17. магнитофон

18. проблемное обучение

19. бригадное обучение

20. переписка

21. лабораторное обучение

22. респондеры

23. приглашение на преподавание других лиц

24. обучение в библиотеке.

 

Рассмотрим перечисленные новшества подробно.

Индивидуальная регистрация успехов учащихся.

Исходя из научного представления о том, что школьник является личностью наиболее динамичной и интенсивной в развитии, школа призвана дать возможность каждому ученику проявить и развить свои индивидуальные способности. Для того, чтобы школа могла организовать такую деятельность, в которой ученик мог бы найти себя и проявить свои потенциальные способности, необходимо прослеживать и регистрировать его индивидуальное развитие, его прогрессивное движение.

Такая работа в школе ведется плохо, учителя не имеют возможности (или желания) прослеживать индивидуальное развитие учащегося, это требует огромной психолого-педагогической культуры и основных знаний методологии педагогического исследования и много времени для создания педагогической документации.

В настоящее время в лицеях и гимназиях введены штатные психологи, кураторы, которые с помощью современной техники (компьютеров) имеют возможность создать базу данных на каждого учащего школы. Применение этого новшества имеет огромное значение и является предпосылкой и необходимым условием применения и успешной реализации других условий, таких как индивидуальное и групповое обучение, организация дополнительного и факультативного обучения.

Контрольные задачи.

Контрольные задачи (задания) дают возможность их широкого и частого применения почти по всем учебных предметам. Контрольные задачи относительно быстро дают возможность учителям получить определенные данные о результатах своей работы. Распространенность этого приема можно объяснить тем, что не требуется специальной подготовки и его достаточно легко и часто может применять любой учитель. Решение об использовании этого метода принимает сам учитель, а результаты – сразу налицо.

Контрольные задачи представляют собой своего рода универсальное средство и являются индикатором оценки применения других новшеств в обучении.

Практическое занятие 1:

Тема: Различные виды контрольных задач (заданий) для использования на уроке физики.

Задание: разработать и изготовить дидактический материал для проведения контроля различного вида: 1) контрольных работ; 2) физических диктантов на 5-10 минут (типа экспресс-опроса), 3) фронтальный и индивидуальный опрос по карточкам и т.д.

Рабочие тетради.

Применение рабочей тетради является дополнением учебников и практической реализацией некоторых новых требований к подготовке учащихся к самостоятельности. Считается, что учащиеся с помощью рабочих тетрадей углубят и расширят полученные знания, научатся применять их в новых ситуациях учебы параллельно с учебником.

В то же время рабочие тетради дают учителю возможность получить больше информации о развитии умственных и других особенностей учеников.

В настоящее время рабочие тетради по различным предметам нашли широкое применение, в частности, и по физике. Часто они являются «тестами-проверками» с выбором готовых предложений или недописанных определений. Рабочая тетрадь может быть по всему курсу или по отдельному разделу.

Практическое занятие 2:

Тема: Рабочие тетради в преподавании курса физики базовой школы.

Задание: 1) разработать и создать рабочую тетрадь по одному из разделов базового курса физики средней школы.

2) проанализировать их достоинства и недостатки в практической работе на уроке физики.

Дополнительное обучение.

Передовые учителя всегда стремились и стремятся любыми способами помогать отстающим ученикам. Сегодня дополнительное обучение выступает в роли компенсации недочетов в регулярном обучении, особенно в связи с перенасыщением учебных программ, озабоченностью родителей, плохими условиями для работы учеников в домашних условиях. Необходимость в проведении дополнительных занятий вытекает из конкретной картины обучения, если есть потребность помочь учащимся.

Факультатив.

Этот вид обучения появился в попытке найти пути, способы, средства и обеспечить условия каждому ученику всесторонне и максимально развить свою личность. Учебный материал (по объему и глубине изучения) рассчитан на средних учащихся. Для развития и удовлетворения специальных учебных интересов, склонностей и способностей одаренных и талантливых учеников, их развития адекватно их возможностям создана система факультативного обучения как свободная форма приобретения знаний.

Этот вид обучения стремится выйти за пределы учебной программы, расширить и углубить знания учащихся, найти новые причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, новые пути при значительно большей самостоятельности учащихся.

Задача учителя при таком обучении является ведение ученика, направление его, подталкивание и т.д.

Практическое занятие 3.

Тема: Обзор, изучение и анализ периодических методических и педагогических журналов - «Физика в школе», «Педагогика» «Народное образование», «Информатика в школе» и т.д.

Задание: познакомиться с периодическими печатными изданиями и подобрать материал по современным инновациям в образовании и в учебной дисциплине «Физика».

Групповое обучение.

Групповое обучение одна из современных и эффективных форм инновационной работы. Ценность его заключается в том, что в нем сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебной работы, а это способствует развитию ответственности за свою работу, самостоятельности, овладении методологией использования источников информации. При данной форме работы происходит формирование различных качеств личности человека.

Программированное обучение

Программированное обучение направлено на удовлетворение требований современного обучения, дать возможность каждому ученику продемонстрировать и развить свои индивидуальные силы и способности в обучении и работе. Работа с программированным материалом считается одной из самых развитых форм индивидуализации обучения. От программированного обучения ожидается стимулирование самостоятельности учащихся в области самообразования, а получение обратной информации с помощью программированного обучения является одной из существенных фаз в процессе успешного обучения.

Несмотря на то, что программируемое обучение начало внедряться в обучение в 60-е годы 20 века, до сих пор проблем остается еще большое множество. В настоящее время данной форме инновационной деятельности уделяется большое внимания на всех уровнях, начиная с принятия «Федеральной программы развития единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» от 28 августа 2001 г.

Программированное обучение имеет только вспомогательную функцию, хотя и очень значительную. Трудности связаны, прежде всего, с подготовкой программированных текстов, материалов, до сих пор в школах отсутствуют программированные учебники; многие учителя еще не подготовлены к такой работе. И все же использование современных компьютерных технологий в образовании это самое последнее новшество в нашем образовании. Преимущества его очевидны и их много, но главное – развитие свободной творческой личности.

Практическое занятие 4.

Тема: Использование компьютеров в преподавании физики в средней общеобразовательной школе.

Задание: подготовить реферат по теме.

Практическое занятие 5.

Тема: Использование средств ТСО на уроках физики.

Задание: подготовить дидактический материал к уроку (кодограмма, слайд и т.д.).

Учебные лекции.

Известно, что лекционная форма работы со школьниками ведется с первой половины 20 века, она помогает учащимся развивать свои индивидуальные способности. Использование лекционных занятий наиболее распространено на второй ступени обучения, т.е. в 10-11 классе, когда сформированы личностные качества для включения в данный вид работы. Сегодня использование лекционных занятий является наиболее распространенной и совершенной формой обучения. Ее массовому распространению в области образования способствует относительно богатая информационная сеть и достаточно эффективное практическое применение.

В настоящее время созданы условия для подготовки хорошей учебной лекции. Это в первую очередь информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ и разнообразные электронные методические и дидактические материалы. Подготовка хорошей, интересной лекции с различными демонстрационными опытами, использованием ТСО и других современных средств – это трудное, но благодарное дело. Лекция не может быть подготовлена на много лет, так как жизнь идет, наука развивается.

Практическое занятие 6.

Тема: Учебные лекции в курсе физики средней школы.

Задание: разработать лекцию по теме с учетом большого количества учебников и учебных материалов, а также современных данных, используя учебно-наглядные пособия или дидактические материалы.

Учебный фильм.

Учебный фильм как динамическое визуальное учебное средство был создан в 19 веке, но до сих пор привлекает педагогов. В связи со своей динамичностью и возможностью комбинирования с другими средствами, такими как речь, текст, рисунки, чертежи и т.д., возможность использования на всех видах уроков и в связи с тем, что он не требует специальной подготовки от учителя, учебный фильм является одной из самых часто встречающихся форм работы. Ограничивающим фактором является нехватка хороших фильмов и проекторов. В настоящее время учебный фильм все больше заменяет компьютерная анимация.

Школьные радиопередачи.

Раньше было много различных учебных радиопередач по разным предметам для разных классов. Школьные радиопередачи по предмету хороши тем, что можно услышать голоса выдающихся ученых, биографии великих ученых, интересную современную информацию. Такая форма обучения интересна своей необычностью, приносит хорошие результаты, дает возможность узнать лучше историю предмета.

Ограничивающим фактором является плохое снабжение школ радиоаппаратурой, необходимостью согласования радиопередач с общим школьным расписанием. Хороший выход – создание радиоаппаратуры в кружке и использование автономно на конкретном уроке.

Проигрыватель.

Проигрыватель относится к относительно старой аудиовизуальной технике. Как звуковое техническое средство для воспроизведения записанного на пластинку, оно используется в обучении много лет и в различных предметах. Использование проигрывателя восполняет некоторые недостатки использования радиопередач и наоборот. Ограничивающим фактором является низкое качество проигрывателей и пластинок, а также отсутствие обучающих пластинок.

Телевизионные передачи.

Телевидение также относится к нетрадиционным средствам обучения. Раньше было много учебных передач на нашем телевизионном экране (лет 15 назад). Сегодня об использование ТВ-передач в образовании вообще не стоит говорить. Главное неудобство заключается в том, что передачи жестко связаны временем телеэфира. В настоящее время возрождаются учебные телепередачи на российском телевидении. Хотя недостатки у них остаются прежние, изучение учебных предметов идет в неудобное время. Использовать эту информацию можно только путем перезаписи, а это создает определенные трудности для школьного учителя.

Кабинетное обучение.

Кабинетное обучение, т.е. проведение урока в отдельном специально оборудованном помещении – кабинете повсеместно применяется в современной школе. Современные кабинеты хорошо оборудованы, оснащены учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, техническими средствами обучения. Кабинетная система повышает ответственность учащихся за сохранность мебели и оборудования. В современных школах появляются дорогостоящие кабинеты: лингафонный кабинет, электронные классы. В свою очередь кабинетная система требует материальной базы и подготовленные педагогические кадры. Учитывая многократную пользу кабинетной системы этому способу обучения надо уделять большое внимание.

Магнитофон.

Магнитофон как звуковое обучение находит широкое практическое применение в обучении, по сравнению с радио и проигрывателем, поскольку с его помощью можно записывать и радиопередачи и воспроизводить их в удобное время.

Проблемой является естественно материальная сторона. К этому следует еще добавить и отсутствие лаборантских кадров для работы с данной аппаратурой (записать, воспроизвести и т.д.). Чаще всего магнитофоны применяются на уроках иностранных языков.

Проблемное обучение.

Проблемное обучение или, точнее, обучение с решением проблем, применяется достаточно широко. Появление проблемного обучения связано с новейшими исследованиями в психологии и педагогике и тесно связаны с изменением задач, стоящими сегодня перед обучением и воспитанием вообще.

Исследования показывают, что умственные силы и способности ребенка к мышлению иногда недооцениваются. При этом используется содержание, организация и методика работы, приспособленные и направленные в основном на развитие памяти. Сегодня от учителя требуется делать акцент на развитие мыслительных способностей, а это предполагает иную структуру учебных программ. Сегодня со всей серьезностью ставится вопрос не только о количестве, но и о качестве учебного материала, вводимого в учебные программы. Учебный материал должен быть такой структуры, которая давала бы возможность успешного развития логического мышления и особенно творческого. Учебы с решением проблем считается мощным и эффективным средством развития творческого мышления учеников, поскольку мышление развивается через работу мысли, осуществление мыслительных операций.

Проблемное обучение, как форма работы, находится в состоянии постоянного развития. Ее подлинные ценности и преимущества над классическими формами организации учебы очевидны, ее применение не требует никаких материальных затрат. Ограничивающими факторами является чрезмерно большие учебные программы и недостаточная подготовка преподавательских кадров к такой работе.

Практическое занятие 7.

Тема: Способы создания проблемных ситуаций на уроке физики.

Задание: разработать примеры создания проблемных ситуаций: а) ситуация неожиданности, б) ситуация конфликта, в) ситуация предположения, г) ситуация опровержения, д) ситуация несоответствия, е) ситуация неопределенности.

Бригадное обучение.

Сущность организации бригадного метода обучения заключается в отсутствии классических учебных классов, учащиеся в крупной группе (свыше 100 человек) слушают лекции (около 40% учебного времени). Практическая работа происходит самостоятельно в специальных помещениях под руководством бригады учителей. Часто бригада учителей охватывает группу предметов, при этом каждый учитель ведет преподавание по своему предмету.

В предметном обучении один учитель специализируется в теории и ведет теоретические занятия, а другой проводит практические занятия. Возможны многие комбинации, обеспечивающие рациональное использование и развитие специальных способностей учителей, а также адекватную связь индивидуальных и коллективных форм работы и большее участие учеников в обучении.

Применение этого новшества не требует никаких дополнительных материальных затрат, а только хорошего понимания и гибкой организации и распределения усилий. Существует большое количество форм, вариантов и комбинаций организации бригадного метода обучения, как и значительные преимущества при его практической реализации.

Переписка.

Сегодня для образования как императив ставится задача идти в ногу со всеми другими областями человеческой жизни, а это значит, оно должно использовать все современные достижения науки и техники. От образования требуется некоторое опережение, т.е. оно должно быть своего рода проводником многих инноваций. Для успешного выполнения этой задачи образование должно быть оснащено компьютерами и другой современной техникой. Оно должно быть открытым к теоретическим и практическим новшествам.

Однако в настоящее время многие школы еще сильно отстают в техническом оснащении. Эту проблему невозможно решить за одну ночь. Сегодня невозможно все образование оснастить необходимой техникой и другими современными дидактическими продуктами.

Сегодня школы должны больше обмениваться информацией, участвовать в диспутах, форумах, телеконференция с использованием современных информационных и компьютерных технологий.

Лабораторное обучение.

Лабораторное обучение в настоящее время требует изменения формы работы, от него ждут новых результатов.

Задачи лабораторного обучения:

§ реализация усложнившихся задач, которые стоят перед образованием,

§ осуществление больше связи теории и практики обучения,

§ приучение учащихся к самостоятельности в получении знаний из первоисточников,

§ формирование навыков критического мышления,

§ овладение элементами исследовательской (экспериментальной) работы.

Данная форма работы ограничивает свое применение в естественных предметах и зависит от определенной материальной базы и навыков работы учащихся.

Респондеры.

Система респондеров (коммуникационных средств) относится к так называемой кибернетической технике. Ее применение связано со многими трудностями. Респондеры в наших школах применяются редко и чаще всего для контроля ответов учеников на вопросы. Смысл применения коммуникационных средств состоит в оказании помощи учителю для проверки знаний учащихся, для представления о полноте полученных знаний, объективной оценки знаний учащихся и др. Для учащихся это дает возможность быстро отреагировать на поставленные вопросы.

Самыми большими препятствиями в применении являются сложность приобретения специальной техники, ее высокая стоимость, трудности, связанные с техобслуживанием, а также необходимость специальной методики применения и использования и высокой технической подготовке учителей.

Практическое занятие 8.

Тема: Использование информационных и компьютерных технологий на уроке физики.

Задание: подготовить реферат по теме.

Обучение в библиотеке.

Проведение урока в библиотеке меньше всего представлено в практике школы и считается наименее изученным и применяемым новшеством. В настоящее время происходит тенденция усиления библиотек и их превращению в так называемые многоинформационные центры или медиатеки, в которых, наряду со всеми видами печатных материалов, концентрируются, все технические средства и проводятся различные формы учебной работы.

От этих центров ожидается их вклад в подготовку учащихся к самообразованию, самостоятельному обслуживанию и использованию различных источников информации, иное распределение и использование технических средств. Этот процесс преобразования школьных библиотек в медиатеки уже начался.

Трудности обучения в библиотеке:

§ отсутствие хорошо оснащенных библиотек с читальными залами для организации в них уроков,

§ отсутствие связи или слабая связь с библиотеками вне школы,

§ жесткость предметно-классной и урочной системы обучения,

§ мнение, что работа учащихся в библиотеках должна проходить в свободное время и по собственной инициативе,

§ отсутствие специалистов-библиотекарей в школе,

§ отсутствие методики проведения занятий в библиотеке,

§ работа в библиотеке не попадает в профессиональные обязанности учителя.

Применение новшеств

Применение новшеств и пол: учителя-мужчины несколько больше склонны к новаторству на словах, а учителя-женщины на практике (соотношение 12,5:13).

Применение новшеств и возраст: наибольшее количество новшеств применяют учителя в возрасте от 41 до 50 лет; существует тесная связь между количеством и частотой применения новшеств: учителя, применяющие большее количество новшеств и регулярно, делают это чаще и наоборот.

Применение новшеств и трудовой стаж: в среднем наибольшее количество новшеств применяют учителя с трудовым стажем от 20 до 30 лет.

Применение новшеств и место работы: наибольшее количество новшеств применяют учителя начальных классов, затем по языковым предметам, далее идут общественные науки и на последнем месте естественнонаучные дисциплины.

Применение новшеств и информированность учителей: наиболее информированные учителя активнее применяют новшества в своей работе (соотношение 27:21).

Применение новшеств и удовлетворенность профессией: наиболее часто инновации применяют учителя довольные своим призванием и учителя, работающие в развитых района.

Применение новшеств и тип школы: естественно, что новшества в гимназиях и лицеях применяются больше и лучше; это непосредственно связано с техническим и материальным оснащением школы.

ЛИТЕРАТУРА

 

ВОПРОСЫ на зачет

 

1. Развитие новаторской деятельности в образовании

2. Истории возникновения нововведений в образовании и воспитании

3. Фазы инновационного процесса в образовании

4. Основные нововведения в сфере образования

5. Инновации. Что это такое?

6. Классификация нововведений в образовании

7. Классификация по уровням нововведений

8. Классификация новшеств в «макро» и «микро» плане

9. Классификация нововведений по категориям

10. Классификация новшеств по крупным секторам образования

11. Критерии классификации инноваций в образовании

12. Идеальные типы категорий реализаторов новшеств

13. Степень новаторства учителей (причины и факторы)

14. Основные мотивы новаторского процесса

15. Основные факторы, оказывающие влияние на внедрение новшеств

16. Инициаторы нововведений в образовании

17. Препятствия и трудности в применении новшеств

18. Подготовленность учителей к восприятию и применению новшеств

19. Способы и критерии выбора и внедрения новшеств

20. Оценка нововведений в образовании

21. Оснащенность школ и распространенность новшеств

22. Влияние различных факторов на практическое применение новшеств

 

Раскрыть сущность одного из предлагаемых новшеств:

· индивидуальная регистрация успехов учащихся · контрольные задачи · рабочие тетради · дополнительное обучение · факультативы · использование средств печати в обучении · групповое обучение · программированное обучение · обучение с помощью других современных технических средств · учебные лекции · учебный фильм   · школьные радиопередачи · проигрыватель · обучение в общественной среде · ТВ передачи · кабинетное обучение · магнитофон · проблемное обучение · бригадное обучение · переписка · лабораторное обучение · респондеры · приглашение на преподавание других лиц · обучение в библиотеке  

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. ИННОВАЦИИ И ОБЩЕСТВО Развитие новаторской деятельности в образовании Истории возникновения нововведений в образовании и воспитании Фазы инновационного процесса в образовании Основные нововведения в сфере образования Инновации. Что это такое? Классификация нововведений в образовании Критерии классификации инноваций в образовании Раздел 2. УЧИТЕЛЯ И ИННОВАЦИИ Идеальные типы категорий реализаторов новшеств Мнения учителей о новшествах Степень новаторства учителей Мотивация отношения учителей к нововведениям Подготовленность учителей к восприятию и применению новшеств Способы и критерии выбора и внедрения новшеств Оценка нововведений в образовании Оснащенность школ и распространенность новшеств в учебной технологии Влияние различных факторов на практическое применение новшеств ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ на зачет        

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

БИЛЕТ 1

1. Новшества и инновации. Пять смыслов иностранного слова.

2. Игровые технологии. Требования к организации игры в процессе обучения. Этапы проведения деловой игры.

3. Раскрыть сущность новшеств: индивидуальная регистрация успехов учащихся и контрольные задачи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 2

1. Развитие новаторской деятельности в образовании. История возникновения нововведений в образовании и воспитании.

2. Технология на основе системы эффективных уроков. Концептуальные положения. Способы организации начала урока..

3. Раскрыть сущность новшеств: школьные радиопередачи и обучение в общественной среде.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 3

1. Взаимосвязь инноваций в образовании и развития общества.

2. Иерархические уровни педагогической технологии в образовательной практике. Определение педагогической игры. Классификация по характеру деятельности игроков.

3. Раскрыть сущность новшеств: обучение в общественной среде и респондеры.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 4

1. Инновации. Что это такое? Фазы инновационного процесса в образовании.

2. Основные качества современных педагогических технологий. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей.

3. Раскрыть сущность новшеств: контрольные задачи и обучение в общественной среде.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

БИЛЕТ 5

1. Классификация нововведений в образовании.

2. Современное традиционное обучение. Отличительные признаки и целевые ориентации. Понятие педагогической технологии.

3. Раскрыть сущность предлагаемых новшеств: учебный фильм и обучение в общественной среде.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

БИЛЕТ 6

1. Критерии классификации инноваций в образовании. Классификация по уровням нововведений.

2. Технология проблемного обучения. Концепция (по Дьюи) и особенности содержания.

3. Раскрыть сущность новшеств: рабочие тетради и респондеры.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 7

1. Критерии классификации инноваций в образовании Классификация новшеств в «макро» и «микро» плане.

2. Система поэтапного обучения физике. Целевые установки и особенности содержания.

2. Раскрыть сущность новшеств: использование средств печати в обучении и кабинетное обучение.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 8

1. Критерии классификации инноваций в образовании Классификация нововведений по категориям.

2. Система поэтапного обучения физике. Концептуальные установки и особенности методики.

3. Раскрыть сущность новшеств: дополнительное обучение и приглашение на преподавание других лиц.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 9

1. Критерии классификации инноваций в образовании Классификация новшеств по крупным секторам образования

2. Технология на основе системы эффективных уроков. Условия хорошего урока. Особенности методики. Требования к учителю.

3. Раскрыть сущность новшеств: приглашение на преподавание других лиц и обучение в библиотеке.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

БИЛЕТ 10

1. Идеальные типы категорий реализаторов новшеств. Основные факторы, оказывающие влияние на внедрение новшеств

2. Технология проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций.

3. Раскрыть сущность новшеств: факультативы и ТВ передачи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

БИЛЕТ 11

1. Степень новаторства учителей (причины и факторы). Основные мотивы новаторского процесса.

2. Особенности игры в старшем школьном возрасте. Модификации деловых игр.

3. Раскрыть сущность новшеств: учебные лекции и лабораторное обучение.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

БИЛЕТ 12

1. Инициаторы нововведений в образовании. Препятствия и трудности в применении новшеств.

2. Понятие педагогической технологии. Классификация педагогической игры в обучении.

3. Раскрыть сущность новшеств: групповое обучение и респондеры.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 13

1. Подготовленность учителей к восприятию и применению новшеств. Оснащенность школ и распространенность новшеств

2. Роль и значение игры в работе учителя. Цели, задачи и принципы организации игровой деятельности.

3. Раскрыть сущность новшеств: лабораторное обучение и бригадное обучение.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ 14

1. Способы и критерии выбора и внедрения новшеств. Оценка нововведений в образовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.196 с.)