Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По уровню применения: все уровни. По философской основе: гуманистические. По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенные. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные. По ориентации на личностные структуры: информационная, 1)ЗУН + 2) СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная + дидактоцентрическая, проникающие. По типу управления: система «репетитор». По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые. По подходу к ребенку: гуманно-личностные. По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие. По направлению модернизации: альтернативные. По категории обучаемых: все категории. Акцент целей • Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей). • Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся. • Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика. • Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. • Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Концепции индивидуализации обучения Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома. Гипотеза А. С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Общие принципы • Индивидуализация есть стратегия процесса обучения. • Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности. • Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам. • Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
• Учение в индивидуальном темпе, стиле. • Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. • Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков. Особенности содержания и методики Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе. А. С. Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая -обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой). В. Д. Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда»,'как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося. Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их. Общие особенности технологий индивидуализации • Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.). • Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления. • Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы). • Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения. • Формирование общеучебных умений и навыков. • Формирование адекватной самооценки учащихся. • Использование технических средств обучения, включая ЭВМ. Аналоги технологии индивидуализации Метод проектов (см. п. 5. 2.). Система Ю. Драля (учебно-методический комплект заданий). Индивидуальные компьютерные обучающие программы (разветвленные, адаптивные). В США существует так называемая батовская система, в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть - это урочная работа с классом в целом, а вторая -индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо с теми, кто отличается сравнительно развитыми способностями. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя. План Трампа, широко известный в США - система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40 %; на занятия в малых группах - 20 %; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40 %. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный. Литература 1. Акимова М. К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992. 2. Алексеев С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. - Л.; 1991. 3. Бабамкий Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. 4. Боголюбов С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения. - М., 1994. 5. Воловий М. Б. Индивидуальные задания по математике для 5 класса. - М., 1994. 6. Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991. 7. Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор. - 1994. - № 5. 8. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. — 1995. — № 6. 9. Дифференциация как система. В 2 ч. - М., 1992. 10. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. 11. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань, 1982. 12. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М., 1971. 13. Ливер Бетти Л у. Обучение всего класса / Пер. с англ. О. Е. Биченковой. - М.: Новая школа, 1995. 14. Лоштва О. Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994. 15. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1985. 16. Рабунский B. C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. - М., 1975. 17. Рожинова Л. Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - М.: Народное образование, 1992.
18. Селевко Г. К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995. 19. Соловьев В., Глазунова М. Анализ ситуации - условие успеха // Народное образование. -1996. -№1. 20. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. 21. Шадриков В,Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996. 22. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. - М.: Логос, 1993.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.013 с.) |