Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обобщение 10. Развивающее обучение — это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте • Оценивание В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования. Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует). Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях). Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступени обучения. Примечание. В стране имеется несколько исследовательских центров, ведущих экспериментальную разработку содержания и методов развивающего обучения на основе идей Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова: Московская лаборатория НИИ психологии РАО, экспериментальная школа № 91; Томская экспериментальная площадка; Саратовский центр развивающего обучения. Литература Научно-методическая: Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972; Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996; Давыдов В. В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование — 1997. — № 1; Философско-психологические проблемы развития образования. - М.: Педагогика, 1981; Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование. - 1964. - № 1; Эльконин Д. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976; Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974; Полуянов Ю, Воображение и способности. - М.: Знание, 1982; Левин В. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977; Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996; Дусавицкий А. К. Дважды два = икс? - М.: Знание, 1985; Дусавицкий А. К. Загадка птицы Феникс. - М.: Знание, 1978; Издательство «Пеленг» (Томск): Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - 1992; Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - 1993. Литература для учителя: Издательство «Пеленг» (Томск): Программы развивающего обучения. Русский язык. Математика. 1-5-е классы. - 1991; Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа / Под ред. В. В. Репкина. - 1992; Некрасова Т. Н. Развивающее обучение русскому языку в 1 классе. Пособие для учителя / Под ред. В. В. Репкина. -1993; Захарова А. М., Фещенко Т. И. Развивающее обучение математике в 1 классе. Пособие для учителя. - 1992; Репкин В. В. Развивающее обучение как система. - 1992; Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - 1993; Готовность детей к школе / Под ред. В. В. Слободчикова. - 1992; ВенгерА. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - 1991; Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство в системе развивающего обучения. - 1992; Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла. - 1993; Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? - 1993; Александрова Э. И. Методика математики, 2 класс. Книга для учителя. - 1991; Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - 1992; Левин В. А. Методика литературы в начальной школе. Вып. 1,2. - 1992. Литература для учащихся: Издательство «Пеленг» (Томск): Репкин В. В. Букваренок. - 1991; Репкин В. В., Жедек П. С., Левин В. А. Букварь. - 1990; Репкин В. В. Русский язык. - 1993; Захарова A. M., Фещенко Т. И. Математика. - 1992; Александрова Э. И. Математика. - 1992; Олисова Л. Г., Тимченко Л. И. Прописи. - 1993; Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Хрестоматия. - 1992; Тобол-кина И. Н. Рабочие тетради учащегося по русскому языку. - 1993. 11. 4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, ГС. Альтшуллер, И. П. Иванов) Ребенок - непризнанный гений Средь буднично серых людей. М. Волошин
Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности. Альтшуллер Генрих Саулович (Г. Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Иванов Игорь Петрович (1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел. В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество — понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Обобщенные творческие способности личности: • самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; • умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию; • видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление); • умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление). Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это: • выявление и развитие творческих способностей И. П. Волкова; • технология технического творчества (теория решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера; • технология воспитания общественного творчества И. П. Иванова. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности. Классификационная характеристика технологий творчества По уровню применения: общепедагогические. По основному фактору развития: психогенные. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие. По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творческих способностей). По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные. По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: творческие. По направлению модернизации: альтернативные. По категории обучающихся: массовые + продвинутые. Акценты целей По И. П. Волкову: • Выявить, учесть и развить творческие способности; • Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. По Г. С. Альтшуллеру: • Обучить творческой деятельности. • Ознакомить с приемами творческого воображения. • Научить решать изобретательские задачи. По И. П. Иванову: • Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Концептуальные положения Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я. А. Пономарев).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.008 с.) |