Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификационные параметры, технологии

Поиск

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: природосообразная + прагматическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: СДП + ЗУН.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская + религиоз­ная, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая + технократи­ческая.

По типу управления: современная традиционная.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная.

По подходу к ребенку: социоцентрическая, антропоцентрическая, личностно-ориентированная, сотрудничество.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По направлению модернизации: авторская школа.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

• Формирование качеств СДП личности.

• Воспитание потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему.

• Развитие значимых для технологической деятельности психофизиологичес­ких функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (ин­теллектуальных, физических, творческих и др.) способностей.

• Формирование профессионализма в сочетании с широким политехническим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в различных сферах общественного производства.

• Включение учащихся в трудовые (производственные) отношения.

• Создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике.

• Формирование гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда, самостоятельности, инициативности, предприимчивости.

• Профессиональная ориентация.

• Воспитание христианской веры.

Концептуальная основа

• Труд является основой формирования личности.

• Интерес и внимание к каждому ребенку (у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни»).

• Любовь к детям (от культа личности к культу личностей).

• Милосердие к детям (все наши и мы все за них в ответе).

• Соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства (создание своими силами хорошей материальной и трудовой базы не только по­сильно каждой средней школе, но и просто необходимо с точки зрения психолого-педагогической и социальной).

• Чередование умственного и физического труда.

• Технологическое образование как неотъемлемая часть общего.

• Сочетание индивидуально-личностного подхода и коллективного воздействия.

• Разновозрастная организация учебного и трудового процессов.

• Школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия.

• Детское самоуправление и самоконтроль.

• Возрождение духовных начал (не полюбив Бога, нельзя полюбить человека).

Особенности содержания

Формирование качеств СДП. Содержание образования в технологии агрошко­лы основано на учебном предмете «Трудовое обучение» («Технология»), профес­сиональном обучении общественно полезной работе, производительном труде, вне­классной работе по науке и технике. Различные курсы сквозного предмета «Тру­довое обучение» («Технология») включают многостороннюю информацию и вы­полнение практических работ по обработке металлов, древесины, ткани и других материалов, электротехнические работы, машиноведение. Большое внимание уде­ляется моделированию, прикладному творчеству, ознакомлению с элементами ТРИЗ. Для девочек применяются модульные курсы кулинарии, изготовления одеж­ды, домашнего дизайна.

Начальное профессиональное образование ведется по сельскохозяйственным профессиям и специальностям обслуживающего труда (портной, кулинар и т. п.).

Экологическая деятельность. Исключительно богатыми возможностями для развития детей обладает экологическая деятельность. Ребята занимаются охраной природы в лесном заказнике, проводят санитарную рубку леса. Отряды голубого и зеленого патрулей следят за разведением рыб в реке, зимой долбят лунки от заморов, весной высаживают саженцы кедра.

Экономическое просвещение. С трудовым воспитанием напрямую связано эко­номическое, основанное на участии детей в производительном труде. Уже несколько лет интернат не только полностью обеспечивает себя овощами и картофелем, но и продает излишки горожанам.

Каждый воспитанник начиная с IV класса получает зарплату за участие в про­изводительном труде. Часть ее выдается на карманные расходы (покупка конфет, фруктов), а другая (большая) считается неприкосновенной и переводится на лич­ный счет.

Денежная политика в интернате - суть воспитания бережливости, рачительно­сти. У ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Интернат учит ребят распоряжаться своими деньгами.

В школе работает свой «банк», создана целая система экономического стиму­лирования учебной и воспитательной работы. Школьный «банк» не только учиты­вает заработанные деньги, но и анализирует участие каждого ученика в трудовых делах.

Духовное воспитание. В агрошколе не отправляют религиозных обрядов, но ведут беседы на религиозные темы, читают христианскую литературу, направля­ют на поиски нравственной Истины в вероучении. А. А. Католиков считает, что в современной ситуации духовного кризиса напрямую воспитывает только вера.

Территория детства: игровые помещения, школьный музей, библиотека, спорт­зал, оборудование. Организованный досуг представлен несколькими десятками кружков, секций, студий.

Методические особенности

Методы обучения знаниям, умениям и навыкам действенно-практической сфе­ры личности, привлечение школьников к производительному труду обеспечивают в органическом единстве решение задач трудового обучения и нравственно-эстети­ческого воспитания. Ведущими формами обучения являются: бригадно-групповая, индивидуальное ученичество и наставничество, производственные и строи­тельные бригады, учебно-опытное хозяйство, школьное лесничество, разнообраз­ные виды подряда.

Разновозрастные объединения

Первичные детские коллективы организованы по принципу разновозрастных бригад (отрядов), действующих на основе общих забот и дел.

Разновозрастная бригада работает на основе самоуправления. Бригадир изби­рается на собрании бригады. Есть совет бригадиров, есть школа командиров. У каждой бригады свой вымпел, своя эмблема, своя песня.

В РВО каждый из питомцев — член какой-либо общешкольной комиссии, пред­ставляет в ней бригаду, каждый проходит школу руководства и управления. Дей­ствует совет чести. Дети находятся в постоянном производственном окружении:

каждый день по 2-4 часа бывают в рабочей форме, в общении с техникой, в кругу рабочих и специалистов.

Соревнование. Каждая бригада имеет свой участок. Одни выращивают цве­ты и овощи, другие занимаются животноводством или строительством, третьи -поливом или вождением тракторов и сельхозмашин. Отдельные трудовые поруче­ния выполняют сводные отряды. Между бригадами организовано соревнование, разработана целая система учета труда.

Культ труда. В законах коллектива: трудиться всем, от мала до велика, начиная с весны по позднюю осень, от зари до зари. При этом труд не выступает для детей как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, общая забота. Дети вовлекаются в труд с самого раннего возраста, но при этом задания последовательно усложняются. Малыши собирают ягоды, грибы, лекар­ственные травы, у них есть свой «колхоз»; подростки ставят опыты в теплицах и парниках, ведут исследовательскую работу с овощами и цветами; старшеклассни­ки переходят на производственные участки, где труд фактически полностью меха­низирован. Старшеклассники осваивают профессии и промышленного и сельхоз-труда (овощевод, цветовод, механизатор, животновод).

Позиция педагога: жить вместе с детьми, радуясь и радуя всем, чем одаряет детей каждый день; жить успехами в труде, общением, красками природы, твор­чеством, фантазией, познанием.

Позиция ребенка: в трудовой деятельности, связанной с заботой о добром результате, осуществляется оптимальное соотношение субъектной и объектной позиции. Ребенок свободен в самореализации и в то же время связан отношениями ответственной зависимости в коллективе товарищей.

Аналоги. В образовательном пространстве России в последние десятилетия славился целый ряд крупных авторских школ, работавших по принципу соединения обучения с производительным тру­дом (школ-хозяйств):

Мамлютская школа-интернат в Казахстане (директор народный учитель СССР Г. М. Кубраков), использовавшая модель А. С. Макаренко;

Школа-завод <Чайка» В. Ф. Карманова по структуре представляла детскую республику, дей­ствовавшую на базе оснащенного производства;

Халданская сельская школа в Азербайджане (директор народный учитель СССР З. Г. Шоюбов), преобразовавшая не только свою организацию, но и окружающую природную среду.

Из современных зарубежных моделей заслуживают упоминания кубинские трудовые школы, школы-хозяйства в израильских кибуцах.

Литература

1. Атутов П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика. - 1996. - № 2.

2. Ермолаев В. Я. С веком наравне. - М.: Педагогика, 1988.

3. Захаренко А. А. Село и школа // Народное образование. - 1989. - №1.

4. Зембицкий Д. М. Некоторые концептуальные подходы к трудовому воспитанию в обновляю­щейся школе // Опыт разработки концепций воспитания. Ч. I, II. - Ростов-на-Дону, 1993.

5. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. - М.: Просвещение, 1987.

6. Католиков А. А. Моя семья. - М.: Педагогика, 1990.

7. Католиков А. А. Секрет успеха - в педагогически осмысленной организации детского труда // Школа и производство. - 1996. - №2.

8. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. - М., 1987.

9. Кубраков Г. М. По заветам Макаренко. - М., 1987.

10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - М., 1979.

11. Пашков А. Г. Педагогика производительного труда. — М.: Знание, 1987.

12. Селевко Г. К. Соединение обучения с производительным трудом // Вечерняя средняя шко­ла. - 1965. -№1.

13. Счтцын И. Ф. Когда воспитывает труд. - М.: Педагогика, 1987.

14. Школа и выбор профессии / Под ред. В. А. Полякова и др. - М.: Педагогика, 1987.

12. 6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

Постараемся мыслить достойно, в этом - основа нравственности.

Б. Паскаль

Ховард Дональд — президент и учредитель Школы Завтрашнего Дня (Луис-вилл, штат Техас).

Доктор Ховард посвятил более четверти века наблюдениям и исследованиям ос­новных мировых направлений в области образования. Он разработал технологию, основанную на библейских принципах с использованием компьютерного обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.008 с.)