Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуальные дидактические положенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л. В. Занков разработал дидактические принципы РО: - целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; - системность и целостность содержания; - ведущая роль теоретических знаний; - обучение на высоком уровне трудности; - продвижение в изучении материала быстрыми темпами; - осознание ребенком процесса учения; - включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ); - проблематизация содержания (коллизии); - вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; - работа над развитием всех (сильных и слабых) детей. Особенности содержания Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором — географии, в третьем — рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении. Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят. - Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л. В. Занкова Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению. Особенности методики Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика Л. В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. - Урок в системе развивающего обучения Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л. В. Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества: • цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности; • полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; • сотрудничество учителя и ученика. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: • учитель создает проблемные ситуации, коллизии; • использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; • составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; • создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; • стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.; • использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; • оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика; • поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Особенности урока • Ход познания - «от учеников». • Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию. • Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. • Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями. • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. • Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. • Отслеживание развития Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л. В. Занков предложил следующие показатели: - наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций; - отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; - практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления. Литература Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л. В. Занкова. - 1-11 кл. - М.: Изд-во АПН РСФСР; III-IV кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. - М.: Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. - М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л. В. Память. - М., 1949; Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960; Занков Л. В. О начальном обучении. - М., 1963; Занков Л. В. Содружество ученого и учителя. - М., 1991; Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.; Зверева М. В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4. Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы средней школы. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1997; Новая система начального обучения - I, II, III классы / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М. В. Зверевой. - М.: НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1967; Беркман Т. Д., Гршценко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Под общ: ред. Л. В. Занкова. - М., 1961; Занков Л. В. Беседы с учителями. -М., 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. - М.: Просвещение, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методическое пособие. - Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л. В. Занкова, 1-3 классы. - М., 1996; Нечаева Н. В. Планирование периода обучения грамоте (система I-III). -М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В. Изучение результативного развития речевой деятельности младших школьников. - М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В., РогановаЗ. Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6-х классах. - М.: ФНМЦ, 1996. Учебники, книги для учащихся: Романовская Э. И., Романовский А. П. Живое слово: Книга для чтения в I, II, III классе / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Полякова А. В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Занков Л. В. Учебник математики для I класса. - М., 1965; Аргинская И. И. Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1966, 1967; Чутко И. Я. Учебные материалы по истории - III кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л. В., Аргинская И. И. Математика, I кл. -М.: Просвещение, 1979; Дмитриева Н. Я. Книга по естествознанию. I кл. - М.: Просвещение, 1979; Азбука / Под ред. Нечаевой Н. В. - М., 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.008 с.) |