Структура учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура учебной деятельности



Учение как деятельность имеет место там, где действия че­ловека управляются сознательной целью усвоить определен­ные знания, навыки, умения. Учение — специфически чело­веческая деятельность, причем оно возможно лишь на той сту­пени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требо­вания к познавательным процессам (памяти, сообразительнос­ти, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управле­нию вниманием, регуляции чувств и т. д.).

Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, внесший принципиальные изменения в теоре­тические представления о процессе учения. Деятельность, на­правленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опы­та. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.

Исходными понятиями этой теории являются:

— обучение как система организации способов обучения, т.е. передачи индивиду общественно-исторического опыта; целью этой деятельности является планомерное целенаправленное пси­хическое развитие индивида;

— учение или учебная деятельность — общественная по содер­жанию и функциям, представляющая особый вид познава­тельной деятельности субъекта, выполняемой с целью усво­ить определенный состав знаний, умений, интеллектуальных навыков;

— усвоение — главное звено в процессе учения, процесс воспро­изведения индивидом исторически сформированных родовых способностей.

Исходным моментом в учении является потребностно-моти-вационный аспект. Познавательная потребность является, с од­ной стороны, предпосылкой деятельности учения, с другой сто-


роны — ее результатом — сформированным мотивом. Учебная деятельность при этом рассматривается с точки зрения форми­рования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.

Второй аспект, характеризующий учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных ком­понентов.

Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Ка­жется, что предметом учебной деятельности является обобщен­ный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая сами знания, человек ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект, осу­ществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной дея­тельности — это поворот на самого себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.

Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности.

В учебной деятельности выделяется ее предмет, средства, спо­собы, продукт, результат действия, структура (обобщенные ха­рактеристики представлены в табл. 2).

В учебной деятельности объединяются не только познаватель­ные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мыш­ление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности: 1) она спе­циально направлена на овладение учебным материалом и реше­ние учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы дей­ствий и научные понятия; 3) общие способы действия предваря­ют решение задач, происходит восхождение от общего к частному; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке-ученике; 5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности чело­век воспроизводит не только знания и умения, но и саму спо­собность учиться, возникшую на определенном этапе разви­тия общества.

Учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Зна­ния, на овладение которыми направлено учение, в этом случае


 




Таблица 2

 

ПРЕДМЕТ учебной деятельности (содержание) Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся
СРЕДСТВА учебной деятельности 1. Интеллектуальные мыслительные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.). 2. Языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание. 3. Фоновые исходные знания.
СПОСОБЫ учебной ■ деятельности 1. Репродуктивные. 2. Проблемно-творческие. 3. Исследовательско-познавательные действия. 4. Переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям.
ПРОДУКТ учебной деятельности 1. Структурированные знания. 2. Умение решать научные и профессиональные задачи. 3. Внутренние новообразования: формирование теоретического мышления. 4. Накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.
РЕЗУЛЬТАТ учебной деятельности 1. Потребность продолжать учение, интерес, удовлетво­ ренность от учебы. 2. Нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из школы, вуза.
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА учебной деятельности 1. Учебная мотивация. 2. Учебная ситуация: — учебная задача; — решение задачи посредством учебных действий. 3. Контроль преподавателя. 4. Оценка преподавателя.
Учебные задачи 1. Цель, требования задачи. 2. Исходные условия предмета задачи: отношения между объектами. 3. Модель требуемого состояния предмета задачи. 4. Оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение).
Действия и операции 1. Общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные) действия. 2. Действия целеполагания. 3. Действия программирования. 4. Действия планирования. 5. Исполнительные действия: — вербальные; — материальные, практические; — мыслительно-логические; — перцептивные; — мнемические; — репродуктивные; — продуктивные; — преобразующие; — исследовательские. — исследовательско-воспроизводящие 6. Действия контроля (самоконтроля). 7. Действия оценки (самооценки)

выступают как мотив, в котором нашла свое предметное вопло­щение познавательная потребность ученика, и одновременно выступают как цель деятельности учения. Если познаватель­ной потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой по­требности. В последнем случае учение уже не является дея­тельностью, так как овладение знаниями само по себе не при­водит к удовлетворению потребности субъекта, а служит лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реали­зующим другую деятельность; знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива, так как процесс учения побуж­дают не они, а то, ради чего ученик учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности.

Независимо от того, на удовлетворение какой потребности на­правлено учение, — специфической для него или нет, оно все­гда реализуется действием или цепью действий. Одна и та же деятельность может быть реализована с помощью разных дей­ствий и, наоборот, одно и то же действие может реализовать разные деятельности. Следовательно, действие имеет относитель­ную самостоятельность.

При выполнении деятельности учения у индивида нет дру­гих целей, кроме усвоения социального опыта. Этим отличает­ся учение от других видов ведущей деятельности.

Трудовая деятельность характеризуется тем, что она направ­лена на созидание каких-то продуктов, имеющих общественную значимость, нужных для людей. Что касается деятельности уче­ния, ее продуктом является изменение самого человека. Он изменяет самого себя, приобретая новые знания. Это и есть продукты его деятельности: новые познавательные возмож­ности, новые практические действия.

Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирова­ния его личности благодаря осознанному, целенаправленному при­своению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и прак­тической деятельности.

Своеобразие деятельности учения состоит в том, что ее про­дукт непосредственно не пополняет общественного богатства. Вторая существенная черта — это своеобразие потребности, ко­торой отвечает учение. Учение направлено на удовлетворение познавательной потребности. Познавательная потребность, кроме учения, может реализоваться также в исследовательской деятельности. Учение — это один из видов деятельности, кото­рые адекватны познавательной потребности. Но исследователь-


 



3. Зак. 552



 


екая деятельность не только (а иногда и не столько) удовлетво­рение познавательной потребности, но и получение нового зна­ния, которого раньше не было в социальном опыте. В силу этого исследовательская деятельность может быть рассмотрена как вид трудовой деятельности. В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмот­рения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внут­ренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конк­ретному, от общего к частному.

Учебная деятельность носит общественный характер: по со­держанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения.и протекает в специальных общественных учреждени­ях, например, в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъек-тностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную структуру и содержа­ние, особенности которых определяют специфику самой учеб­ной деятельности.

Содержательный анализ учебной деятельности дан в коллек­тивной монографии сотрудниками кафедры педагогики и педа­гогической психологии факультета МГУ. По определению И.И. Ильясова, деятельность учения есть самоизменение, са­моразвитие субъекта, превращение его из не владеющего опре­деленными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождествен­на усвоению — оно является ее основным содержанием и опре­деляется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее пол­ное и развернутое описание способа представлено теорией по­этапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внеш­него, предметного действия к внутреннему, умственному и этап-

3*

ность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятель­ности.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

— интеллектуальные действия, мыслительные операции (ана­лиз, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

— знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-позна-вательные действия (В.В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности является структурирован­ное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения ре­шать требующие его применения задачи в разных областях наук и практики. Продуктом также является внутреннее новообразо­вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит ос­новной органичной частью в индивидуальный опыт. От его струк­турной организации, системности, глубины, прочности во мно­гом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, ус­пешность профессиональной деятельности, общения.

Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теорети­ческого сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и спо­собов построения учебной деятельности, в противном случае оно, может оказаться (и часто оказывается) не сформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для ву­зовского обучения. Поэтому существует особая проблема диаг­ностики уровня мышления.

Внешняя структура учебной деятельности состоит из та­ких основных компонентов, как: 1) мотивация; 2) учебные за­дачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку. Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.И. Ильясов отмечает: «...учеб­ные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь уча­щийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахожде-


ния общих способов решения задач определенного класса. Учеб­ные действия — это действия учащихся по получению и на­хождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на сравнение результа­тов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения задан­ных научных знаний и общих способов решения задач».

Мотивация как первый обязательный компонент учебной де­ятельности входит в структуру деятельности, может быть внут­ренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой дея­тельности.

Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующи-ми. Наилучший случай, когда такими мотивами являются по­знавательные, что не всегда имеет место. Поэтому мотивы дея­тельности учения делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В подобном случае учение служит учащемуся средством достижения других целей.

Цель учебной деятельности — получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, ученик учится потому, что хочет получить пре­стижную профессию, и это является его конечной целью.

Итак, учение может иметь различный психологический смысл для ученика: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, т. е. в качестве «двигате­ля» его учебной деятельности; б) служить средством достиже­ния других целей. В этом случае мотивом, заставляющим вы­полнять учебную деятельность, является эта другая цель.

Внешне деятельность всех учеников похожа; внутренне, пси­хологически, она весьма разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами деятельности. Именно они определяют для человека смысл выполняемой им деятельности. Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности.

Формирование лишь познавательной мотивации по отноше­нию к учебному предмету без учета мотивационной направ­ленности личности может привести к своеобразному снобизму. Человек будет стремиться удовлетворять лишь свою потребность


 




 


Схема 3

в знаниях, не думая о своих обязанностях перед обществом. Вот почему учебно-познавательная мотивация всегда должна быть подчинена социальной. В конечном итоге ученик должен стре­миться к познанию, чтобы быть полезным обществу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.026 с.)