Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебные материалы и практические разработки↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психология имиджа
Екатеринбург
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология имиджа» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению 030300 «Психология». Дисциплина относится к вариативной части, дисциплинам по выбору студента профессионального цикла рабочего учебного плана.
Содержание I. Общая характеристика дисциплины........................................................... 5
II. Распределение трудоемкости по разделам, темам дисциплины и видам учебной работы ………………………………………………........................7
III. Структура и содержание дисциплины......................................................9
IV. Содержание семинарских и практических занятий...............................13
V. Формы организации и контроля самостоятельной работы студентов...55 VI. Учебный словарь дисциплины.................................................................57
VII. Содержание различных видов контроля по дисциплине............... …..60
VIII. Контрольные мероприятия и отчетность...............................................63
IX. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины............................................................................................................................65 X. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………. 67 Приложение 1…………………………………………………………………68 Приложение 2…………………………………………………………………75 Приложение 3………………………………………………………………….83 Приложение 4………………………………………………………………….88 Приложение 5………………………………………………………………….90 Приложение 6………………………………………………………………….94 Приложение 7………………………………………………………………….99
I. общая характеристика дисциплины 1. Требования к уровню подготовки Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями: - воспринимать, обобщать, анализировать предоставляемую информацию, уметь работать с информацией самостоятельно; - логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности; - понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций 2. Требования к результатам освоения дисциплины: В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции: Общекультурные: - использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач, понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); - владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); - овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). Общепрофессиональные: - профессиональная просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества \(\ПК-20); - реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
В результате освоения компетенций студенты: Знают - основные понятия психологии имиджа и имиджелогии; - отличия имиджа от репутации, представления, мнения; - специфику формирования индивидуального и группового имиджа; - возможности и ограничения целенаправленного формирования индивидуального и группового имиджа.
Умеют - организовывать сбор и обработку данных, необходимых для исследования индивидуального и группового имиджа; - анализировать легенду имиджа, выделяя миссию организации. - корректно интерпретировать результаты проведенных исследований; - составлять рекомендации по коррекции индивидуального и группового имиджа. - прогнозировать возможные последствия изменения имиджа.
Владеют - навыками планирования и проведения исследования имиджа; - навыками рефлексии возможных ошибок в процессе проведения анализа имиджа и интерпретации полученных данных
Технологии обучения В преподавании используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские и практические занятия, кейс-технологии
Учебные материалы и практические разработки Для реализации технологий и методов обучения используются: вопросы для подготовки к семинарским и практическим занятиям, кейс-задания, тестовые задания.
Контрольно-измерительные материалы В качестве оценочных средств текущего контроля используются: тест, презентации. Реализация программы предусматривает активное обучение студентов с использованием диалоговой формы и постановки проблемных вопросов. Учебный материал излагается в лекциях, закрепляется в самостоятельной работе студентов. Особое место в овладении данным курсом отводится анализу имиджа реального объекта. II. Распределение часов курса По темам и видам работ Учебно-тематический план занятий (студентов специальности Психология» очного отделения)
Учебно-тематический план занятий (студентов специальности Психология» заочного отделения)
III. СТРУКТУРА И Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
IV. СОДЕРЖАНИЕ КуРСА ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ Тема 1 Основные понятия имиджелогии Тема 2 Имидж как образ восприятия. Механизмы социально-психологической перцепции. Межличностная аттракция Тема 3 Структура имиджа. Символическая природа имиджа Тема 4 Имиджформирующая информация Тема 5 Эстетические компоненты имиджа. Различные виды имиджа Тема 6 Индивидуальный имидж. Классификация, особенности, способы изучения. Тема 7 Групповой имидж. Классификация, особенности. Способы изучения. Тема 8 Имидж организации. Средства создания. Имидж руководителя и персонала организации. Тема 1. Основные понятия имиджелогии План 1. Имиджелогия. Комплексный подход. 2. Определение имиджа. 3. Функции имиджа 4. Соотношение понятий «имидж», «мнение», «репутация». Различные подходы к пониманию имиджа. Развитие представлений о необходимости управления создаваемым впечатлением. Основные понятия имиджелогии. Свойства имиджа. Ценностные и технологические функции имиджа. Типы имиджей, различные подходы к классификации имиджей. Цели создания имиджа. Необходимость целенаправленного создания имиджа. Соотношение понятий «имидж», «репутация», «мнение».
«Image» (фр., англ.) – образ, облик, изображение Образ понимается в обыденном смысле как результат психического отражения (представления) того или иного объективного явления. В процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, и соответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого. Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным (например, в искусстве); этот процесс может включать процедуры анализа (что позволяет отобразить типичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладает характеристиками индивидуального явления). Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу. Однако слово «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является не любое явление, а субъект. В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. В. Н. Маркин: «Имидж – это не маска, не приукрашивание своего профессионального облика. В реальной жизни, конечно, существует и это. Но данный аспект в технологии имиджа, на мой взгляд, не главное. Стержневое здесь – возможность передать информацию о себе, о своих истинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях» А. П. Федоркина и Р. Ф. Ромашкина характеризуют имидж как «социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов, которые затребованы сегодня народными массами». Е.Б. Перелыгина: «Имидж – эт о символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия.» Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа. Многие авторы признают, что имидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании. Важной особенностью имиджа является его активность. Он «способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения»
Прообраз – это субъект, чей имидж создается. Реципиент – субъект, для которого создается имидж, и в представлении которого существует. Необходимо обратить внимание, что люди, воспринимающие имидж, упоминаются во множественном числе. Групп реципиентов получила название аудитории имиджа. Литература Основная: 1. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 11–87. 2. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 11–26. 3. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. С. 40–49. Дополнительная: 4. Богданов В. Г., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик Рилейшнз». СПб.: Питер, 2004. С. 35–42. 5. Рожков И. Я., Кисмеришкин В. Г. Бренды и имиджы. М.: РИП-холдинг, 2006. С. 16–25. 6. Панасюк А.Ю. Я Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004. Тема 2 Имидж как образ восприятия. План 1. Перцептивная сторона общения. Формирование образа партнера по общению. 2. Интерпретация информации о партнере по общению. 3. Каузальная атрибуция в формировании имиджа. 4. Эффекты восприятия в формировании имиджа 5. Межличностная аттракция. Возможности целенаправленного использования. Социально-психологическая перцепция. Характеристики субъекта и объекта восприятия. Учет ситуации взаимодействия и прошлого опыта общения. Интерпретация поведения другого человека в создании имиджа. Идентификация и рефлексия. Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка атрибуции. Феномен соответствия Хайдера. Эффекты восприятия. Феномен межличностной аттракции и его использование в целенаправленном создании имиджа.
Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В отечественной социально-психологической литературе в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (Бодалев А. А., 1982). На основе перцептивной стороны общения мы, по словам С. Л. Рубинштейна (2000), как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения, способствуют соответствующей организации совместных действий. Одним из способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, которое носит название эмпатия. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина + attribuo - придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним.Стремление найти объяснение поведения человека (каузальная атрибуция) включается в систему закономерностей, оказывающих влияние на понимание людьми друг друга: - события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины; - если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка; Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Феномены восприятия: 1. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне 2. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. 3.. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке 4. «Эффект новизны» проявляется в том, что, если при получении негативной информацию о партнере, человек может изменить существующее о нем мнение. Учитывая, что имидж – это эмоционально окрашенный образ, в целенаправленном формировании имиджа чрезвычайно важную роль играет межличностная аттракция. Межличностная аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. (Андреева Г. С.) Возникает вопрос, что притягивает - отталкивает двух людей, вызывает взаимные симпатии – антипатии? В настоящее время существует два направления в исследовании межличностного притяжения. Одно утверждает первичную значимость сходства между людьми и подобие установок для образования симпатий. Другое направление считает, что решающей для возникновении аттрактивных процессов является взаимная дополняемость. В целом, можно выделить следующие факторы межличностной аттракции: 1. Нам нравятся люди со сходными установками. Чем ближе чьи-либо установки нашим собственным, тем симпатичнее нам кажется человек. Этот “эффект согласия” был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. Исследования Т.Ньюкома, У.Гриффит и Р.Вейч подтвердили предположение о том, что сходство рождает удовлетворение. Причем это можно сказать также и о внешнем, физическом сходстве двух людей. 2. Нам нравятся люди физически привлекательные. формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа “ не все то золото, что блестит” или “нельзя ценить книгу по ее обложке”, говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать на нее внимание. Тем не менее, эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение. При этом необходимо учитывать, что физическая привлекательность складывается не только из физических черт, но и мимики, жестов, состояния одежды и т.д. 3. Нам нравятся люди, «обещающие» удовлетворение наших потребностей. 4. Нам нравятся те, кому нравимся мы. 5. Нам нравятся люди, демонстрирующие помогающее поведение. При этом важно отличать помощь от сделки. Помощь не предполагает ответной услуги, платы чем бы то ни было за эту помощь, помощь бескорыстна. 6. Нам нравятся люди-герои, воплощающие представление о нашем Я-идеальном. 7. Нам нравятся люди-свидетели наших побед, при условии, что они тоже оценивают результат нашей деятельности как победу.. 8. Нам нравятся люди, с которыми мы вместе пережили эмоциональное напряжение, при этом знак эмоции значения не имеет. 9. Нам нравятся люди, которых, при прочих равных условиях, мы чаще и ближе встречаем. Р. Зайенс провел эксперимент, который подтвердил это предположение. Группе студентов предъявлялись бессмысленные слова и “китайские” иероглифы. Студенты должны были сказать, что по их мнению, означают эти слова и иероглифы. Чем большее количество раз им приходилось видеть бессмысленное слово или “китайский” иероглиф, тем более они склонны были говорить, что это означает нечто хорошее. То же самое происходило при предъявлении студентам фотографий неизвестных им людей. Наиболее приятными испытуемым казались именно те лица, которые во время эксперимента попадались чаще остальных. Зайенс и его сотрудники выяснили, что нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. На самом деле наиболее сильный эффект простое нахождение в поле зрения дает как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.
Было выявлено, что определенная взаимодополнительность (комплиментарность) может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению. Таким образом, сходство имеет важное значение для установления отношений, а для их продолжения необходима комплиментарность.
Задачи: В ходе занятий студенты: Ø приобретут понимание субъктивности восприятия другого человека; Ø выявят особенности реципиента, влияющие на интерпретацию информации о партнере. Ø познакомятся с действием таких социально-психологических феноменов как каузальная атрибуция и межличностная аттракция. Основные понятия: субъект и объект восприятия, каузальная атрибуция, межличностная аттракция Задания: 1. Студенты в малых группах обсуждают и находят ответы на следующие вопросы: · Какие особенности субъектов восприятия повлияют на интерпретацию информации? · Как объясняется поведение другого человека в условиях недостатка информации? 2. Студенты составляют сводную таблицу «Кто нам нравится?». Результаты обсуждаются в группе. 3. Студентам предлагается прочитать и обсудить главу «Физическая привлекательность» (см. Приложение 2) и выделить факторы межличностной аттракции, описанные в этой главе. 3. Студентам предлагается упражнение: организовать общение в группе, используя одну из найденных особенностей (похожесть, помогающее поведение, обещание удовлетворения актуальных потребностей) и т.д.Результаты обсуждаются в группе. Результат: В результате освоения содержания занятия студенты: ü имеют представление о механизмах формирования образа партнера по общению. ü могут осознанно использовать приемы формирования привлекательного образа; ü понимают зависимость приписываемой причины поведения от отношения к данному человеку.
Литература Основная: 1. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 88–99. 2. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. С. 50–78. Дополнительная: 3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 124–129. 4. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. С. 100–115, 537–559.
Тема 3. План 1. Структурные элементы имиджа. 2. Легенда имиджа. 3. Эстетические компоненты имиджа 4. Знаковая структура имиджа
Основные структурные элементы имиджа. Понятие легенды имиджа. Миссия, цели и реальные действия в структуре имиджа. Необходимость тщательной проработки легенды имиджа. Оценка легенды имиджа. Последствия рассогласований структурных элементов легенды. Имидж как символическая знаковая структура. Различные виды знаков в структуре имиджа. Использование символов в целенаправленном создании имиджа. Согласованность внешних компонентов имиджа и внутренней содержательности личности.
Знак – это любой чувственно-воспринимаемый предмет, выступающий в качестве представителя любого другого отличного от него предмета (что-то, что представляет что-то другое). Существует (по классификации Ч. С. Пирса) 3 разновидности знаков: А) Естественные знаки – часть целого, которое свидетельствует обо всем целом или других частях этого целого (они могут носить название знаки-индексы). Любые приметы – это естественные знаки. Б) Знаки-образы – это знаки, совпадающие со своим значением по внешнему виду. В) Знаки-символы – это знак, не связанный со своим значением ни естественной связью, ни внешним сходством. Связь между символом и значением всегда искусственная. Эта связь формируется длительно и она, как правило, очень устойчива. Слово-название предмета является знаком-символом. В имидже присутствуют все три вида знаков, но значение символов очень большое. Нельзя отнести имидж исключительно к какой-то одной разновидности знака, потому что в нем присутствуют элементы от каждого. Прежде всего, в имидже присутствует многое от естественного знака. Причина этого не только в том, что при создании имиджа человек использует собственное тело, лицо, голос, жесты, но главным образом в том, что имидж всегда в той или иной степени является продолжением его естественных психических качеств. Далее, имидж, безусловно, содержит многое от иконического знака. Поскольку он представляет собой разновидность образа, он обязательно имеет сходство со своим прообразом. Но природа имиджа является, в конечном счете, все-таки символической. Таким образом, имидж представляет собой не единичный, отдельно стоящий знак, а знаковую структуру. То есть, такую устойчивую, организованную совокупность знаков, которая в свою очередь сама выступает в качестве знака и может представлять некоторый относительно устойчивый объект. А элементами этой знаковой структуры могут выступать все три типа знаков. Знак-символ всегда допускает некоторую двусмысленность, неопределенность, то есть предоставляет возможность неоднозначной трактовки, потому, что он функционирует в социальном контексте. Именно в этом смысле специалисты говорят, что имидж является как бы “полуфабрикатом”, поскольку он оставляет направление для домысливания в соответствии с социальным опытом целевой аудитории или воспринимающего человека. Он содержит в себе набор “ключей”, то есть символов, которые человек интерпретирует в процессе восприятия.
Структура имиджа
В имидже выделяют 2 части: 1. Легенда имиджа (наиболее сложная для работы) 2. Эстетические компоненты имиджа Легенда имиджа состоит из 3 частей: Миссия – это информация о том, во имя чего прообраз существует в обществе. Миссия – это главная конечная цель, которая, возможно, никогда не будет достигнута, но определяет движение прообраза. О миссии человека косвенно свидетельствуют его ценности. Це
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.015 с.) |