Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по проведению семинарских (практических) занятий. . 10↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (г. Архангельск)
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы для студентов, обучающихся по специальности 061100 - "Менеджмент организации"
Москва-Архангельск 2009
Романов И.Е.Правоведение: Учебно-методические материалы для студентов, обучающихся по специальности 061100 - "Менеджмент организации". – Архангельск: Международный институт управления (Архангельск), 2009. – 27 с.
Учебно-методические материалы дисциплины «Правоведение» составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 061100 - "Менеджмент организации".
Учебно-методические материалы дисциплины рассмотрены и одобрены на заседании научно-методического совета института, протокол № ___ от «____»____________2009 г.
Рецензенты:
Д-р юридических наук, профессор Кайнов Владимир Иванович (СПб. Университет МВД РФ) к-т юридических наук, доцент Белоус Владимир Гаврилович (Международный Институт управления, г. Архангельск)
© Романов И.Е., 2009. © Международный институт управления (Архангельск), 2009. Оглавление
МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА.. 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 5 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 8 а) источники: 8 б) основная литература: 8 в) дополнительная литература: 8 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ.. 10 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 17 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» 24
МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА Курс «Правоведение» следует рассматривать как комплексный, знакомящий студентов с теорией государства и права, основными отраслями права (конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным, экологическим правом и др.), а так же с проблемами защиты государственной и коммерческой тайны. Изучение дисциплины «Правоведение» тесно связано с изучением других дисциплин в вузе, и, прежде всего, с отраслевыми юридическими дисциплинами, философией, социологией, политологией, культурологией, экономической теорией и историей. Изучение курса «Правоведение» поможет студентам неюридических факультетов успешно решать многие проблемы правоприменительной практики, с которыми они могут встретиться в своей будущей профессиональной деятельности, поскольку является правовой основой изучения специальных дисциплин, например, таких как: «Хозяйственное право», «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Логистика», «Таможенное дело» и другие.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины будущий специалист должен знать: · предмет и методы, применяемые в юридических науках; · основные принципы права; · источники российского права; · основные понятия теории государства и права; · элементы конституционно-правового статуса личности в РФ;
уметь: · пользоваться учебной и научной правовой литературой · пользоваться информационно-правовыми системами, оперативно находить правовые акты; · обоснованно ссылаться на конкретные правовые нормы для их реализации в ходе практической деятельности;
иметь представление: · о теоретических основах права и государства; · о системе российского права. · о международном праве как самостоятельной отрасли права. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Очная форма обучения
Промежуточной формой контроля знаний для учащихся очной формы обучения являются ответы на вопросы семинарских и практических занятий. В качестве рубежного контроля могут быть использованы письменные работы, рефераты по темам курса и т.п. В качестве итогового контроля предусмотрен экзамен.
Заочная форма обучения
Промежуточной формой контроля знаний для учащихся заочной формы обучения являются ответы на вопросы практических занятий. В качестве рубежного контроля предусмотрено написание контрольной работы. В качестве итогового контроля применяется экзамен. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Основы теории государства Введение. Понятие, предмет, методология и задачи курса. Место курса в системе учебных дисциплин. Государство и право. Их роль в жизни общества. Происхождение государства и права. Понятие, признаки и функции государства. Правовое государство. Понятие, признаки и принципы. Социальное назначение государства.
Тема 2. Основы теории права Социальные нормы и место права в их системе. Понятие, признаки и функции права. Понятие и виды источников права. Понятие и признаки нормы права. Структура нормы права. Классификация норм права. Норма права и нормативно-правовые акты. Понятие и признаки нормативно-правового акта. Закон и подзаконные акты. Источники российского права. Система российского права. Отрасли права. Критерии деления права на отрасли и институты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие, признаки и виды правонарушений. Состав правонарушений. Понятие и признаки юридической ответственности. Цели и принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Понятие законности. Принципы и гарантии законности. Понятие правопорядка. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Тема 3. Основы Конституционного права Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Понятие и сущность Конституции. Классификация конституций. Основные этапы развития Конституции РФ. Принципы и юридические свойства российской Конституции 1993 г. Понятие и форма государственного устройства.Особенности федеративного устройства России.Принципы российского федерализма. Понятие и конституционный статус органов государственной власти. Классификация органов государственной власти. Система органов государственной власти в РФ. Тема 4. Основы Гражданского права. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности Понятие гражданского правоотношения. Субъекты гражданского права и гражданская правосубъектность. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие и организационно-правовые формы юридических лиц. Право собственности. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности и виды права собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Понятие и виды. Способы обеспечения обязательств. Наследственное право. Понятие и основания наследования. Очереди наследования по закону. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Тема 5. Основы Семейного и Трудового права Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Понятие, формы и виды трудового договора. Основания прекращения трудового договора. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Понятие и предмет трудовой дисциплины. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА а) источники:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая 1994 г., часть вторая 1996 г., часть третья 2001 г., часть четвёртая 2007 г. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации. Закон РФ № 63-Ф3 от 13.06.96. 5. Семейный кодекс Российской Федерации. Закон РФ № 223-Ф3 от 25.12.95. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Закон РФ № 195-Ф3 от 30.12.2001. 7. Трудовой кодекс Российской Федерации. Закон РФ № 197-Ф3 от 30.12.2001. 8. Земельный кодекс Российской Федерации. Закон РФ № 136-Ф3 от 25.10.2001. 9. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон РФ № 154 - Ф3 от 18. 12. 2004 10. «О государственной тайне». Закон РФ № 5485-1. от 21.08.93. 11. «О гражданстве Российской Федерации». Закон РФ 31 мая 2002 г. б) основная литература:
1. Балашов А.И, Рудаков Г.П. Правоведение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с. 2. Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ЮРИСТЪ, 2007. – 400 с.
в) дополнительная литература: 1. Административное право: Учебник / под ред. проф. Л.Л. Попова. – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 699 с. 2. Административное право: Конспект лекций для вузов / И.В. Макарейко. – М.: ЮРАЙТ, 2007. – 236 с. 3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.-784 с. 4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для вузов/ – М.: ЮРИСТЪ, 2000. – 684 с. 5. Гражданское право. Учебник для вузов. /А.А. Гончаров, Ю.Г. Попонов. – М.: КноРус, 2005.- 695 с. 6. Гражданское право. Учебник для вузов. /А.П. Фоков, Ю.Г. Попонов и др. – М.: КноРус, 2006.- 677 с. 7. Гражданское право. Ч.1: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 536 с. 8. Гражданское право. Ч.2: Учебник / Под ред. проф. А.Г. Калпина. – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 542 с. 9. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 2002.- 404 с. 10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: Юриспруденция, 2000. – 448 с. 11. Клименко А.В. и др. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Академия, 2007. – 218 с. 12. Конституционное право России: Учебник / Чиркин В.Е. – М: ЮРИСТЪ, 2003. – 447 с. 13. Конституционное право России: Учебник/ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 2003. – 2003. – 585 с. 14. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие М.: "Статут", 2001.-311 с. 15. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало, 2001. – 611 с. 16. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 512 с. 17. Овсянко Д.М. Административное право. М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 468 с. 18. Правоведение: Учебник для вузов/Под ред. д.ю.н., проф. С.Н.Бабурина. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 592с. 19. Правоведение: Учебник / В.А. Алексеенко и др. – М.: КНОРУС, 2007. – 436 с. 20. Правоведение: Учебник / Отв. редактор проф. Б.И. Пугинский.- М.: "ЮРАЙТ", 2007.- 462 с. 21. Семейное право: Учебник для вузов /Антокольская М.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 2003. – 336 с. 22. Теория государства и права. Учебное пособие. / Под ред. О.П. Маслюкевича. – М.: Дашков и К., 2007. – 318 с. 23. Трудовое право России: Учебник / Под ред. проф. С.П. Маврина, проф. Е.Б. Хохлова – М.: ЮРИСТЪ, 2003. – 560 с. 24. Уголовное право России. Учебник для вузов. / Под ред. А.Н. Рарог. М.: ПРОСПЕКТ, 2005.- 693 с. 25. Уголовное право России. Особенная часть. Конспект лекций / В.В. Сверчков. М.: ЮРАЙТ, 2007. - 299 с. 26. Ушаков Н.А. Международное право. – М.:ЮРИСТЪ, 2003.–302с.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Подготовка к семинару – один из основных и трудоемких видов учебной деятельности, эффективность которой во многом зависит от умения пользоваться учебно-методической литературой. План проведения семинарского занятия должен содержать не только перечень вопросов для обсуждения, но и вопросы для самоконтроля, методические рекомендации для подготовки по наиболее сложным проблемам, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. Независимо от типа семинар характеризуется. - самостоятельным, индивидуализированным изучением вопросов и проблем; - самостоятельным поиском студентами решения учебной проблемы во время подготовки и проведения семинара; - направляющей и корректирующей ролью педагога при подготовке студента к семинару. В связи с этим при подготовке к семинарским занятиям по курсу студентам рекомендуется: а) глубоко прорабатывать вопросы, вынесенные на семинарские занятия, пользуясь при этом рекомендованной литературой, конспектами, иными учебными материалами; б) внимательно изучать структуру семинарского занятия и определять свое место и роль при его проведении. Работы
Самостоятельная работа относится к числу основных форм обучения. Она формируется в процессе учебной и профессиональной деятельности. Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях – это качество личности воспитывается на протяжении всей жизни человека и в особенности, интенсивно в период обучения. В процессе обучения очень важно научиться систематически работать, вдумчиво читать учебные и монографические издания, научиться конспектировать лекции и литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения. Эффективность обучения, общая культура, профессиональный уровень специалиста, развитие памяти и творческого мышления во многом определяется умением работать с литературой. Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках данного курса: 1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; 2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх; 3. Выполнение контрольной работы; 4. Решение задач, упражнений; 5. Работа с тестами и вопросами для самопроверки; 6. Моделирование или анализ конкретной ситуации; Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории. При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Во время самостоятельной работы при освоении курса студенту рекомендуется анализировать правовые и социальные явления повседневной жизни. Важно помнить, что суждение должно быть научно обоснованным. Рекомендации по работе с литературой Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями. Изучение литературы - процесс сложный, требующий выработки определенных навыков. Поэтому важно научится работать с книгой. Перечень и объем литературы, необходимой для изучения дисциплины, определяется программой курса и другими методическими рекомендациями. Всю литературу можно разделить на учебники и учебные пособия, оригинальные научные монографические источники, научные публикации в периодической печати. Из них можно выделить литературу основную (рекомендуемую), дополнительную и литературу для углубленного изучения дисциплины. Изучение дисциплины следует начинать с учебника, поскольку учебник – это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой и требованиями дидактики. При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала. Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. Сквозное чтение предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из приведенного списка дает возможность студенту сформировать тезаурус основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими. Выборочное – наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к семинарским занятиям по соответствующим темам. Повторное чтение предполагает возвращение к неясным фрагментам текста по прошествии времени. Для освоения их содержания требуется неоднократное возвращение к содержанию. Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке контрольных вопросов и заданий. Список этих вопросов по понятным причинам ограничен, поэтому важно не только содержание вопросов, но сам принцип освоения литературы с помощью вопросов к текстам. Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации. Есть несколько приемов изучающего чтения: 1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна. 2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм: - медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного; - выделить ключевые слова в тексте; - постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора. 3. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов. К этому можно добавить и иные приемы: прием реферирования, прием комментирования. При работе с литературой по данной дисциплине необходимо иметь в виду, что вся предметная область данной дисциплины имела свою историю развития. Поэтому при чтении текстов необходимо отмечать хронологию текстов. Такое сопоставление дает не только лучшее понимание смысла текстов, но и способствует лучшей организации материала в памяти. Важной составляющей любого солидного научного издания является список литературы, на которую ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы. В этом случае вся проблема как бы разбивается на составляющие части, каждая из которых может изучаться отдельно от других. При этом важно не терять из вида общий контекст и не погружаться чрезмерно в детали, потому что таким образом можно «за деревьями не увидеть леса». В решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги. Можно выделить три основных способа записи: а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования положений и фактов; б) последовательная запись мыслей автора, по разделам, главам, параграфам книги. Такая запись требует творческой переработки прочитанного, что способствует прочному усвоению содержания книги; в) краткое изложение прочитанного: содержание страниц укладывается в несколько фраз, содержание глав - в несколько страниц связного текста. Этот вид записи проще, ближе к первоисточнику, но при этом творческая мысль читателя пассивнее, а поэтому усвоение материала слабее. Контрольные вопросы по курсу МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Студенты, обучающиеся на заочном отделении, в соответствии с учебным планом и графиком прохождения учебных дисциплин, выполняют письменную контрольную работу. Написание контрольной работы по курсу Правоведение является одной из важных форм самостоятельного изучения студентами программного материала. Творческое выполнение контрольной работы способствует более глубокому усвоению теоретических положений. Раскрывая содержание контрольных вопросов, учащиеся приобретают способность анализировать теоретические положения и юридическую практику. Излагая материал, студенты приобретают навыки работы с нормативно – правовыми актами, изучают научную литературу, что формирует у них научное мировоззрение и творческий подход к изучению учебных дисциплин, связанных с правом. Написание контрольной работы является достаточно сложным заданием, поскольку студенты заочного отделения, в основном, тесно работают с источниками права впервые, и не имеют для этого необходимых навыков. Данные рекомендации призваны оказать методическую помощь учащемуся в деле правильного написания и раскрытия предложенных вопросов.
Контрольная работа должна быть: -выполнена по конкретно предложенной теме; -написана самостоятельно, на основе предварительного изучения и усвоения содержания учебной литературы и научных публикаций по исследуемым вопросам; -оформлена надлежащим образом; -отпечатана или написана аккуратно, четким понятным почерком. -представлена на рецензирование не позже установленного срока. Теоретический вопрос должен быть раскрыт и содержать вывод. Условия задач необходимо переписать, некоторые решения можно сформулировать в виде приговора суда с содержанием номеров статей и глав использованного при рассмотрении казуса документа. Использование интернета без творческого осмысления и механическое переписывание с учебника не допускаются. Для всестороннего рассмотрения предложенной проблемы необходимо использовать не менее 3 – 5 источников. Работы, выполненные с нарушением указанных требований, не рецензируются и возвращаются на доработку.
Порядок выбора варианта и подбор литературы Одним из важнейших этапов выполнения контрольной работы является выбор варианта. Номер варианта контрольной работы студенты получают у методиста заочного отделения или выбирают самостоятельно по предложенной ниже схеме. Изменение варианта возможно только после согласования с преподавателем. Учащиеся, у которых фамилия начинается на буквы А, Л, Х (например - Алексеев), выполняют 1 вариант контрольной работы; -если фамилия начинается на буквы Б, М, Ц - 2-й вариант; -если фамилия начинается на буквы В, Н, Ч - 3-й вариант; -если фамилия начинается на буквы Г, О, Ш - 4-й вариант; -если фамилия начинается на буквы Д, П, Щ - 5-й вариант; -если фамилия начинается на буквы Е, Р, Э - 6-й вариант; -если фамилия начинается на буквы Ж, С, Ю -7-й вариант; -если фамилия начинается на буквы З, Т, Я - 8-й вариант; -если фамилия начинается на буквы И, У - 9-й вариант; -если фамилия начинается на буквы К, Ф -10 вариант.
Определившись с вариантом, необходимо осуществить подбор учебной и научной литературы с учетом предложенной к темам, причем рекомендованный список не является исчерпывающим и по возможности может быть дополнен другими источниками. В дальнейшем необходимо изучить подобранную литературу, обращая внимание на выходные данные, полное название работы, фамилию и инициалы автора, место и год издания. Это необходимо для оформления научного аппарата работы.
Структура и оформление контрольной работы
По структуре контрольная работа состоит из основного содержания (теоретического вопроса и 2-х задач) и списка использованной литературы. Общий объем контрольной работы не должен превышать 10 – 15 страниц печатного текста на листах формата А-4. Общепринятые размеры печати: - на одной странице текста должно размещаться 28 - 30 строк; - одна строка должна содержать 60 - 65 знаков (включая пробелы между словами) - абзацный отступ равняется 5 знакам; - для поля выставляются следующие размеры: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм. - размер шрифта 12-14 (Times New Roman). Контрольная работа должна быть оформлена надлежащим образом. Вначале оформляется титульный лист, затем, при необходимости, план работы. После этого на новом листе ответ на теоретический вопрос и на отдельных листах решение задач. В тексте должны быть ссылки на использованные источники. В конце работы приводится (в алфавитном порядке) список использованной литературы. Листы должны быть сброшюрованы (например – стиплером или в папке-скоросшивателе). Вариант 1. 1. Систематизация законодательства. Понятие и виды. 2. Решите задачи:
1). Пункт 3 ст. 62 Конституции РФ 1993 г. гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». Раскройте структуру данной нормы права. 2). Безработный житель Архангельска Медунков Дмитрий Михайлович спустился на веревке с крыши с целью совершить кражу имущества, проникнув через открытое окно в квартиру, находившуюся на седьмом этаже. В тот момент, когда Медунков стоял на подоконнике, домой вернулся хозяин квартиры, инвалид I группы по зрению Слепнев Николай Григорьевич. Почувствовав сквозняк, он подошел к окну, собираясь его закрыть, и не видя стоящего на подоконнике Медункова, Слепнев движением оконной рамы столкнул его вниз. От травм, полученных в результате падения, Медунков скончался. Будет ли привлечён гражданин Слепнев к уголовной ответственности? На основании чего сделан такой вывод? Вариант 2. 1. Реализация права. Понятие и формы. 2. Решите задачи:
1). В статье 153 УК РФ определено: «Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев». Все ли элементы нормы права представлены в этой статье?
2). Житель Северодвинска Каштанов С.П. по дороге на рыбалку решил накопать червяков. Он зашел на неогороженный дачный участок, принадлежащей гражданину Фурцеву В.П. и в ходе раскопок нашел горшок с золотыми монетами. Увидев это, Фурцев потребовал отдать клад ему, говоря, что земля является его собственностью, на что Каштанов заявил, что это он нашел и выкопал горшок и что ценности принадлежат именно ему. Разрешите их спор?
Вариант 3. 1. Гражданство Российской Федерации. Понятие. Способы приобретения. 2. Решите задачи:
1). К каким отраслям права относятся следующие институты: - институт наследства; - институт административной ответственности; - институт опеки и попечительства; - институт собственности; - институт материальной ответственности; - институт гражданства; - институт дарения; - институт наказания; - институт президентства. 2). Вернувшись с работы, житель Архангельска Ершов Ю.И. застал у себя дома воров. Будучи крепкого телосложения, Ершов вступил с ними в драку с целью защитить свое имущество. В результате потасовки непрошенным гостям были причинёны телесные повреждения, от которых один из них скончался. Возможно ли привлечение Ершова Ю.И. к уголовной ответственности? На основании чего сделан такой вывод? Вариант 4. 1. Правовой статус личности. Понятие и элементы. 2. Решите задачи:
1). В предложенном перечне выделите источники российского права: - Указ Президента РФ; - Постановление Правительства РФ; - Приказ директора школы; - Трудовой кодекс РФ; - Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции; - Конституция Российской Федерации. 2). Гражданка Новикова С.А. обратилась в суд с заявлением об ограничении дееспособности её сына, который, будучи единственным трудоспособным членом семьи, пропивает свой заработок. Как следует из материалов дела, 16-летний Виктор действительно тратит весь свой заработок на приобретение спиртных напитков, чем ставит семью в тяжелое материальное положение. Какое решение может принять суд. Вариант 5. 1. Принципы федеративного устройства Российской Федерации. 2. Решите задачи: 1). Государственную тайну в РФ составляют: - сведения в военной области; - сведения в области экономики, науки и техники; - сведения в области внешней политики и экономики. Назовите источник и продолжите перечень сведений, составляющих государственную тайну. Дайте краткую характеристику содержания сведений в каждой области. 2). Семнадцатилетняя Светлана пришла по объявлению наниматься на работу фасовщицей в продовольственный магазин «Маяк», находящийся рядом с домом. Однако, просмотрев её документы, директор магазина ей отказал, сказав, что магазину нужен работник на полный рабочий день, а Светлана будет продолжать учиться, и её придется отпускать с работы раньше. Правомерно ли поступил директор магазина? Как следует действовать Светлане? Вариант 6. 1. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации. 2. Решите задачи: 1). Сторож Бобров И.И., охранявший в ночное время продовольственный магазин, уснул во время дежурства, и объект остался неохраняемым. Безработный Лютиков В.И., увидев уснувшего сторожа, незаметно проник в помещение магазина и совершил кражу четырех банок пива, восьми пачек кальмаров и десяти пачек сигарет. К какому виду юридической ответственности будет привлечен Лютиков? На основании чего сделан такой вывод? 2). Евгений Онегин и Татьяна Ларина вступили в брак, заключив брачный договор, в котором определили раздел своего имущества, приобретенного в период брака, на случай его расторжения. Также они определили свои обязанности по распределению семейных расходов, распределили права и обязанности в отношении детей. Будет ли действительным данный договор? Вариант 7. 1. Международное право как особая система права. 2. Решите задачи: 1). Гражданин Михаил Иванович Чайкин и гражданка Анна Александровна Лебедева-Орлова решили зарегистрировать брак. Какую фамилию они могут взять в качестве общей?
2). 18-летний житель Архангельска Тарасов И. скрывался 6 месяцев от сотрудников военкомата, с того момента как начал получать повестки, но затем был задержан сотрудниками Приморского УВД, оштрафован ими на 2 МРОТ и доставлен в Военный комиссариат. Правомерны ли действия милиции?
Вариант 8. 1. Права человека и гражданина: Отечественная и международная практика. 2. Решите задачи: 1). Гражданин Котелков С.И. был приглашен к другу на день рожденья. За столом, произнося тост в адрес именинника, Котелков не удержался и выпил три рюмки водки. Вечером, возвращаясь домой на автомобиле, он был остановлен инспектором ГИБДД по поводу проверки документов и наличия алкоголя. Какие меры административного воздействия будут применены к правонарушителю? 2). Гражданка России Тюльпанова Е.Н. вышла замуж за гражданина США У. Смита. Будучи беременной, она решила навестить родителей в Италии и в полёте в самолете Аэрофлота родила ребенка. Определите гражданство ребенка. Вариант 9. 1. Правовые системы современности. 2. Решите задачи: 1). Председатель партии «Апельсин» Гуганов А.К., зарегистрированный кандидатом на должность Президента РФ, во время одного из публичных выступлений заявил, что в случае победы на выборах проведет ряд реформ. По его мнению, частная собственность должна иметь приоритет над государственной, партий в России должно остаться только две, как в США, а православной религии следует придать статус государственной. Соответствуют ли планы гражданина Гуганова А.К. принципам действующей Конституции РФ 1993 г.? 2). С наступлением 16 лет Андрей устроился на работу. Спустя месяц, получив первую зарплату, он решил потратить её на покупку велосипеда, о котором уже давно мечтал. Но родители попросили Андрея отдать деньги им. Имеет ли право Андрей отказать родителям? Вариант 10. 1. Правовое регулирование Вашей профессиональной деятельности. 2. Решите задачи: 1). В криминальной сводке на одном из центральных каналов ведущая назвала задержанного Никоненко Р.В. убийцей депутата городского собрания. Правомерно ли её заявление? На основании чего вы сделали такой вывод? 2). Трое двенадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в сквер детского сада и изрезали ножом деревянные фигуры сказочных персонажей, сломали качели и сожгли детский теремок. Ущерб, причинённый их действиями, составил 300 тыс. рублей. Кто и на основании чего должен нести ответственность за причиненный ими материальный ущерб? ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
1. Правоведение. Понятие, объект и задачи курса, его место в системе учебных дисциплин. 2. Предпосылки возникновения государства. 3. Теории происхождения государства. Основные положения. 4. Понятие и признаки государства. 5. Функции государства. Понятие и классификация. 6. Понятие и принципы правового государства. Понятие социального государства. 7. Общие идеи и принципы гражданского общества.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.02 с.) |