Методика решения учебных дел (задач) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика решения учебных дел (задач)



ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

1.Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретно­го учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) пра­вильное решение дела по существу; б) юридическую обосно­ванность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и пос­ледовательность изложения доводов, каждый из которых дол­жен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).

2. К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения учебного дела, относятся следующие:

2.1. Прежде чем приступать к решению дела, установите ха­рактер возникших правоотношений.

2.2. С учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению.

2.3.Определите круг материалов судебной практики поданной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в за­коне - попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений — поясни его примером из судебной практики».

2.4.Определите теоретические основы решения дела. Сос­тавьте перечень литературных источников, минимально необхо­димых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела.

2.5.Сформулируйте основные положения в обоснование ка­ждого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логиче­ски правильно расположите их.

2.6.Кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле во­просы).

2.7.Подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти.

2.8.Составьте перечень основных нормативных правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (за­дачи).

Каждый преподаватель вправе сформировать иную (свою) систему методических положений и приемов решения учебного дела (задачи) при условии, что ее использование позволяет дос­тичь цели и задач практического занятия.

3. Применение методики к решению «пробного» учебного дела (задачи).

Для первого применения методики целесообразно подобрать «пробное» учебное дело (задачу), в основу которого положено ре­альное дело из практики проведения экологических экспертиз, практики судов, арбитражных судов, решение по которому из­вестно, не оспаривается, опирается на общепризнанные теорети­ческие положения.

Условия «пробного» учебного дела (задачи) лучше заранее довести до студентов в качестве домашнего задания (через инспе­ктора курса, лектора и т.п.).

Прежде чем применять методику к решению «пробного» учебного дела (задачи), нужно предоставить студентам возмож­ность: а) предложить свое решение этого дела (задачи); б) сфор­мулировать основные методические правила (приемы), которые они при этом использовали. В дальнейшем это поможет нагляд­но сравнивать различные подходы к решению учебных дел (за­дач), иллюстрировать наиболее типичные ошибки.

 

 

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра гражданского права

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское право (часть третья)»

На третьем курсе дневной формы обучения и четвертом курсе заочной формы обучения студенты юридического факультета изучают вторую часть гражданского права. По учебному плану наряду с лекционным курсом предус­мотрены семинарские и практические занятия по темам, глубокое изучение которых имеет не только теоретическое, но также важ­ное практическое значение, способствует формированию навыков правоприменительной и правоохра­нительной деятельности юриста.

Основное назначение практических занятий по гражданскому пра­ву заключается в том, чтобы помочь студентам глубоко изучить теорети­ческие положения по заданной теме, хорошо уяснить содержание соответствующих норм гражданского законодательства и практику их применения. Кроме того, в ходе практических занятий выясняется сте­пень усвоения студентами изучаемого материала, качественный уро­вень их знаний, добросовестность отношения к самостоятельной работе над темой. Таким образом, практические занятия выполняют также важную контрольную функцию в учебном процессе.

В период изучения курса студентам следует осуществлять подготовку к семинарским занятиям на основе конспектов лекций по изучаемому курсу, основных нормативно-правовых актов, судебных постановлений, рекомендованной основной и дополнительной литературы.

Семинарские занятия предполагают рассмотрение основных вопросов учебного материала в виде обсуждения теоретических вопросов (теоретическая часть) и решения ситуационных задач (практическая часть). По ряду тем, связанных с изучением вопросов, не имеющих однозначного решения в юридической науке и судебной практике, предполагается проведение групповых дискуссий. Использование этого методического средства обучения позволяет не только выявить мнение аудитории, но также способствует формированию у студентов навыков ведения дискуссии, поиска доводов в поддержку выдвигаемых суждений и построения логической аргументации. Кроме того, по некоторым ситуациям студентам предлагается проведение учебных судебных процессов как разновидности ролевой игры. Учебный процесс по делам, вытекающим из гражданско-правовых споров, позволяет глубже изучить договорные обязательства, получить навыки применения норм действующего законодательства на практике и навыки публичного выступления, а также стимулирует студентов к ответственному отношению к изучаемой дисциплине.

В качестве самостоятельной работы предполагается выполнение студентами индивидуальных заданий в виде составления одного из возможных процессуальных документов (претензия, ответ на претензию, исковое заявление, отзыв на исковое заявление, судебное решение заключение эксперта) по некоторым разделам курса. Такая форма самостоятельной работы делает процесс обучения более осмысленным, интересным, разнообразным и является необходимым условием для формирования у студентов более четкого представления о будущей работе по специальности.

На занятиях студенты решают задачи и выполняют задания, содержащиеся в методических указаниях к изучаемой теме. При решении студент должен дать анализ фактических обстоятельств, изложенных в задаче. Эти обстоятельства предполагаются установленными, поэтому, формулируя решение, нуж­но исходить только из них. В учебных целях допускается в качестве варианта привнести в содержание задачи новые фактические обстоя­тельства или изменить какое-либо из содержащихся в ней условий. Но это уже будет вариант задачи, и решение его будет иным.

В ходе решения задачи на основе анализа фактических обстоя­тельств студент должен дать им юридическую оценку, правильно ква­лифицировать, определить правовые нормы, на основе которых надлежит решить спор, правильно их истолковать и юридически гра­мотно сформулировать решение данного казуса. Одновременно с этим следует рассмотреть связанные с содержанием задачи теорети­ческие положения гражданского права, объясняющие природу спор­ного отношения, способы и механизм воздействия на него правовых средств, порядок их применения и т. д.

В процессе подготовки к практическим заняти­ям студентам необходимо решать задачи письменно в особой тетради. Задачи следует решать в письменном виде. Решение должно содер­жать краткое изложение сущности спора, юридическую квали­фикацию спорного правоотношения, оценку доводов сторон и их представителей, обоснование применения правовых норм, в соответ­ствии с которыми надлежит разрешить спор. Решение задачи следует формулировать в виде мотивировочной и резолютивной частей ре­шения (постановления) суда, арбитражного суда, заключения юрисконсульта.

На практических занятиях от студента требуется кратко изложить фактические обстоятельства спора, определить природу правоотно­шения, из которого возник спор, умение обосновать применение пра­вовых норм, в соответствии с которыми его следует разрешить.

Студентам следует помнить, что рекомендуемый к каждому за­нятию перечень официальных материалов и юридической литерату­ры является примерным. В целях более глубокого усвоения предмета и расширения знаний гражданского права студенты должны искать и находить новые акты законодательства и литературу по каждой из изу­чаемых тем курса. Перечень литературы и нормативных актов может быть дополнен преподавателем, ведущим занятия, в связи с приняти­ем новых законодательных и иных правовых актов, появлением но­вых публикаций. Кроме того, необходимо учитывать как вновь принимаемые акты, так и изменения в законодательстве, произошедшие с момента опубликования учебно-методических материалов. В необходимых случаях ответы студентов на семинарских занятиях должны быть подкреплены ссылками на акты судебных органов (постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, обзоры судебной практики, судебные акты по конкретным делам).

При подготовке к занятиям по всем темам рекомендуется осуществлять поиск новой литературы и нормативно-правовых актов с помощью справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», а также исполь­зование следующих учебников, учебных пособий и комментариев:

 

14. Гражданское право: в 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права. Учебник / отв. редактор проф. Е.А. Суханов. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

15. Гражданское право: в 4 т. Том 3: Обязательственное право. Учебник / отв. редактор проф. Е.А. Суханов. 3-е изд. перераб. и доп. - М..: Волтерс Клувер, 2006.

16. Гражданское право: в 4 т. Том 4: Обязательственное право. Учебник / отв. редактор проф. Е.А. Суханов. 3-е изд. перераб. и доп. - М..: Волтерс Клувер, 2006.

17. Гражданское право: Учеб.: в 3 т. Т.2. – 4-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. проф. А.П. Сергеев, проф. Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004.

18. Гражданское право: Учеб.: в 3 т. Т.3. – 4-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. проф. А.П. Сергеев, проф. Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.

19. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / отв. ред. В.П. Мозолин. - М.: Юристъ, 2004.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О. М. Козырь, А. Л. Ма­ковского, С. А. Хохлова. - М., 1996;

21. Гражданское право: Учебник. Том II. / под ре. Проф. О.Н. Садикова. М: Юридическая фирма «Контракт»: «Инфра-М», 2006.

22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

23. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2004.

24. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // СПС «Консультант Плюс».

25. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. I. – М.: Статут, 2005. (классика российской цивилистики).

26. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. II. – М.: Статут, 2005. (классика российской цивилистики).

 

Методические рекомендации для решения тестов

В учебном процессе может применяться несколько форм контроля - текущий, промежуточный и выходной.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по результатам освоения конкретной темы дисциплины.

Промежуточный контроль заключается в проверке и оценке знаний студентов не всей совокупности материала дисциплины, а лишь по результатам конкретным блоков проблем. Промежуточный контроль необходим для корректировки хода освоения студентами теоретического и практического материала, для выстраивания внутренне согласованной полной системы знаний по дисциплины. Проведение промежуточного контроля содействует регулярной и последовательной работе студента над предметом, стимулируя его самостоятельность в освоении и запоминании материала дисциплины, что требует от него повседневного усилия для устранения пробелов.

Весь учебный материал разделен на относительно самостоятельные блоки, включающие в себя, как правило, несколько близких по содержанию тем курса. Каждый блок должен обладать некоторой целостностью, логической завершенностью учебной информации.

Выходной контроль предполагает сдачу студентами зачета в устной форме.

Промежуточный контроль предполагает решение студентами теста.

Выбирая на тот или иной ответ на вопрос теста, студент должен, прежде всего внимательно прочитать условия вопроса теста, вдумываясь а его смысл. Затем следует выбрать, по мнению студента, правильный ответ. Если по мнению студента несколько ответов являются правильными, то он должен выбрать тот, который максимально охватывает ответ на поставленный вопрос.

Тест состоит вопросов и предлагаемых кратких формулировок возможных ответов на вопросы, что не позволяет охарактеризовать всю полноту того или иного правового явления. В ходе тестирования студент не имеет возможности давать свои комментарии к ответам. Однако основная суть выносимых на тестирование вопросов отражается в предлагаемых вариантах ответов.

В зависимости от формы контроля (текущий, промежуточный, выходной) преподаватель определяет точное количество вопросов теста и устанавливает время для решения теста, при этом текущий контроль может занимать от 10 до 15 минут, промежуточный от 30 до 40 минут, выходной до 1,5 часов.

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

1. Методика написания рефератов и подготовки докладов

Реферат представляет собой письменное индивидуальное или коллективное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.

Доклад представляет собой устное публичное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.

Реферат и доклад является сокращенным устным или письменным пересказом содержания научного литературного источника, источника Римского частного права.

Написание рефератов и подготовка докладов практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимых профессиональных навыков и подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: исследования и изучения источников Римского частного права, литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материалов, выделения главного, формулирования выводов и т.п. С помощью докладов и рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса учится логично, последовательно и лаконично излагать материал, свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своей работы публично.

Подготовка рефератов и докладов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать разнообразные общественно-политические явления, вести дискуссию.

Процесс написания реферата включает:

6. Выбор темы и составление примерного плана;

7. Подбор и изучение источников;

8. Подбор и изучение учебной и научной литературы;

9. Написание текста работы и ее оформление;

10. Устное изложение реферата (по желанию студента).

Процесс подготовки доклада включает:

6. Выбор темы и составление примерного плана;

7. Подбор и изучение источников;

8. Подбор и изучение учебной и научной литературы;

9. Подготовка текста устного доклада;

10. Устное публичное изложение доклада.

Рефераты и доклады подготавливаются по наиболее актуальным темам. Темы рефератов и докладов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные точки зрения, взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.

Рекомендованная в рабочей программе курса тематика рефератов и докладов является примерной, поэтому по желанию студента может быть выбрана иная тема, которая должна быть предварительно согласована с научным руководителем.

Работу над докладом или рефератом следует начинать с общего ознакомления с выбранной темой через прочтение учебника, учебного пособия, конспектов лекций. После этого следует изучать литературные и иные источники, рекомендуемые преподавателем. При этом перечень рекомендуемых источников не обязывает студента строго следовать им, студент может использовать и иные источники по собственной инициативе, если они позволяют наиболее полно и объективно отражать материал реферата или доклада. Самостоятельно студент подбирает источники информации с использованием библиографии библиотек, электронные ресурсы. Следует уделить особое внимание литературе по выбранной проблематике, публикуемой в специальных юридических периодических журналах.

В процессе изучения указанных источников рекомендуется делать выписки, последовательно и постепенно группируя и накапливая информацию, теоретический и практический материал.

План реферата или доклада должен быть составлен таким образом, чтобы раскрывалась выбранная тема.

Реферат или доклад, как правило, состоит из введения, основного материала, заключения. Во введении обосновывается научная и практическая значимость выбранной темы, цели и задачи поставленные студентом. Основной материал содержит информацию, раскрывающую суть избранной проблемы и пути ее решения, а также различные взгляды на нее. В заключении формируются выводы, оценки, предложения, которые должны содержать личную правовую позицию студента по рассмотренной им теме.

Изложение материала реферата или доклада должно быть кратким, точным, логичным, последовательно. Необходимо использовать термины, свойственные Римскому частному праву, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания могут быть сокращены по тексту, но смысл сокращений должен быть ясен и понятен из контекста.

В текст рефератам или доклада можно включать схемы и таблицы, которые помогают раскрыть содержание и суть выбранной для исследования проблемы, а также систематизировать полученные студентом в процессе исследования знания.

Объем реферата от 5 до 10 машинописных страниц формата А4. Реферат может быть подготовлен в рукописном виде, позволяющим его прочтение.

На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию, инициалы, форму обучения, номер группы, а также фамилию, инициалы, ученую степень, звание научного руководителя, а в самом конце - дату написания работы и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформление научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок, которые делаются постранично внизу основного текста. Сноска на источник должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующе положение. Для статей из журналов и сборников следует указывать фамилию, инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника с указанием года издания, номера (или выпуска), страниц. При ссылке на газету указываются название, год, дата.

Сноски следует оформлять в соответствии с требованиями, предусмотренными для оформления библиографического списка, установленными действующим законодательством.

Объем доклада до 4 машинописных страниц формата А4. Доклад в устной форме должен занимать не более 10 минут аудиторного времени. Способ фиксации материала для доклада определяется студентом самостоятельно.

Текст реферата или доклада после его окончательной подготовки и оформления подлежит тщательной проверке студентом. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Срок подготовки реферата или доклада определяется научным руководителем, но не может быть менее 7 календарных дней.

Содержание доклада обязательно устно освещается студентом на семинаре, научной конференции. Содержание реферата может освещаться студентом на семинаре устно по его желанию.

Докладчик должен освоить основные нормативные предписания и дополнительную литературу и эффективно донести ее до слушателей доклада, которые могут фиксировать главные идеи доклада. Студент в течение 7-10 минут в устной форме кратко излагает основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты с указанием на слабые и сильные стороны доклада. Докладчику предоставляется возможность аргументировать свою позицию по указанным оппонентами «недостаткам» доклада. На основе обсуждения студенту выставляется оценка.

2.Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к сдаче зачета

Зачет - это конечная форма изучения дисциплины, представляющая собой механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачета - завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым зачет содействует решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов. Основные функции зачета - обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение зачета состоит в том, что студент в период зачетного периода вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебник и другие материалы. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, при подготовке к зачету знания по дисциплине обобщаются и систематизируются, превращаясь в упорядоченную совокупность данных, что позволяет понять логику дисциплины в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе подготовке к зачету по вопросам, не освещенным на лекциях и практических занятиях (семинарах): новые монографии, статьи, а также новые знания по темам, рекомендованным к самостоятельному изучению студентами.

Оценивающая функция зачета заключается в том, что он подводит итог знаний студента полученных в процессе изучения дисциплины. В том числе зачет является формой оценки результатов учебно-педагогической деятельность преподавателя дисциплины (самооценка).

Зачет принимается преподавателем объективно и доброжелательно, что играет определенную воспитательную роль - стимулирует трудолюбие, принципиальность, ответственность, развивает чувство справедливости и уважения.

При подготовке к зачету, прежде всего, следует запомнить основные понятия и категории дисциплины, что формирует правовую культуру, профессиональное правосознание.

На зачете преподаватель проверяет не только уровень запоминания и воспроизведения студентом учебного материала, но и понимание им тех или иных правовых категорий и реальных правовых проблем, способность, мыслить, аргументировать, отстаивать свою позицию, объяснять юридическим языком правовую проблему. Студент должен сочетать запоминание и понимание, воспроизведение информации и мыслительный процесс.

При подготовке к зачету студенту следует тезисно конспектировать ответ на каждый вопрос выносимый на зачет, т.к. письменное закрепление информации включает дополнительные ресурсы памяти.

Подготовку к зачету не следует откладывать на последние дни и часы перед зачетом. Такая экстремальная подготовка к сдаче зачета не образует прочных знаний по дисциплине, не связывает ее понятия и категории с другими правовыми явлениями, не позволяет видеть все возможные разрешения практических правовых ситуаций. Приобретенная таким способом информация ненадежна и бессистемна и, как правило, не остается в багаже знаний студента.

Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах, в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных тем, вопросов дисциплины позволят студенту подойти к зачету подготовленным и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными.

Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя темы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для зачета. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса.

При подготовке к зачету особое внимание следует уделять конспектам лекций и материалам, полученным на практических занятиях (семинарах), а уже за тем учебникам, учебным пособиям и иные материалам. Лекции детально, кратко, иллюстрировано и четко дают основной понятийный аппарат, признаки и правовые характеристики правовых явлений.

Студенту следует помнить, что «идеальных» учебников не бывает, т.к. они пишутся отдельными учеными или коллективами авторов, представляющих ту или иную школу в науке или направление исследования конкретного вопроса, поэтому в каждом из них есть сильные и слабые стороны. Для подготовки к зачету студенту следует использовать два и более учебника и (или) учебного пособия, а также юридические словари, справочники и хрестоматии.

Отвечая на конкретный вопрос на зачете, необходимо исходить из принципа многообразия мнений, суждений, позиций, что позволяет студенту по дискуссионным вопросам придерживаться любого из высказанных мнений по проблематике, но любая правовая позиция студента должны быть им достаточно аргументирована и обоснована.

На зачете преподаватель может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Дополнительные вопросы задаются не в рамках зачетного билета, а по всему курсу и, как правило, связаны с плохим ответом студента.

На зачете преподаватель оценивает как знания материалов дисциплины, так и форму их изложения студентом.

Критериями оценки ответа студента на устном зачете для преподавателя выступают:

7. правильность ответов на вопросы билета (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

8. полнота и лаконичность ответа;

9. степень использования и понимания научных и нормативных источников;

10. умение связывать теорию с практикой;

11. логика и аргументированность изложения материала;

12. грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

культура речи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.049 с.)