Особенности имиджа как образа.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности имиджа как образа.



1. Имидж эмоционально окрашен, и обращен к эмоциям. Любая рациональная информация, стоящая за имиджем, воспринимается через эмоционально-окрашенный образ.

2. Имидж субъективен. Невозможно создать одинаковый образ в представлении большого количества людей (схожий можно).

3. Имидж апеллирует к установкам и стереотипам, существующим в массовом сознании, а также опирается на социальные ожидания. В любом имидже есть очень большой пласт неосознаваемой информации.

4. Имидж функционален. Он не создается сам по себе, он создается для достижения определенной цели. Имидж может создаваться для оказания социального влияния или для достижения психологического комфорта.

5. Имидж пластичен и нуждается в поддержании.

6. Имидж имеет символическую структуру.

Понятиями, родственными понятию «имидж», являются «мнение», «репутация», «авторитет». Некоторые авторы практически не разделяют эти понятия. Так, например, А. Ю. Панасюк пишет о том, что имидж, по существу, то же, что и мнение, и усматривает различие между соответствующими терминами лишь в грамматических правилах употребления соответствующих слов в русском языке: «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека (политика, адвоката)». «Мнение» - в словосочетаниях типа «мнение о человеке (политике, адвокате)». Е. Б. Перелыгина не соглашается с этим мнением, также как и с отождествлением имиджа с репутацией или авторитетом. Мнение обязательно предполагает словесную форму выражения. Между тем образ, а значит, и имидж, как его разновидность, обязательно включает невербальные элементы, причем эти элементы могут значительно преобладать в его структуре. В принципе образ может состоять и из одних лишь невербальных элементов. Репутация (от лат reputatio - счет, счисление) в русском языке означает «сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-нибудь или чего-нибудь»; «Приобретенную кем-чем-нибудь общественную оценку, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-нибудь». Столь же безосновательно смешение имиджа с авторитетом. Поводом для такого смешения, по мнению Е. Б.Перелыгиной, может послужить то, что оба понятия используются в контексте исследований социального влияния. Имидж также может служить основой для доверия и фактором, облегчающим влияние, но это - во-первых, не единственная функция имиджа, во-вторых, использование имиджа в качестве средства социального влияния возможно не всегда, а при определенных условиях, которым должен соответствовать имидж.

 

Классификация имиджей:

1. По знаку эмоций:

a. положительный (позитивный) имидж,

b. -отрицательный (негативный) имидж.

2. По прообразу:

a. индивидуальный имидж,

b. групповой имидж,

c. предметный имидж.

3. По цели создания:

a. имидж, ориентированный на самоощущение,

b. имидж, ориентированный на восприятие.

 

4. По целенаправленности создания:

a. целенаправленно созданный имидж

b. стихийно созданный имидж

 

5. По сфере деятельности:

a. Имидж политика

b. Имидж руководителя

c. Имидж профессионала и т.д.

 

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø приобретут понимание различия научного и житейского подхода к понятию «имидж»;

Ø изучат основные особенности имиджа, как образа.

Основные понятия: имидж, восприятие, образ, прообраз, реципиент имиджа, эмоциональная окрашенность, регулятивное действие имиджа.

Задания:

1. Студентам предлагается прочитать параграф из монографии Перелыгиной Е. Б. «Понятие имиджа» (см. Приложение 1.), затем в малых группах обсуждают и находят ответы на следующие вопросы:

· Возможно ли создание одинакового образа в представлении различных реципиентов?

· Как зависит взаимодействие с субъектом от его имиджа?

· Как соотносятся понятия «имидж», «репутация», «мнение», «авторитет»?

2 Студенты составляют сводную таблицу «Основные особенности имиджа как образа». Результаты обсуждаются в группе.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

ü знают основные определения имиджелогии;

ü понимают особенности имиджа как образа;

ü умеют отличать имидж от других образов.

 

 

Литература

Основная:

1. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 11–87.

2. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 11–26.

3. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. С. 40–49.

Дополнительная:

4. Богданов В. Г., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик Рилейшнз». СПб.: Питер, 2004. С. 35–42.

5. Рожков И. Я., Кисмеришкин В. Г. Бренды и имиджы. М.: РИП-холдинг, 2006. С. 16–25.

6. Панасюк А.Ю. Я Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004.

Тема 2

Имидж как образ восприятия.

Механизмы социально-психологической перцепции. Межличностная аттракция

План

1. Перцептивная сторона общения. Формирование образа партнера по общению.

2. Интерпретация информации о партнере по общению.

3. Каузальная атрибуция в формировании имиджа.

4. Эффекты восприятия в формировании имиджа

5. Межличностная аттракция. Возможности целенаправленного использования.

Социально-психологическая перцепция. Характеристики субъекта и объекта восприятия. Учет ситуации взаимодействия и прошлого опыта общения.

Интерпретация поведения другого человека в создании имиджа. Идентификация и рефлексия. Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка атрибуции. Феномен соответствия Хайдера. Эффекты восприятия. Феномен межличностной аттракции и его использование в целенаправленном создании имиджа.

 

Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В отечественной социально-психологической литературе в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (Бодалев А. А., 1982).

На основе перцептивной стороны общения мы, по словам С. Л. Рубинштейна (2000), как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения, способствуют соответствующей организации совместных действий.

Одним из способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, которое носит название эмпатия. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина + attribuo - придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним.Стремление найти объяснение поведения человека (каузальная атрибуция) включается в систему закономерностей, оказывающих влияние на понимание людьми друг друга:

- события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины;

- если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка;
неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Культура также влияет на ошибку атрибуции.

Феномены восприятия:

1. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне
личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств.

2. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

3. . «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке
или событии является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже, в последствии, человек получает информацию, противоречащую первичной, все равно помнить и учитываться будет информация, полученная первой

4. «Эффект новизны» проявляется в том, что, если при получении негативной информацию о партнере, человек может изменить существующее о нем мнение.

Учитывая, что имидж – это эмоционально окрашенный образ, в целенаправленном формировании имиджа чрезвычайно важную роль играет межличностная аттракция. Межличностная аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. (Андреева Г. С.)

Возникает вопрос, что притягивает - отталкивает двух людей, вызывает взаимные симпатии – антипатии? В настоящее время существует два направления в исследовании межличностного притяжения. Одно утверждает первичную значимость сходства между людьми и подобие установок для образования симпатий. Другое направление считает, что решающей для возникновении аттрактивных процессов является взаимная дополняемость.

В целом, можно выделить следующие факторы межличностной аттракции:

1. Нам нравятся люди со сходными установками. Чем ближе чьи-либо установки нашим собственным, тем симпатичнее нам кажется человек. Этот “эффект согласия” был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. Исследования Т.Ньюкома, У.Гриффит и Р.Вейч подтвердили предположение о том, что сходство рождает удовлетворение. Причем это можно сказать также и о внешнем, физическом сходстве двух людей.

2. Нам нравятся люди физически привлекательные. формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа “ не все то золото, что блестит” или “нельзя ценить книгу по ее обложке” , говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать на нее внимание. Тем не менее, эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение. При этом необходимо учитывать, что физическая привлекательность складывается не только из физических черт, но и мимики, жестов, состояния одежды и т.д.

3. Нам нравятся люди, «обещающие» удовлетворение наших потребностей.

4. Нам нравятся те, кому нравимся мы.

5. Нам нравятся люди, демонстрирующие помогающее поведение. При этом важно отличать помощь от сделки. Помощь не предполагает ответной услуги, платы чем бы то ни было за эту помощь, помощь бескорыстна.

6. Нам нравятся люди-герои, воплощающие представление о нашем Я-идеальном.

7. Нам нравятся люди-свидетели наших побед, при условии, что они тоже оценивают результат нашей деятельности как победу. .

8. Нам нравятся люди, с которыми мы вместе пережили эмоциональное напряжение, при этом знак эмоции значения не имеет.

9. Нам нравятся люди, которых, при прочих равных условиях, мы чаще и ближе встречаем. Р. Зайенс провел эксперимент, который подтвердил это предположение. Группе студентов предъявлялись бессмысленные слова и “китайские” иероглифы. Студенты должны были сказать, что по их мнению, означают эти слова и иероглифы. Чем большее количество раз им приходилось видеть бессмысленное слово или “китайский” иероглиф, тем более они склонны были говорить, что это означает нечто хорошее. То же самое происходило при предъявлении студентам фотографий неизвестных им людей. Наиболее приятными испытуемым казались именно те лица, которые во время эксперимента попадались чаще остальных. Зайенс и его сотрудники выяснили, что нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось . На самом деле наиболее сильный эффект простое нахождение в поле зрения дает как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.

 

Было выявлено, что определенная взаимодополнительность (комплиментарность ) может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению. Таким образом, сходство имеет важное значение для установления отношений, а для их продолжения необходима комплиментарность.

 

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø приобретут понимание субъктивности восприятия другого человека;

Ø выявят особенности реципиента, влияющие на интерпретацию информации о партнере.

Ø познакомятся с действием таких социально-психологических феноменов как каузальная атрибуция и межличностная аттракция.

Основные понятия: субъект и объект восприятия, каузальная атрибуция, межличностная аттракция

Задания:

1. Студенты в малых группах обсуждают и находят ответы на следующие вопросы:

· Какие особенности субъектов восприятия повлияют на интерпретацию информации?

· Как объясняется поведение другого человека в условиях недостатка информации?

2. Студенты составляют сводную таблицу «Кто нам нравится?». Результаты обсуждаются в группе.

3. Студентам предлагается прочитать и обсудить главу «Физическая привлекательность» (см. Приложение 2) и выделить факторы межличностной аттракции, описанные в этой главе.

3. Студентам предлагается упражнение: организовать общение в группе, используя одну из найденных особенностей (похожесть, помогающее поведение, обещание удовлетворения актуальных потребностей) и т.д.Результаты обсуждаются в группе.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

ü имеют представление о механизмах формирования образа партнера по общению.

ü могут осознанно использовать приемы формирования привлекательного образа;

ü понимают зависимость приписываемой причины поведения от отношения к данному человеку.

 

Литература

Основная:

1. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 88–99.

2. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. С. 50–78.

Дополнительная:

3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 124–129.

4. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. С. 100–115, 537–559.

 

 

Тема 3.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.014 с.)