ТОП 10:

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.



Ведущее место предмета « Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

· формирование основ гражданской идентичности личностина базе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

· формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

· развитие умения учитьсякак первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личностикак условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Класс.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -положительного отношения к урокам русского языка; -уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; -интереса к языковой и речевой деятельности; -представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; -представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); -первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; -мотивов к творческой проектной деятельности.     Учащийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: -принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; -понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом; -высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; -проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.   Учащийся получит возможность для формирования познавательных УУД: -целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; -ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника); -осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; -понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); -работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; -понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию; -преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); -анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); -осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); -проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Учащийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: -слушать собеседника и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -принимать участие в диалоге; -задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -принимать участие в работе парами и группами; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; -оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.    

 

Класс.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: -представление о своей этнической принадлежности; -развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык; -представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.); -осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле; -осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку; -представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины; -положительное отношение к языковой деятельности; -заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности; -понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы; -развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; -этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей; -развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; -представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.   Учащийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: -принимать и сохранять цель и учебную задачу; -высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; -планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения; -выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); -проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.   Учащийся получит возможность для формирования познавательных УУД: -осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); -ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); -работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; -осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; -пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; -пользоваться словарями и справочным материалом учебника; -осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); -составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); -составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; -анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности); -осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); -ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; -находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; -осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям; -обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.); -осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Учащийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: -слушать собеседника и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); -выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; -задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; -признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию; -формулировать собственное мнение и аргументировать его; -работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; · строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;  

Класс.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: -представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; -осознание своей этнической и национальной принадлежности; -развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; -становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; -развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; -формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.); -развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; -ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; -развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.). -понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы; -осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь; -осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя; -развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; -представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.     Учащийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: -принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу; -планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; -учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; -выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.   Учащийся получит возможность для формирования познавательных УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; -анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; -осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию); -использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач; -пользоваться словарями и справочным материалом учебника; -анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; -осуществлять синтез как составление целого из их частей; -овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач; -ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи; -находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; -осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; -осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; -осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; -составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; -строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.   Учащийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: -выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); -ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; -участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; -учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; -оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; -применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.  

Класс.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.009 с.)