Определите свой тип ценностных ориентаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите свой тип ценностных ориентаций.



Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам (не более двух) и укажите их номер.

Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:

1) в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявлять силу, ловкость, волевые качества;

2) достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;

3) работать в хороших условиях – в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;

4) получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;

5) проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;

6) сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.

Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:

· ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);

· ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4);

· ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 и 6).

Определение типа ценностной ориентации.

Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора – 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и 4, 2 и 5, 5 и 4 – либо выбору только одной ценности – 1, 2, 4, 5.

Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные и противоречащие им непрофессиональные ориентиры. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора – 1 и 3, 2 и 3, 2 и 6, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 6.

Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора – 3, 6 либо их сочетание.

Если у вас противоречивый тип ценностных ориентаций, вернитесь к предыдущим заданиям, проанализируйте ваши возможности достижения выявленных ценностей в жизни и выбранной профессиональной сфере; сделайте набор своих ценностей непротиворечивым.

По каким признакам можно определить истинность ценностных ориентаций человека:

а) человек при каждом удобном случае говорит о значимости для него какого-то явления, принципа жизни и т. д.;

б) человек восхищается чем-то, и когда он говорит об этом, у него «горят глаза», учащенно бьется сердце;

в) человек поступает в соответствии с выдвигаемыми ценностями;

г) по другим признакам (укажите, каким).

К главе 2

1.Шаги для определения вашей будущей профессии.

1) Определите свое «ХОЧУ», для этого напишите:

- Что вам нравится делать?

- Чему вы хотели бы научиться?

- Какое у вас хобби?

2) Составьте список профессий или сфер деятельности, соответствующий вашим желаниям.

3) Определите свое «МОГУ», для этого напишите:

- Что у вас получается делать лучше всего?

- Что вам легче всего дается?

- Какие способности у вас развиты уже сейчас?

- Какими способностями вы хотите обладать в идеале?

4) Исходя из этих сведений, составьте список профессий и сфер деятельности, отвечающий вашим возможностям.

5) Сопоставьте оба списка:

- Подчеркните совпадения в обоих списках.

- Пометьте похожие профессии или сферы деятельности.

После проведенной работы остановите свой выбор на одной профессии.

6) Пользуясь справочной литературой, подберите несколько учебных заведений, отвечающих вашим требованиям (училище, техникум, колледж, институт, академия, университет).

7) Постройте свой личный профессиональный план, в котором вы спланируете этапы достижения цели.

 

Список профессий «ХОЧУ» Список профессий «МОГУ»
Профессия Сфера деятельности Профессия Сфера деятельности
       
       
       
       

 

Для окончательного правильного выбора профессии необходимо учитывать «НАДО» – это востребованность определенной специальности.

Методика «Профессиональная ориентация».

Данная методика поможет вам получить представление о своих профессиональных склонностях и способностях, определить свою направленность на определенный класс профессий.

Прочитайте внимательно высказывания. Напротив каждого из них поставьте цифру, которая больше всего соответствует степени вашего желания заниматься этим видом деятельности.

0 – я не хотел бы этим заниматься;

1 – может быть;

2 – хотел бы этим заниматься;

3 – очень хотел бы.

Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)

 

  Обслуживать людей   Человек-человек
Заниматься лечением  
Обучать, воспитывать  
Защищать права  
Управлять людьми  
  Управлять машинами   Человек-техника
Ремонтировать оборудование  
Обрабатывать материалы, изготавливать различные вещи  
Заниматься строительством  
Собирать и налаживать технику  
  Производить расчеты и вычисления   Человек-знаковая система
Перерабатывать информацию  
Обрабатывать тексты и таблицы  
Работать с чертежами, картами, схемами  
Принимать и передавать сигналы и сообщения  
  Заниматься художественным оформлением   Человек-художественный образ
Рисовать, фотографировать  
Создавать произведения искусства  
Выступать на сцене  
Шить, вязать, вышивать  
  Ухаживать за животными   Человек-природа
Заготавливать продукты  
Работать на открытом воздухе  
Выращивать овощи и фрукты  
Иметь дело с природой  
А Работать руками   Исполнительские
Выполнять решения  
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать  
Получать конкретный практический результат  
Воплощать идеи в жизнь  
Б Работать головой   Творческие
Принимать решения  
Создавать новые образцы  
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, изменять, испытывать, контролировать  
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать  

 

Второй блок высказываний поможет вам оценить свои способности. Прочитайте внимательно высказывания. Напротив каждого из них поставьте цифру, соответствующую степени вашей способности заниматься той или иной деятельностью.

Я МОГУ (способен, умею, владею навыками)

 

  Знакомиться с нужными людьми   Человек-человек
Быть чутким и доброжелательным  
Выслушивать людей  
Разбираться в людях  
Хорошо говорить и выступать публично  
  Искать и устранять неисправности   Человек-техника
Использовать приборы, машины, механизмы  
Разбираться в технических устройствах  
Ловко обращаться с инструментами  
Хорошо ориентироваться в пространстве  
  Быть сосредоточенным и усидчивым   Человек-знаковая система
Хорошо считать в уме  
Кодировать информацию  
Оперировать знаками и символами  
Искать и исправлять ошибки  
  Разбираться в литературе и искусстве   Человек-художественный образ
Петь, играть на музыкальных инструментах  
Сочинять стихи, писать рассказы  
Рисовать  
Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи  
  Разбираться в животных и растениях   Человек-природа
Бороться с болезнями, вредителями  
Ориентироваться в природных явлениях  
Разводить животных или растения  
Работать на земле  
А Быстро выполнять указания   Исполнительские
Точно следовать инструкциям  
Работать по заданному алгоритму  
Выполнять однообразную работу  
Соблюдать правила и нормативы  
Б Создавать новые инструкции и давать указания   Творческие
Принимать нестандартные решения  
Легко придумывать новые способы деятельности  
Брать на себя ответственность  
Самостоятельно организовывать свою работу  

Обработка результатов

Пять групп суждений (от 1 до 5) – это пять типов профессий.

– человек-человек;

– человек-техника;

– человек-знаковая система;

– человек-художественный образ;

– человек-природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, обозначают:

А – исполнительские профессии,

Б – творческие.

Подсчитайте количество баллов в каждой группе из пяти суждений и запишите сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Группы профессий, в которых у вас максимальный суммарный балл, и показывают ваши склонности (ХОЧУ) и ваши способности (МОГУ).

Если ваши склонности относятся к той же группе профессий, что и способности, это говорит о том, что вам нравится делать то, к чему у вас есть способности. Если у вас нет четко выраженных интересов, то тогда стоит обратить больше внимания на свои способности.

Вы можете также узнать, нравятся ли вам профессии исполнительские или творческие. Определите, к какой группе профессий принадлежите вы.

К главе 3

Профессиограмма.

Профессиограмма – это подробное описание профессии, включающее в себя общее описание профессии, содержание деятельности специалиста, работающего по данной профессии, основные профессионально важные качества, необходимые для успешной работы по данной специальности, необходимые знания и умения, медицинские противопоказания.

Составьте свою профессиограмму, пользуясь таблицей 7 и рисунком 3.

Таблица 7

Профессиограмма специалиста

Профессия:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Что делает на рабочем месте человек выбранной профессии?  
ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ
Что должен знать и уметь делать человек выбранной профессии?  
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
Какими чертами характера, особенностями поведения должен обладать человек выбранной профессии?  

 
 

 

 

 

 


Рисунок 3. Профессиональный портрет специалиста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.016 с.)