ГЛАВА 3. Понятие о профессии. Классификация профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 3. Понятие о профессии. Классификация профессий



 

Профессия – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития; определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности [9].

Специальность – вид занятий в рамках данной профессии [9].

Например, профессия – токарь. Специальности в рамках данной профессии: токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь - полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия – учитель. Специальности в рамках данной профессии: учитель физики и информатики, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.

Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия – учитель и педагог. Однако традиционно сложилось представление, что последнее гораздо шире. Сравните определения: «Учитель – лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле – должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе» [4].

Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других [6].

На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена выпускникам могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе): квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения; квалификация дипломированный специалист (по педагогическим специальностям – это и есть учитель) может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени) бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат); квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).

Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Наиболее известные классификации существуют в ботанике и зоологии, в русском и иностранном языках, в химии и истории и т. д. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные признаки (основания). Классификаций может быть несколько. С данным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении курсов теоретической и практической педагогики, когда разные авторы за основу классификаций методов (обучения, воспитания, технологий) будут брать разные основания [4].

Классификация профессий по разным основаниям представлена в табл. 2.

Таблица 2

Классификация профессий

№ п/п Признак, взятый за основу Недостатки классификации
  Первая буква названия профессии Неудобно пользоваться, длинный перечень профессий.
  Характер труда (умственный или физический) Стирание различий между умственным и физическим трудом.
  Отрасль народного хозяйства (например, промышленность и строительство; транспорт и связь; сельское хозяйство; животноводство и растениеводство; торговля (с общественным питанием и материально-техническим снабжением); наука; просвещение; культура; здравоохранение; аппарат органов управления и т. д. 1. Условна, так как одни отрасли, например, здравоохранение, проникают в другие, например, в науку. 2. Есть профессии межотраслевые, распространенные в ряде отраслей народного хозяйства, например, слесарь.
  Признак материального производства (производят материальные ценности или не производят). Производят: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь. Не производят: здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и пр. Деление не может быть точно, так как любой труд, если он нужен людям, – деятельность созидательная независимо от того, какие ценности – духовные или материальные – получаются («производятся») в результате.  

 

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии.

Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым (по предмету труда), который все существующие профессии (специальности) разделил на пять типов (групп) [4].

Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «человек-техника» и обозначают большой буквой Т.

К данной группе профессий относятся профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т. д.).

Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии – архитектор, строитель, техник-сантехник и др.

Вторая группа профессий. Это профессии типа «человек-человек», обозначаемые большой буквой Ч. Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей.

К этой группе относятся следующие профессии: экскурсовод, продавец, менеджер, учитель, педагог (в широком смысле этого слова – воспитатель детского сада, группы продленного дня, руководитель кружка, педагог-психолог, ассистент, доцент, профессор, методист и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений – дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты милиции, центра временного пребывания ребенка, центра психолого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, колледжа и др.

Третья группа профессий. Предметом труда здесь является природа. Эта группа профессий «человек-природа», обозначаемая большой буквой П.

Любой предмет на земле, включая самого человека, принадлежит природе, но, говоря о профессиях типа «человек-природа», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой профессии этого типа могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и др.).

Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являются знаки – устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «человек-знаковая система», обозначаемые большой буквой 3. К данной группе профессий относятся корректор, редактор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.

Пятая группа профессий. Предметом труда здесь являются художественные образы, формируемые личностью в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности. Это группа профессий «человек-художественный образ», обозначаемая большой буквой X. Сюда относятся профессии конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

В зависимости от цели труда, т. е. от того, что в профессии главное – узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют, соответственно, три класса профессий – гностические, преобразующие и изыскательские (табл. 3).

Таблица 3

Классификация профессий по цели труда

Классы профессий Профессии Цель труда
Гностические (познавательные), обозначаются большой буквой Г Корректор – 3 Критик – X Санитарный врач – Ч Лаборант химико-бактериологических анализов – Ч Контролер – приемщик готовых изделий – Т Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, сортировать, проверять по ранее известным признакам, оценивать, исследовать
Преобразующие, обозначаются большой буквой П и малой р– Пр Столяр – Т Учитель – Ч Полевод – П Чертежник – 3 Реставратор – X Врач – Ч Педагог – Ч Изменить свойства, состояние предметов труда
Изыскательские, обозначаются большой буквой И Закройщик в ателье – X Изобрести, найти нетрадиционный вариант решения

 

Следующий компонент – орудия труда, средства производства. Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автоматизированные и функциональные средства организма человека) профессии подразделяются на четыре отдела (табл. 4).

Таблица 4

Классификация профессий по орудию труда

Орудия Профессии
Ручные, в том числе механизированные, – обозначаются большой буквой Р Слесарь-сантехник (отвертки, разные ключи) Хирург (скальпель) Столяр (дрель) Зубной врач (бормашина)
Машинные с ручным или ножным управлением – обозначаются большой буквой М Токарь Фрезеровщик Машинист крана Машинист тепловоза
Автоматизированное и автоматическое оборудование – обозначается большой буквой А Сталевар Печатник Ткач Оператор энергосистем
Функциональные средства организма человека – обозначаются большой буквой Ф Певец Актер Учитель Балерина Дегустатор вин

 

И, наконец, в зависимости от условий, в которых осуществляется труд (обычные бытовые, условия открытого воздуха, необычные, условия повышенной моральной ответственности), выделяют четыре группы профессий (табл. 5).

Таблица 5

Классификация профессий по условиям труда

Условия труда Профессии
Обычные бытовые условия – обозначаются малой буквой б Чертежник Бухгалтер Контролер радиоаппаратуры
Условия открытого воздуха, когда могут быть резкие перепады температуры и влажности, – обозначаются малой буквой о Полевод Тракторист Механизатор широкого профиля
Необычные условия (под водой, на высоте, под землей, при повышенной температуре) – обозначаются малой буквой и Водолаз Шахтер Монтажник-высотник
Условия повышенной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие материальные ценности) – обозначаются малой буквой м Учитель Судья Продавец Прокурор Адвокат Педагог

 

Итак, вы познакомились с типами профессий, определяемыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляется профессия, и группами профессий, определяемыми условиями труда. Эти знания дают вам возможность представить классификацию профессий в виде табл. 6, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирамиды» профессии (рис. 2).

Таблица 6

Классификация профессий

Предмет труда (типы профессий) Цель труда (классы профессий) Орудия труда (отделы профессий) Условия труда (группы профессий)
Человек-техника (Т) Г.Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить Р.Ручные (непосредственное выполнение функции) м.Условия повышенной моральной ответственности
Человек-природа (П) М.Механизированные (управление машинами, механизмами) н.Необычные условия труда
Человек-человек (Ч) Пр.Преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить А.Автоматизированные (управление станками, устройствами) б.Условия бытового типа
Человек-знаковая система (З) И.Изобрести, придумать, найти новый способ решения Ф.Использование функциональных средств организма р.Работа на открытом воздухе
Человек-художественный образ (X)
Моя будущая профессия  
Группы профессий (зависят от условий труда – б, о, н, м)  
Отделы профессий (зависят от орудий труда – Р, М, А, Ф)
Классы профессий (зависят от целей труда – Г, Пр, И)  
Типы (группы) профессий (зависят от предмета труда – П, Т, Ч, 3, X)   Рисунок 2. «Пирамида» профессии (рассматривается снизу вверх)

 

Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие – второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных признака – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда – и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв.

В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профессия токарь. По предмету труда она относится к типу профессий «человек-техника», по цели – к классу преобразующих, по средствам труда – к отделу профессий, где используются машины, по условиям труда – к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо записывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся).

От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъявляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых важных противоречий – то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой – орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства организма. Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендует, необходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развиться в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответствующие знания и умения.

В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств личности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применяемую в теории развивающего обучения (обучение признается ведущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности) [4].

К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития личности, которые можно представить образно (при желании изобразить графически) в виде известной всем модели строения атома.

В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, которое составляют наследственно (биологически) обусловленные качества личности. Это своего рода первый уровень в структуре личности – уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмоциональные качества личности, её потребности (половые, возрастные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов. Речь идет об ощущениях, восприятии, воображении, внимании, памяти, чувствах, воле, а в целом о СУДах – способах умственных действий, осуществляемых в процессе обучения, мыслительных и логических операциях, таких как ассоциация, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция. Третий уровень – это уровень опыта личности; он представлен известными всем ЗУНами (знания, умения, навыки) и СДП (сфера действенно-практическая), т. е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью личности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуправляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нравственной качеств личности), которые образуются на основе и вместе со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

Перечисленные уровни (1–4) в модели личности К. К. Платонова помимо представления о личности как о «каркасе» групп её качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «радиусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, характером её способностей, Я-концепцией.

Понятия «профессиограмма» и «психограмма». Типы профессиограмм. Во второй половине 1920-х гг. отечественные психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике – профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие профессиография включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Современному психологу-практику и профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.

В самом общем виде профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма (по Е. М. Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изучения субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е. М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:

· информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);

· показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

· направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

· выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ППК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы [6].

Варианты составления профессиограмм. А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные виды профессиограмм по их содержанию и структуре:

· комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю. В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.;

· аналитическая профессиограмма (по Е. М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам;

· психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Гарберу), где выделяются: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение – фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда – типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика);

· «модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову). Сам психологический модуль – это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий [8];

· «задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию [6]. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.

А. К. Маркова перечисляет основные требования к профессиограмме:

· четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

· выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

· демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии [4].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 9106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.036 с.)