Профессиональные компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные компетенции



Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и окружающей среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);

- определять приоритеты в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, рационально выбирать устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды (ПК-8);

- владеть и применять основные нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности (ПК-9);

- проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, соблюдать нормы и правила по технике безопасности, контролировать экологическую безопасность производственных процессов (ПК-10);

- осознавать и пропагандировать цели и задачи культуры безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);

- использовать знания по организации охраны труда, окружающей среды для минимизации негативных экологических последствий и обеспечения безопасности в ЧС на объектах экономики (ПК-12);

- использовать методы определения допустимых уровней негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14);

- уметь проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития опасных ситуаций (ПК-15).

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества. Ядром содержательной части предметной областиявляется круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), вся среда обитания как совокупность техносферы и социума, которая характеризуется набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияние на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем: «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты». Объектами защитыявляются: человек, компоненты природы и техносферы.

Главные понятия дисциплины:

Опасность –потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты. В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.

Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания» -это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

- современное состояние и негативные факторы среды обитания;

- принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

- последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

- методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях; мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

- методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 академических часов, что соответствует 3 зачетным единицам.

Таблица 1.1

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы по направлению 050400.62. Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика профессионального образования»,

«Психология и социальная педагогика» очная форма обучения

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 1,5  
В том числе:    
Лекции 0,7  
Лабораторные работы 0,5  
Практические работы 0,3  
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа (всего) 1,5  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем лекций 0,4  
Подготовка к лабораторным работам 0,3  
Подготовка и презентация реферата 0,1  
Подготовка к текущему контролю 0,2  
Контроль (всего) 0,5  
Промежуточная аттестация (экзамен) 0,5  

Таблица 1.2

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы по направлению 050400.62. Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика профессионального образования»,

«Психология и социальная педагогика» заочная полная форма обучения

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 0,2  
В том числе:    
Лекции 0,1  
Лабораторные работы 0,1  
Практические работы    
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа (всего) 2,8  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем лекций 1,2  
Подготовка к лабораторным работам 0,8  
Подготовка и презентация реферата 0,3  
Подготовка к текущему контролю 0,4  
Контроль (всего) 0,1  
Промежуточная аттестация (экзамен) 0,1  

Таблица 1.3

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы по направлению 050400.62. Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика профессионального образования»,

«Психология и социальная педагогика» заочная сокращенная форма обучения

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 0,15  
В том числе:    
Лекции 0,05  
Лабораторные работы 0,1  
Практические работы    
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа (всего) 2,85  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем лекций 1,2  
Подготовка к лабораторным работам 0,8  
Подготовка и презентация реферата 0,3  
Подготовка к текущему контролю 0,45  
Контроль (всего) 0,1  
Промежуточная аттестация (экзамен) 0,1  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и виды учебной работы

Рабочая программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности построена по модульно-блочному принципу.

Модуль -совокупность частей дисциплины, состоящих из укрупненных логико - понятийных тем, характеризующихся определенной логической завершенностью по отношению к целям обучения. Каждый модуль состоит из инвариативного и вариативного блоков. Вариативный блок состоит из профилей – направленностей на конкретный вид научно-практических знаний и (или) объекта профессиональной деятельности.

Таблица 2.1

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы по направлению 050400.62. Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика профессионального образования»,

«Психология и социальная педагогика»очная форма обучения

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Аудиторные часы Контроль (входной текущий, рубежный) Самостоятельная работа студента
Лекции Лабораторные работы Практические занятия
  Модуль 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕХНОСФЕРЕ. 1,0/36 0,3/10 0,2/8   0,2/6 0,5/18
  Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения техносферной безопасности   0,1/3        
  Тема 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.   0,08/3        
  Тема 3. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.   0,06/2        
  Тема 4. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.   0,06/2        
  Модуль 2. ОСНОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ            
  Тема 1. Виды неионизирующих электромагнитных полей и их воздействие на человека            
  Тема 2. Нормирование и защита от последствий воздействия электромагнитных излучений            
  Тема 3. Система комплексной защиты пользователей ПЭВМ            
  Модуль 3. БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЧС            
  Тема 1. Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения в условиях ЧС природного и техногенного характера, их классификация.                
  Тема 2. Действия при угрозе и возникновении ЧС природного характера.            
  Тема 3. Действия при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов            
  Тема 4. Опасности, возникающие при ведении военных действий. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.                  

 

 

Таблица 2.2

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы по направлению 050400.62. Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика профессионального образования»,

«Психология и социальная педагогика»заочная полная форма обучения

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Аудиторные часы Контроль (входной текущий, рубежный) Самостоятельная работа студента
Лекции Лабораторные работы Практические занятия
  Модуль 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕХНОСФЕРЕ. 3/108 0,1/4 0,1/4   0,2/6 2,8/100
  Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения техносферной безопасности   0,025/1        
  Тема 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.   0,025/1        
  Тема 3. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.   0,025/1        
  Тема 4. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.   0,025/1        

 

Таблица 2.3

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы по направлению 050400.62. Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика профессионального образования»,

«Психология и социальная педагогика» заочная сокращенная форма обучения

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Аудиторные часы Контроль (входной текущий, рубежный) Самостоятельная работа студента
Лекции Лабораторные работы Практические занятия
  Модуль 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕХНОСФЕРЕ. 3/108 0,05/2 0,1/4   0,2/6 2,8/102
  Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения техносферной безопасности   0,025/1,          
  Тема 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.            
  Тема 3. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.   0,025/1        
  Тема 4. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.            

 

 

Таблица 3.

Дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ  
  Модуль 1. Безопасность в техносфере.
  Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения техносферной безопасности. Характерные системы «человек-среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятие «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Вред, ущерб, риск-виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации- понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.
  Тема 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые нормы.
  Тема 3. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  Тема 4. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
  Модуль 2. Основы электромагнитной безопасности
  Тема 1. Виды неиоизирующих электромагнитных полей и их воздействие на человека Классификация неионизирующих видов электромагнитных излучений и полей. Параметры, характеристики и источники электромагнитных полей в техносфере. Электромагнитные излучения технических средств информационного обеспечения. Особенности воздействия на человека электромагнитных полей и излучений различных видов и частотных диапазонов. Заболевания, связанные с воздействием электромагнитных полей. Последствия негативного воздействия компьютерной техники на здоровье пользователей.
  Тема 2. Нормирование и защита от последствий воздействия электромагнитных излучений Предельно-допустимые уровни электромагнитных излучений различных частотных диапазонов – основные виды и принципы установления. Международные и российские стандарты, регламентирующие нормы воздействия электромагнитных излучений и полей на человека и окружающую среду в техносфере. Основные принципы, методы и средства защиты от неионизирующих электромагнитных излучений и полей. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  Тема 3. Система комплексной защиты пользователей ПЭВМ Принципы, методы и направления многоступенчатой комплексной защиты здоровья пользователей персональных компьютеров. Требования к организации рабочего места с ПЭВМ. Основные средства и профилактические мероприятия по предупреждению «компьютерных» заболеваний.
  Модуль 3. Безопасность в условиях ЧС.
  Тема 1 Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения в условиях ЧС природного и техногенного характера, их классификация. Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности. Правовые основы защиты населения от ЧС. Структура, задачи, состав сил и средств ГО. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Назначение, основные задачи, структура, режимы функционирования. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.  
  Тема 2. Действия при угрозе и возникновении ЧС природного характера. Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии. Классификация и характеристика ЧС природного характера. ЧС геофизического, геологического характера, их причины и последствия. Действия во время и после их возникновения. ЧС метеорологического характера, их причины и последствия. Действия во время и после их возникновения. ЧС гидрологического характера, их причины и последствия. Действия во время и после их возникновения.  
  Тема 3. Действия при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Прогнозирование аварий и катастроф. Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Классификация аварий и этапы развития аварий на РОО. Наиболее опасные радионуклиды, зонирование территории вокруг РОО на этапах развития аварии, профилактика возникновения аварий на РОО. Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хранения и транспортировки АХОВ, их характеристики. Развитие аварий и их последствия при различных способах хранения АХОВ на ХОО. Зона химического заражения АХОВ, очаг химического поражения. Профилактика возникновения аварий на ХОО. Виды террористических актов, их общие и отличительные черты. Правила и порядок поведения населения при угрозе или совершении террористического акта. Действия при захвате в заложники и при освобождении.  
  Тема 4. Опасности, возникающие при ведении военных действий. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них. Ядерное оружие (ЯО). Поражающие факторы ЯО и характер их воздействия на людей, здания, технику и др. объекты. Химическое оружие. Основные свойства и особенности поражающего действия. Отравляющие вещества, их классификация. Биологическое (бактериологическое) оружие. Виды и основные свойства, способы применения и характеристика поражающего действия. Обычные современные средства поражения и характеристика их воздействия на живую силу, технику, сооружения.  
     

Содержание учебно-образовательных модулей

 

МОДУЛЬ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕХНОСФЕРЕ

Инвариантный блок

Введение в безопасность. Основные понятия и определения техносферной безопасности.

Характерные системы "человек - среда обитания". Системы « человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы Взаимодействие человека со средой обитания. Структура дисциплиныи краткая характеристика ее основных модулей

Понятия «опасность». Виды опасностей, краткая характеристика опасностей и их источников. Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Вред, ущерб, риск– краткая характеристика видов. Современные уровни риска опасных событий. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.

Структура техносферы и ее основных компонентов. Виды техносферных зон, типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Закон о неизбежности образования отходов жизнедеятельности. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы - средняя продолжительность жизни, уровень экологически и профессионально обусловленных заболеваний. Современные принципы формирования техносферы, вопросы безопасности и сохранения природы Архитектурно- планировочное зонирование территории на селитебные, промышлен-ные и рекриационно-парковые районы, транспортные узлы. Культура безопасности личности и общества как фактор обеспечения безопасности в техносфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.023 с.)