Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. Безопасность в условиях ЧС.

Поиск

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени.

Понятие опасного промышленного объекта, классификация опасных объектов. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Понятие радиационного прогноза. Определение возможных доз облучения и допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения. Допустимые уровни облучения при аварийных ситуациях. Дозиметрический контроль.

Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. Химический контроль и химическая защита. Основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ.

Пожар и взрыв. Классификация видов пожаров и их особенности. Основные сведения о пожаре и взрыве. Основные источники и причины пожаров и взрывов. Пожарная защита. Пассивные и активные методы защиты. Пассивные методы защиты: зонирование территории, противопожарные разрывы, противопожарные стены, противопожарные перекрытия, легкосбрасываемые конструкции, противодымная защита. Активные методы защиты: пожарная сигнализация, способы тушения пожаров. Огнетушащие вещества: вода, пена, инертные газы, порошковые составы. Системы пожаротушения: стационарные водяные установки, установки водопенного тушения, огнетушители, их основные типы. Классификация взрывчатых веществ. Ударная волна и ее основные параметры.

Чрезвычайные ситуации военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Ядерный взрыв и его опасные факторы.

Стихийные бедствия. Землетрясение, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Оборудование убежищ. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Способы обеспечения психологической устойчивости населения в чрезвычайных условиях.

Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях. Понятие об устойчивости объекта. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов.

Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечение личной безопасности. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.

Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях. Основы организации аварийно-спасательных работ. Способы ведения спасательных работ при различных видах чрезвычайных ситуаций. Основы медицины катастроф.

5.2. Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения

Таблица 4.

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно- образовательные модули
Модуль Модуль Модуль
  Знания:      
1. основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; + +  
  методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности + +  
  базовые законодательные и нормативные правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности + +  
  принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизации условий деятельности +    
  последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов + +  
  базовые методы идентификации опасностей +   +
  основные методы и средства обеспечения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере      
  основные способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях     +
  мероприятия по защите населения и персонала в чрезвычайных си-туациях, включая военные условия и основные способы ликвидации их последствий     +
  Умения:      
  идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск + +  
  выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности + +  
  выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности + +  
  Владение:      
  законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности + +  
  базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды +    
  методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека + +  
  базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях     +
  Профессиональные компетенции:      
  ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и окружающей среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1) + +  
  определять приоритеты в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, рационально выбирать устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды (ПК-8) +    
  владеть и применять основные нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности (ПК-9) + +  
  проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, соблюдать нормы и правила по технике безопасности, контролировать экологическую безопасность производственных процессов (ПК-10) + +  
  осознавать и пропагандировать цели и задачи культуры безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11) + +  
  использовать знания по организации охраны труда, окружающей среды для минимизации негативных экологических последствий и обеспечения безопасности в ЧС на объектах экономики (ПК-12)     +
  использовать методы определения допустимых уровней негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14) +   +
  уметь проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития опасных ситуаций (ПК-15)     +

 

 

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основной целью лабораторного практикума является приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, способами контроля и измерения опасных и вредных факторов. Лабораторный практикум предусмотрен по 1, 2 и 3-му учебно-образовательным модулям.

Содержание лабораторного практикума, представленного в табл. 6 соответствует профилю подготовки «Психология и педагогика профессионального образования», «Психология и социальная педагогика», «Психология и педагогика дошкольного образования» по которой осуществляется обучение для достижения основных целей модульного образовательного процесса.

Таблица 5

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели лабораторного практикума Перечень Лабораторного практикума Часы  
 
  Модуль 1. Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Цель: Освоение методики определения сопротивления изоляции электропроводов, исследование влияния сопротивления системы заземления на величину напряжения на корпусе электрооборудования, изучение принципа действия и области применения зануления. Освоение методики исследования шума. 1. Выбор и расчет систем электробезопасности в сетях переменного тока с напряжением до 1000В.    
2. Исследование Эффективности действия зануления    
3. Исследование эффективности системы защитного заземления    
4. Определение уровня шума на территории и в помещении.    
  Всего часов      
  Модуль 2. Основы безопасности с электромагнитными полями. Цели: - знакомство с приборами контроля и измерения электромагнитных излучений; - приобретение инструментальных компетенций и навыков обращения с приборами и диагностическими средствами для создания комфортных условий труда и отдыха. 1. Определение уровня переменного электрического и магнитного поля от источника излучения.    
2. Определение уровня электростатического поля на рабочих местах с ПЭВМ    
Исследование электромагнитных излучений от источников сверхвысоких частот.    
  Всего часов      
  Модуль 3. Цели: – формирование у студентов знаний, умений и навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; – овладение системой защиты жизни, методами спасательных работ, позволяющих в кратчайшее время принимать решения в нештатных ситуациях; – воспитание ответственности и сознательного отношения к решению вопросов безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;   1. Организация и ведение химической разведки. Приборы химической разведки и порядок их использования. 2. Организация и ведение радиационной разведки. Приборы радиационной разведки и порядок их использования. 3. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, их применение.          
  Всего часов:      

 

Перед проведением лабораторного практикума в рамках каждого модуля студент должен успешно освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения лабораторной работы по предварительно полученным учебным и методическим материалам. Текущий контроль знаний осуществляется в рамках защиты письменных протоколов по отчету проделанной работы.

 

Практические занятия

Практическая работа является формой индивидуально-группового и практико-ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к профилю профессиональной области знаний и соответствовать направлению подготовки «Психология и педагогика профессионального образования», «Психология и социальная педагогика», «Психология и педагогика дошкольного образования». Цель практикума – приобретение профессиональных компетенций и практических навыков основных методов и средств защиты в жизни и профессиональной деятельности. Практические занятия предусмотрены по 2 и 3-му учебно-образовательным модулям.

 

Таблица 6

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практических работ Перечень Практических работ Часы  
 
  Модуль 2. Основы электромагнитной безопасности. Цель: формирование умений идентификации негативных факторов, их нормирования и оценки возможных последствий, организации рабочего места по профилю профессиональной деятельности. Приобретение навыков выбора и применения основных методов и средств защиты в жизни и профессиональной деятельности   1. Определение опасных и вредных факторов на рабочих местах с ПЭВМ и создание электромагнитной безопасности помещений и рабочих мест    
2. Организация и планировка рабочих мест с компьютерной техникой    
3. Определение допустимого уровня воздействия факторов производственной среды при работе с компьютерами.    
     
  Всего часов      
  Модуль 3. Цель: 1. Выработка у студентов уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Формирование у студентов мировоззрения безопасного поведения в повседневной жизни. 3. Воспитание у студентов стойкости, готовности оказать помощь в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине в экстремальной ситуации.   1.Организация и проведение общей эвакуации населения. Порядок эвакуации. 2.Понятие об устойчивости объекта. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов. 3. Средства пожаротушения и правила их применения. 4.Терроризм. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечение личной безопасности.            

 

 

Перед проведением практических занятий в рамках каждого модуля студент должен успешно освоить процедуру их подготовки и выполнения по предварительно полученным учебным и методическим материалам (текущий контроль знаний).

 

Образовательные технологии

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно в виду профессиональной деятельности обучающихся.

Прблемная ситуация – совокупность условий, обстоятельств, характеризующийх такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором появляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация.

Тренинг - вид учебной подготовки студента, заключающийся в закреплении приобретенных на занятиях знаний и умений по изучаемой теме на примере решения или анализа профессионально-ориентированных вопросов. Конечная цель любого тренинга – переход от категории «знание» и «умение» к категории «владение».

Ролевая игра – предполагает наличие сложной задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения, а также взаимодействие участников игрового занятия, в частности проведением дискуссии.

Деловая игра – метод обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности. Студенты – участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно, представляя их интересы. Главная цель игры - подготовить обучающихся к решению профессиональных вопросов.

Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.

Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательнымх модулей. Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 8.

 

 

Таблица 7.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
  Модуль1 Безопасность в техносфере Цель:Формирование умений идентификации негативных факторов и оценок, связанных с экологическими аспектами безопасности, их нормирование и устранение их последствий. 1. Определение опасных и вредных производственных факторов и уровня допустимого воздействия для конкретного вида работы (практикум).  
2. Виртуальные лабораторные работы, конкретные ситуации и решение ситуационных задач.  
  Модуль 2 Основы электромагнитной безопасности. Цель: 1. Создать условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вуза; 2. Развить умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. 3. Способствовать развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизировать мышление. 4. Способствовать преодолению стереотипов в обучении и выработке новых, адекватных подходов к профессиональным ситуациям. Тема 1. Виды неиоизирующих электромагнитных полей и их воздействие на человека Тема 2. Нормирование и защита от последствий воздействия электромагнитных излучений Тема 3. Система комплексной защиты пользователей ПЭВМ В работе используются проблемные лекции; занятия проводятся с применением методов коллективной деятельности и групповой дискуссионной формы обсуждения, решением производственных ситуационных задач, имитационных моделей, использованием индуктивных и дедуктивных логических схем, самостоятельной дистанционной работы через интернет студента и преподавателя.  
  Модуль 3 Цель: 1.Вооружение студентов информационно - познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками. 2.Вооружение умениями отбирать содержание материала, в соответствии с логикой предмета. 3.Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности.   Тема 2. Действия при угрозе и возникновении ЧС природного характера. Тема 3. Действия при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов  
1.Проведения занятий с применением методов коллективной деятельности и дискуссионной формы обсуждения. 2.Применение игровых методов: игровых ситуаций, ролевых игр, тренингов в активном режиме, имитационных моделей и игр.    

 

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру безопасности, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня. В соответствие с этим положением, она должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» включает: самостоятельное изучение отдельных тем модуля по заданию преподавателя (по рекомендуемой им учебной литературе), подготовку к лабораторному практикуму, практическим занятиям, выполнение домашнего задания, самостоятельную подготовку к текущему контролю по каждому модулю, рубежному тестированию после освоения модуля, экзамену или зачету. В самостоятельную работу входит подготовка рефератов, презентаций и доклада по ним.

Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 9.

 

Таблица 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.01 с.)